Русские Вести

Как учатся в Германии


Про детей. Часть 1.

Скажу сразу, я не являюсь специалистом в области образования и рассказывать об этом буду с точки зрения потребителя: мои дети учились в школе, мои знакомые учились в школе, сама я закончила профессиональную школу, и вот что меня при этом удивляло, что показалось необычным, в общем – мои впечатления в чистом виде.

Итак, начнем с дошкольного образования. Как я уже писала, в случае с детскими садами у нас конкретно все было плохо. Мы жили в небольшом городе, где нет так называемых Tagesstätte, то есть садиков в российском понимании – где дети действительно остаются на весь день. А большинство детских садов работает так: утром с 8-9 до 12 и потом еще с 14 до 16. То есть в 12 ребенка необходимо забрать, а если есть желание, в 14 можно привести еще на 2 часа. Детей в садике не кормят (надо давать завтрак с собой). Регулярных занятий никаких нет, хотя воспитатели по своей инициативе что-то придумывают – то что-нибудь мастерят, то идут на прогулку по городу. Но специально детей ничему не учат. В основном функция воспитателя – присмотр чтобы детки друг друга не убили.

Сейчас вроде бы правительство начинает понимать, что основная причина низкой рождаемости – невозможность для матерей работать, пока ребенку не исполнится 8-10 лет. И в самом деле, здесь даже считается, что «ребенку нужна мать», и как же можно работать! Но экономическая ситуация давно уже требует, чтобы женщина именно работала без перерыва – на зарплату мужчины, как правило, давно уже не прожить. Однако о какой работе может идти речь, когда ребенок в садике с 9 до 12? Помощь родственников здесь совершенно не принята, бабушкам ребенка не отдают. Няня? Настоящей няне, как в России, нужно платить хотя бы минимальную зарплату, это больше тысячи евро в месяц. Существуют «семейные детские сады» («дневная мама», Tagesmutter) – то есть некоторые женщины берут к себе в дом чужих детей и таким образом зарабатывают. Это тоже стоит дорого, сейчас не знаю, а 15 лет назад стоило 3 евро в час, где-то 25 евро в день. Конечно, если мать уже имеет образование и высокую зарплату, то и такой частный сад, и даже иногда няня может окупиться…  но парадоксальным образом, именно женщины с в/о рожают детей реже других (примерно каждая вторая не планирует ребенка вообще); а если уж рожают, то сидят с ними дома, чтобы «насладиться материнством», поскольку их социальная страта это позволяет – есть накопленные средства, пассивный доход или богатый муж
.
В основном же детей рожают, как принято считать в рунете, «идиотки», то есть основная масса трудящихся женщин. А для них даже семейный детский сад практически недоступен. Правда, для одиноких матерей такой сад может оплатить государство – а для замужних вообще никак.

Но сейчас появилось больше обычных детских садов, где ребенок остается на весь день и получает горячий обед.Плата за такой садик для родителей со средним доходом в зависимости от города может составлять примерно от 100 до 300 евро в месяц (если доход больше – то и садик дороже), но кажется, за питание платят отдельно.

В 6 лет наступает момент, когда ребенок должен пойти в школу. Дети проходят комиссию, и если у них есть отставание в развитии, или, к примеру, незнание немецкого языка, их могут еще на год оставить в «школе-садике», где уже есть какие-то регулярные занятия. Дети с инвалидностью поступают в специализированные школы сразу.

В первые 4 года все дети учатся вместе – начальная школа. Начальных школ много, их стараются строить в каждом районе, это отдельное здание, то есть малыши вместе со старшими не учатся.

Учить детей читать до школы не только не принято – это считается даже вредным. Дети, которые сами как-то научились читать в 4-5 лет, считаются «высокоодаренными» (привет, в России, вроде бы, таких большинство) и требующими особого внимания в смысле хрупкости психики (конечно, это не значит, что внимание им на самом деле уделяется).  Вообще родители с детьми не занимаются, это считается каким-то моветоном, дескать, что они мучают деточку из честолюбия. А вот когда ребенок уже пошел в школу, то уроки с ним, разумеется, делать надо. Но каких-то «рефератов» и фантастических поделок, на которые способен только взрослый, в начальной школе, конечно, не задают, домашка обычная. Если ребенок здоровый и самостоятельный, он и сам справляется.

