Борьба с коронавирусной инфекцией приобрела в КНР характер «народной войны». В дополнение к государственным мерам по сдерживанию распространения заболевания в китайском обществе ширится добровольная помощь властям.
Владельцы частных ресторанов переходят на бесплатное приготовление готовой еды для пациентов и персонала больниц, таксисты в Ухани за свой счёт развозят медперсонал из дома в больницы и обратно, врачи и медсёстры подают заявки для работы на самых тяжёлых участках – в эпицентре коронавирусной инфекции, ежедневно пополняются общественные благотворительные фонды для финансирования мер по борьбе с коронавирусом.
По всей стране люди в режиме реального времени с тревогой следят за информацией об эпидемической ситуации, которая обновляется несколько раз в день, сочувствуют пострадавшим и очень серьёзно относятся к личной безопасности.
Власти практически по всей стране ввели жёсткий карантинный режим. Полностью закрыта для въезда и выезда провинция Хубей, откуда распространился короновирус, включая и админцентр провинции – город Ухань (11 млн чел.). Весь общественный транспорт в городе – местные автобусы, автобусы дальнего следования и метро – также закрыты до окончания карантина.
По мере распространения коронавируса закрываются для въезда и выезда остальные города и сёла.
Те города и населённые пункты, в которых пока нет заболевших, выставляют на дорогах блокпосты, на которых проверяется температура пассажиров и проводится опрос состояния их здоровья и маршрута следования, независимо от вида транспорта.
В связи с этим изменены расписания межгородского автобусного и железнодорожного сообщения, авиаперевозок.
В остальных городах на карантин закрыты школы, вузы, детские сады, некритические производства, некоторые госучреждения, часть магазинов и ресторанов. Работают преимущественно продуктовые магазины и он-лайн услуги по продаже готового питания. Все пассажиры общественного транспорта обязаны носить защитные маски. Причём, по мере распространения вируса, жёсткий карантинный режим с целью упреждения охватывает те места, где его пока нет.
Всё больше городов, где в профилактических целях закрываются на карантин жилые комплексы (ЖК). Технически это облегчается тем, что в Китае внутренние дворы ЖК являются огороженной от пешеходных улиц и проезжих дорог территорией с охраняемым входом (въездом). Домовые комитеты и комитеты самоуправления жилым комплексом при участии добровольцев из числа жильцов следят за соблюдением карантина. Это значит, что попасть на территорию ЖК постороннему сейчас невозможно, а жильцов выпускают по делам, например, в магазин, с определённой периодичностью в неделю и по спискам.
Аналогичная ситуация в сёлах. Там следить за соблюдением карантина и появлением посторонних ещё проще, так как все жители села или соседних домов знают друг друга. Кроме назначенных на блокпосты лиц следить за соблюдением карантинных мер и общественным порядком повсеместно помогают активисты-добровольцы.
Конечно, перечисленные меры применяются в разных пропорциях и сочетаниях местными властями в зависимости от эпидемической ситуации, если нет конкретных указаний из Пекина.
Например, в Сиане (админцентр пров. Шэньси) все пассажиры должны носить маски и предъявлять свои удостоверения личности, чтобы сесть на такси и метро, а также, в случае необходимости сообщать своё имя, идентификационный номер и номер мобильного телефона. Согласно предписанию городских властей водители такси обязаны дезинфицировать такси как минимум два раза в день. Приостановлена работа общегородских онлайн-сервисов, связанных с поездками.
Поскольку резко сократилось посещение магазинов, возросла нагрузка на службы доставки продуктов по интернет-заказам. В Китае это целая индустрия, причём очень развитая и сейчас эта услуга стала критически важной. Курьеров, допущенных к доставке, специально проверяют на наличие вируса.
Налажено чёткое, оперативное и многоканальное информирование населения в режиме реального времени об общей ситуации в стране с эпидемией, а также о ситуации в конкретной провинции и городе; о мерах предосторожности в общественных местах.
Ежедневное информирование и инструктаж идёт в ТВ-новостях, на официальных веб-сайтах госорганов, через смс-рассылку мобильных операторов и соцсети.
Чрезвычайные меры, возможно, являются некоторой перестраховкой, но вполне объяснимы с учётом ряда фактических обстоятельств (без привлечения конспирологических гипотез).
Во-первых, обнаруженный новый вирус хоть и принадлежит к тому же типу, что и вирусы «птичьего» и пр. гриппа, но отличается от них. Против него пока нет вакцины, а смертность от него всё же выше, чем от гриппа.
Во-вторых, это самое главное – из-за плохой изученности данного коронавируса, врачей тревожит неопределённость его воздействия на человека и то, как он может меняться по мере распространения среди людей. Достаточно вероятен рост его смертельной опасности в результате мутаций. При этом неизвестно, когда эта мутация произойдёт — в этом сезоне или во время новой вспышки заболевания в будущем. Так было с вирусом «испанки» (SC18), которая благодаря двум мутациям превратилась в смертельное заболевание и стала причиной гибели около 100 миллионов человек в мире.
Например, у учёных вызывает опасение высокая вероятность таких мутаций у самого известного из современных типов гриппа — «птичьего» H5N1, что может привести к ещё более тяжёлым последствиям, поскольку в современных условиях распространение вируса может занять считанные дни. А здесь всё зависит от системы государственного управления в стране и, в частности, здравоохранением.
