Знаете удивительную страну, где, по либеральным сказкам, «вкалывают роботы, а не человек»? В реальности же Япония – это государство, в котором каждый пятый пенсионер стремится попасть и попадает в тюрьму. Причина банальна: там кормят, и не замёрзнешь насмерть.
В конце января мы с вами совершили путешествие в удивительный мир итальянской пенсионной реформы.
Той самой, в рамках которой минимальный стаж для выхода на пенсию при отсутствии льгот составляет 38-м лет. И чтобы этот стаж признали, надо трудиться легально, не брать больничные и работать только на полную ставку.
Плюс – эту реформу в любой момент могут отменить посредством начальственного окрика из Брюсселя. Потому что денег у Италии нет, и реформа, вообще-то – в долг.
Сегодня же давайте заглянем в другое успешное, как гласит легенда, государство «первого мира» – Японию. Вот что происходит с тамошними пенсионерами по данным совестливой Би-Би-Си.
Эта красивая инфографика показывает, как изменился возрастной состав обитателей японских тюрем с 1990-го по 2016-й год. Если в первом из названных годов лишь каждый 20-й заключённый был старше 65-ти лет, то спустя 16-лет – уже каждый пятый. То есть успешный успех японского пенсионного обеспечения налицо.
Почему так происходит? Потому что пожилые люди, которые живут лишь на базовую пенсию, физически не могут свести концы с концами. Поэтому они идут и крадут всё подряд – от еды до мотороллеров, после чего дисциплинированно сдаются полиции и не просят снисхождения. К слову, это одна из причин, по которым в Японии высокая раскрываемость краж, составляющих до 70% от общего числа преступлений.
Раньше старикам было легче – их содержали дети. Но теперь японцы всё чаще бросают родителей на произвол судьбы. Или – вместо того, чтобы помогать родителям, садятся им на шею.
Для таких социальных захребетников даже есть специальный термин – «парасайто сингуру». Дословно – «паразит-одиночка». Их число по состоянию на 2017-й год перевалило за 4,5 миллиона человек. Самым старшим парасайто сингуру – уже 60-т лет. А их родителям – минимум по 80-т. Нетрудно спрогнозировать, что после смерти кормильцев паразиты-одиночки пойдут красть, чтобы попасть в тюрьму. Потому что работать они попросту разучились, десятилетиями сидя на родительских шеях. Если вообще когда-нибудь умели.
Почему же сложилась описанная ситуация? Почему хвалёное японское пенсионное обеспечение не способно дать пожилым людям достаточно денег для жизни?
Ответ найти нетрудно. Вот он.
«Самый крупный пенсионный фонд мира потерял 136 миллиардов долларов за три месяца».
Речь идёт о государственном пенсионном фонде Японии, и его потери составили более 9% активов. Доинвестировались, да. Это к вопросу о том, что в нашей стране ругают Пенсионный фонд России, который, слава Богу, вообще не имеет права производить какое-то инвестирование.
«Снижение стоимости и уровень потерь были самыми высокими в сравнении с сопоставимыми данными на апрель 2008 года. Внутренние акции были худшими инвестициями фонда, за которыми следовали иностранные акции».
К сожалению, в публикации Bloomberg не сказано, в какие именно акции вкладывался пенсионный фонд Японии. Не удивлюсь, если эффективные в больших кавычках японские менеджеры решили прикупить как бы ценные бумаги Теслы или Фейсбука. Впрочем, как показывает написанное в публикации, дутые японские активы были ещё худшим вариантов для вложений.
Говоря по-простому, государственный пенсионный фонд Японии играет в биржевом казино. Играет в то самое время, когда его подопечные крадут, чтобы попасть в тюрьму, где кормят и тепло. Что, помимо дурных наклонностей менеджеров, толкнуло столь серьёзный социальный институт увлечься вложениями в акции? Безысходность. Население стареет, никаких роботов, которые работают за людей, в глобальном масштабе нет. Стремительно редеющие ряды молодёжи вообще не очень рвутся трудиться по 12 часов в день без отпусков, чтобы потешить людоедские корпоративные традиции сверхурочного нахождения в офисе или на заводе.
Как вам такая пенсионная реформа, в рамках которой дом пенсионера – тюрьма? Нет, её никто не объявлял официально, и потому нельзя придумать конспирологическую версию, что Синдзо Абэ приурочил объявление о ней к открытию спортивных соревнований. Она просто воплощается в жизнь явочным порядком.
Когда в следующий раз вам будут кукарекать из Твиттера, что наших пенсионеров грабят, то спорить не нужно. Грабят, да. Как и во всём мире, где в случае полномасштабного экономического кризиса пенсионерам вообще не останется места. А у нас – останется, но, увы, ради этого придётся трудиться дольше.
Лучший способ прожить достойную старость – воспитать в молодости минимум троих детей, которые после бы помогали своим родителям. А для этого, естественно, надо не только приучить их к труду, чтобы они не стали захребетниками, но и поддерживать с ними тёплые взаимоотношения. Это трудная задача, но посильная. Что ждёт нас, если мы её не осилим, показывает инфографика про возраст обитателей японских тюрем.
Руслан Осташко