Китай завершил свою первую глубоководную научную экспедицию в Атлантический океан, несмотря на протесты США. Плавание заняло 164 дня, во время которых китайский корабль Shenhai Yihao преодолел 57 тысяч километров и пришвартовался в восточном портовом городе Циндао.
Shenhai Yihao несет подводную лодку Jiaolong (названную так по имени древнего дракона), которая во время экспедиции провела 46 погружений. Это стало абсолютным рекордом для одной экспедиции и позволило китайским исследователям собрать данные об окружающей среде, а также биологические и геологические образцы.
— Наше путешествие стало первым, когда мы использовали Jiaolong для проведения исследований в Атлантическом океане, — рассказал Сунь Юнфу, главный научный сотрудник океанской экспедиции и исследователь Национального глубоководного центра.
Изучали китайцы Срединно-Атлантический хребет — это подводная горная цепь, образовавшаяся в результате непрерывного сдвига тектонических плит, она простирается через океан, отделяющий Европу и Африку от Америки.
Горный хребет содержит гидротермально активные районы с чрезвычайно высокими температурами и уникальными экосистемами, которые представляют интерес для научных исследователей. Причем интерес сугубо практический.
Исследователи обнаружили гидротермальные зоны по другую сторону океана, проведя погружения в 15 районах. Во время погружений они также собрали образцы червей, креветок и мидий, обитающих в гидротермальных зонах, а также геологические образцы, такие как базальт и сульфиды.
И уже в следующем году глубоководная деятельность Китая может выйти за рамки чисто академических исследований. Страна входит в число участников Конвенции ООН по морскому праву (UNICLOS), ожидающих решения о том, когда они могут начать глубоководную добычу полезных ископаемых на дне Мирового Океана. UNICLOS как раз устанавливает правила, регулирующие научное и хозяйственное использование Мирового Океана.
Это крайне важно, учитывая, что около 60% территории Земли покрыто водой со средней глубиной более 2000 метров. При этом почти 70% недавно открытых запасов нефти и газа залегают на глубине более 1000 метров под водой.
Китай может получить львиную долю кобальта, сульфидов и других минералов, обнаруженных на дне океана, стоимостью в триллионы долларов, поскольку у него больше участков для исследований на океаническом дне, чем у любой другой страны, подсчитали в CBS News.
Примечательно, что США, Сенат которых до сих пор не ратифицировал Конвенцию ООН по Морскому праву, не смогут участвовать в глубоководной добыче полезных ископаемых. И даже в исследовательских экспедициях, необходимых для подготовки к такой добыче. Зато теперь американцы крайне переживают по поводу того, как быстро Китай осваивает океанское дно.
Переживают и американские военные: детально изучив Мировой океан (чего США позволить себе не могут), Китай сможет строить более современные — бесшумные и неуловимые — подлодки. Кроме того, китайцы отточат технологии обнаружения вражеских (в первую очередь, естественно, американских) субмарин.
Между тем, китайские океанологи своей небывалой активностью превосходят ученых из любой страны. Си Цзиньпин подчеркивает необходимость изучения морей с 2013 года, когда он произнес знаменитую фразу «Заботиться об океане, понимать океан и стратегически управлять океаном». И уже в 2017 году начали строить корабль Shenhai Yihao («Глубоководье»). Он стал самым совершенным в мире материнским кораблем для подводных аппаратов (пилотируемых и роботизированных). Хотя на планете не так много подобных судов — всего четыре.
В 2020 году Китай установил новый «океанический» рекорд: в Бездну Челленджера (это самое глубокое на планете место, часть Марианской впадины) на китайском глубоководном автономном аппарате Fendouzhe («Борец») опустились три китайских океанолога.
В 2021 году запущенный с борта Shenhai Yihao батискаф Jiaolong повторил спуск на дно Марианской впадины. В том же году Институт океанологии Китайской академии наук сообщил, что успешно развернул на дне океана подводную экспериментальную платформу, способную хранить и изучать глубоководных существ.
Ну и, наконец, в 2021 году к югу от острова Хайнань в Южно-Китайском море началась эксплуатация первой в мире глубоководной полупогружной платформы для добычи и хранения нефти. Она, как и корабль, называется Shenhai Yihao.
Платформа водоизмещением 100 тысяч тонн добывает газ на морском месторождении Линшуй. Уникальность «Глубоководья» в том, что бурит она на глубине 1500 метров. И одна эта буровая установка может добывать около 3 млрд кубометров природного газа в год (почти 1,5% китайской добычи). То есть примерно шесть десятков таких платформ вдоль берегов Китая могли бы покрыть всю нынешнюю добычу.
Дмитрий Капустин