А вот дальше начинается жесть. Уже примерно в третьем классе начинается битва за оценки. Потому что к концу четвертого оценки будут определять, в какой именно школе ребенок сможет учиться дальше.

Во времена моих детей (то есть 12-15 лет назад) учителя еще выдавали рекомендацию, официальную бумагу четвероклашкам, и с этой бумагой надо было идти в школу второй ступени, без рекомендации не принимали. Лучшие ученики направлялись в гимназию (это примерно треть детей), похуже – в реальную школу, совсем никакие – в хауптшуле («основную» школу).
Позже эту официальную рекомендацию в нашей земле отменили (как в других землях – не знаю), но зато гимназии ввели тесты, чтобы не принимать совсем уж неспособных.

В крупных городах есть еще редкие передовые «Гезамтшуле», «Общая школа», куда принимают всех детей и учат всех вместе – как это было в СССР и ГДР. Но и там все устроено внутри по принципу успеваемости – ребенок может, например, по немецкому учиться в «продвинутом» классе, а по математике – в слабом. Если нигде не успевает – то и закончит только уровень хауптшуле, «слабые» классы. То есть даже в Гезамтшуле успевающие ученики не сидят в одном классе с неуспевающими.

Эта ситуация создает жуткую, нездоровую конкуренцию уже с 9-летнего возраста, и очень нервную обстановку для детей. Нервные срывы, психосоматические боли – нормальное явление, особенно в гимназиях, реальных школах и в конце начальной.

Для учителей - другое следствие: совершенно не обязательно учить всех. Не надо подтягивать отстающих, не надо стремиться овладевать методиками, которые обучили бы весь класс. В начальной школе можно весь «педагогический брак» потом спихнуть в хауптшуле. В реальной и гимназии – то же самое, не успевает – можно объявить «просто глупым» и выкинуть в школу низшей ступени. Ну а какое-то число особенно умных деток ведь выкрутятся при любом педагоге. А больше и не надо… Если весь класс будет умным и хорошо успевающим – кто пойдет в хауптшуле?

И даже у учителей хауптшуле есть хороший выход: если ребенок не справляется и там, существуют школы для умственно отсталых и школы для детей с «проблемным поведением».

Да, то, что я здесь пишу, ни в коем случае нельзя произносить по-немецки! То есть думают все примерно так же, но вслух ни в коем случае нельзя сказать слово «глупый» или «не успевающий» ребенок. Что вы, что вы! Здесь лицемерие доходит до предела. Нет! Это детей не распределяют по ящикам в зависимости от оценок, а «подбирают наиболее подходящую именно Вашему ребенку форму школьного образования, в соответствии с его интересами и наклонностями».
Хотя «про себя» все, конечно, прекрасно знают, что это все означает, и бьются за оценки аки львы.

Альтернатив этой системе мало. Домашнее обучение запрещено – все дети обязаны ходить в школу, иначе родителям грозит штраф (даже за частые необоснованные прогулы). Как альтернатива, есть система вальдорфских школ, и многие отдают детей туда просто для того, чтобы их не запихали в хауптшуле. Но там надо быть готовым, что ребенку будут пудрить мозги эзотерикой (впрочем, мне рассказывали, что не во всех вальдорфских школах ею пудрят мозги – или, что скорее, те родители вовсе не считали это чем-то негативным). И вальдорфская система платная, 200-300 евро в месяц (часть можно списать с налога, но лишь часть).