Так, во время эпидемии гриппа H1N1 в 2009 году в США были инфицированы 50 миллионов американцев, из которых 10 000 человек умерли. Тогда система здравоохранения США, оказалась не готова к эпидемии.
В-третьих, Ухань – эпицентр вспышки вируса и сама провинция Хубэй – это самый густонаселённый регион и один из важнейших транспортных узлов страны, что способствует быстрому распространению заболевания. А огромная численность и сверхвысокая плотность населения КНР является благоприятным фактором для распространения вируса за пределы очага возникновения.
В-четвёртых, распространение вируса 2019-nCoV совпало с огромным пассажиропотоком во время китайского лунного Нового года. В это время количество путешествующих по Китаю во всех направлениях возрастает одновременно до десятков миллионов человек. Во время длительных новогодних каникул люди разъезжаются к своим родителям, взрослым детям, внукам и дальним родственникам в другие города и сёла (зачастую, это разные концы страны), по туристическим маршрутам, едут большими семьями на отдых за пределы КНР. Это обстоятельство стало дополнительным фактором быстрого распространения заболевания.
Всё перечисленное было учтено китайскими властями и явилось достаточным основанием для чрезвычайных мер.
Уже сейчас понятно, что чрезвычайная ситуация с короновирусом будет иметь негативные последствия для экономики КНР, темпы роста которой в первом квартале могут снизиться до порядка 5%. Однако китайское правительство рассчитывает восполнить замедление экономики более ускоренным ростом в последующих трех кварталах.
Объявлено об учреждении специального фонда повторного кредитования объёмом в 300 млрд юаней (43 млрд долл.) для крупных национальных, а также некоторых местных банков в провинциях.
На сегодняшний день ряд крупных городов Китая объявили о политике отсрочки платежей по социальному обеспечению и снижения процентных ставок по кредитам для пострадавших предприятий. Было также объявлено о серии мер по поддержке малых и средних предприятий, включая освобождение от платы за аренду, поддержке кредитной линии и субсидий на исследования и разработки.
Ещё одна проблема экономики — острая нехватка рабочей силы в городах первого уровня. Миллионы рабочих-мигрантов, уехавшие в свои родные города на новогодние каникулы оказались заблокированными там из-за широких карантинных мер. Проблема нехватки рабочей силы, видимо, обострится в крупных китайских городах, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь, экономика которых растёт даже быстрее общекитайских темпов роста ВВП в 6,1% (в 2019 г.). В условиях подъёма производственных отраслей и индустрии услуг в таких городах непрерывно растёт спрос на рынке труда.
Масштабы нехватки рабочей силы видны по Пекину. Транспортное управление города опубликовало данные, согласно которым из 10 миллионов человек, которые покинули столицу КНР в преддверии праздников лунного нового года, 8 миллионов до сих пор не вернулись на рабочие места из-за карантина.
Однако в целом экономика крупных городов первого уровня не сильно пострадает от введённых ограничений, поскольку они не затрагивают основные обрабатывающие производства.
Чрезвычайное положение в КНР из-за коронавируса даёт пример того, как действия властей и поведение общества в сложившейся ситуации показали чёткую и слаженную работу, высокую организованность и дисциплину населения при выполнении рекомендаций властей.
Чтобы понять со стороны весь драматизм ситуации и оценить жертву, принесённую китайским обществом ради скорейшей победы страны над эпидемией, следует подчеркнуть одно обстоятельство. Лунный новый год в КНР — это один из самых больших и значимых семейных праздников, а семья для китайца — это безусловный приоритет, и урбанизация ничего принципиально не изменила в этом многовековом укладе. Но в современном Китае высокая подвижность трудовых ресурсов и очень часто место постоянной работы мужа или жены отдалено от места постоянного жительства сотнями и тысячами километров.
В этой ситуации единственная возможность встретиться всей большой семьёй – это длительные новогодние отпуска. Карантинные меры пришлись на самый их пик и фактически сорвали воссоединение семей. Миллионы китайцев вняли просьбам властей и добровольно отказались от поездок к родственникам и на отдых на личных автомобилях.
Директор Института политических наук Китайской академии общественных наук Чжан Шухуа, оценивая действия государства, обращает внимание, что «национальная система Китая способна преодолеть ограничения различных ведомств, агентств и местной бюрократии. ... В рамках этой системы Китай может сконцентрироваться на выполнении основных задач ... и эффективно бороться с любой чрезвычайной ситуацией».
Убедительным подтверждением этого тезиса стало строительство в Ухани в 10-дневный (!) срок больницы Huoshenshan (Гора бога огня) на 1000 мест для заражённых коронавирусом.
Организация карантинных мер выявила также некоторые проблемы в госуправлении и пробелы в законодательстве, которые сейчас в руководстве КНР подробно изучаются.
Председатель КНР Си Цзинпин, например, обратил особое внимание на предотвращение незаконного повышения цен на медикаменты и товары первой необходимости.
Были случаи, когда люди сознательно скрывали факт своих поездок в город Ухань или провинцию Хубэй, чтобы избежать карантинных мер и в итоге заражали других людей. Сейчас приняты нормативные акты, согласно которым отказ от сотрудничества в такой ситуации будет считаться преступным.
Нам же остаётся поддержать дружественный Китай в его чрезвычайных усилиях по борьбе с опасным заболеванием и выразить уверенность в победе.
Виктор Пироженко