Моим детям дали рекомендации в гимназию. С дочерью я все-таки занималась и до школы (ну как, российская же мать). С сыном-аутистом было, конечно, сложно. Начал он, как уже говорилось, со школы для инвалидов по речи (Sprachheilschule, тогда она называлась менее политкорректно Schule für Sprachbehinderten). К концу 1-го класса все еще говорил очень плохо. Школа мне, кстати, очень нравилась так-то – там детей реально развивали, маленькие классы, занимались с ними эрготерапией, развитием координации и моторики. Но вот на каком-то празднике я спросила учителя:

- А что будет дальше с теми детьми, кто закончит 5й класс (там было не 4, а 5 начальных классов), и так и не научится нормально говорить? Ведь в нашем городе и поблизости нет соответствующей школы второй ступени для инвалидов по речи…
Учитель ответил:
- Ну как правило, наши выпускники потом идут в хауптшуле.

Тут у меня пошел мороз по коже. Хауптшуле, выходит – это отстойник для детей с самыми разными проблемами: тут и хулиганы с неуправляемым поведением, дети из «социально слабых» семей (типа алкоголиков), дети мигрантов, не знающие немецкого, просто слабые ученики, и наконец… оказывается, еще в этом же котле должны вариться и дети-инвалиды, которым по идее нужна щадящая обстановка и особое внимание.

В общем, это было одной из причин, почему мы ребенка из этой школы забрали и отдали в вальдорфскую, которая по крайней мере обещала образование до 10-го класса. И где тоже были маленькие классы по 12 человек – в большом наш бы не смог учиться.

Но к счастью, еще через полтора года, с потерей двух лет, он смог все-таки поступить в обычную начальную школу.
Там проявлялись все его особенности, но на фоне всех детей вообще он все-таки учился неплохо. К тому же он необычно для немецкого ребенка много читал. Когда решался вопрос о рекомендации, директриса сказала:
- Да вы что! Он у нас единственный в школе прочитал всего «Гарри Поттера»! Пусть идет в гимназию.
(тогда вышло еще только 4 книги).

 Учителя в Германии бывают разные, как и везде. Есть очень хорошие. Есть просто ужасные. Словом, ничего особенного. В гимназии, где учились мои дети, была жуткая учительница французского, которая издевалась над детьми не хуже Амбридж из того же ГП. Причем и знаний особых не давала – просто была крайне несправедливой, выдавала какие-то жуткие замечания, оскорбляла учеников, выгоняла… Помню, пошли мы с дочкой на медосмотр для подростков – это последнее оплачиваемое кассой профобследование для ребенка. Наша врач спросила, есть ли жалобы. А дочь у меня была очень застенчивая. Я сказала, что мол, да, есть проблемы, она всего боится, например, учителей.

- Ну каких, например, учителей?
- Ну например, фрау Г. (та самая француженка).
Врач расхохоталась и сказала.
- У меня двое детей в этой гимназии отучились. Бояться фрау Г – это не болезнь, а признак нормальной психики!

Так что училка наводила ужас на весь город! Но там же были и очень неплохие, и даже очень хорошие учителя. Так что как обычно – как повезет.

Часть 2. Школьная программа.

Первые два года в гимназии (5й и 6й класс) считаются пробными, и если ребенок не справляется с учебой, его переводят в реальную школу.

В гимназии учатся 8 лет (то есть всего 12, а раньше было даже 9 лет в гимназии – то есть всего 13 лет в школе). Заканчивают 12й класс, сдают экзамены и получают «абитур» - право на поступление в вуз. Причем это «общий абитур» - то есть можно поступать в любой желаемый вуз с этими оценками (а вот вуз уже будет решать, принимать ли с такими оценками – ну это тот же принцип, что и с ЕГЭ).

В реальной школе учатся 6 лет. После чего в принципе можно пойти в 11-й класс гимназии и закончить ее, получив абитур. На практике это очень тяжело, потому что реальная школа по сравнению с гимназией – расслабуха, и тут вдруг надо очень сильно напрягаться.

Но после реальной школы можно просто пойти и получить какую-то (увы, не каждую) профессию без в/о. Гимназию можно закончить и позже – вечернюю, например. Существует еще такая вещь, как «профессиональный абитур»: надо закончить только 11-й класс, а затем один год практики в выбранной области, либо же 11-й класс и трехлетнее профессиональное образование: и вот уже у тебя есть «профабитур» (fachabitur), и ты можешь поступить и в вуз, но только в этой конкретной области, например, социальной или технической, а отнюдь не в любой вуз.

В хауптшуле тоже учатся 6 лет, но качество образования несколько другое, чем в реальной. И после нее тоже теоретически можно закончить даже и гимназию,  но это еще тяжелее. Список профессий, куда принимают после хауптшуле, достаточно ограниченный.

То есть непреодолимых препятствий, конечно, не создает даже хауптшуле.
Но я лично не хотела бы, чтобы мои дети попали туда. Потому что хотя по закону препятствий к дальнейшему образованию и нет – но если в течение шести лет вообще не напрягать головной мозг, то этому можно и никогда не научиться. Конечно, мне хотелось, чтобы дети в школе работали, напрягались, старались, чтобы они учились работать головой.

Да, особенно честолюбивые и практичные детки могут «пробиться» и после хауптшуле, не вопрос. Но если есть возможность дать детям образование получше, надо за нее держаться.
Конечно, я не настаивала и даже сама предлагала пойти в реальную, если что-то не ладилось, но в общем, они закончили гимназию.

В начальной школе у нас были обязательные уроки религии. Раз в неделю, а одно время даже два раза в неделю (подготовка к первому причастию). Мусульманским детям от них можно отказываться. Детям атеистов теоретически тоже, надо писать специальное заявление, в общем, выбивать это как-то. Но я на тот момент была сама католичкой, так что мои ходили. В передовых местах уже заменяют религию этикой, но у нас была строго католическая консервативная местность. Два урока религии в неделю – но при этом лишь один урок естествознания.

В гимназии в более старшем возрасте (кажется, с 8го класса) можно было от религии отказаться.

Вообще охват католическими мероприятиями мне напомнил нашу позднесоветскую пионерскую организацию.А что? В возрасте 9 лет у нас детей принимали в пионеры – а тут первое причастие (к нему готовятся чуть ли не год, специальные занятия, катехизис). Для желающих есть разные католические группы, которые занимаются благотворительными делами или просто приятным времяпрепровождением. Сына я, кстати, даже возила в такую группу (возила потому, что в нашем городе в аналогичной группе его просто травили); и для него это была единственная возможность какого-то общения, социализации. Есть скауты (Pfadfinder). В возрасте 14 лет (когда у нас принимали в комсомол) дети могут пройти миропомазание (у протестантов – Конфирмация), но это уже только для желающих, и делают это уже не так много детей. Тоже с соответствующей подготовкой и мероприятиями. Я даже подозреваю, что эти принципы работы с детьми и подростками, возможно, и были переняты у католиков или конкретно у скаутских организаций.

Школьная программа в гимназии меня очень удивляла.  И вас сейчас удивит.
Сразу скажу о том, что преподают в Германии очень хорошо – английский язык. Обычный выпускник гимназии владеет английским на уровне где-то С1, то есть понимает, говорит бегло, смотрит фильмы на английском без напряжения. Это без всяких дополнительных занятий, репетиторов. Возможно, играет роль, что все-таки немецкий и английский – языки одной группы, с немецкого базового учить его легче, чем с русского. Но еще и то, что английский преподается по 4 и более часов в неделю начиная с 5-го класса (а сейчас уже и с начальной школы).
Но выпускник реальной школы владеет английским сильно похуже, не свободно. О хауптшуле молчу.

 Немецкий – тут я не копенгаген, но по дилетантскому впечатлению, преподают нормально.

Литература – как предмет отсутствует в принципе. Нет такого предмета. Вернее, он есть – в высшей ступени (11-12 класс) по выбору, но и там нет систематического, как мы привыкли, хронологического изучения немецких (или других) авторов, там учитель самостоятельно выбирает одну книгу из классики, одну современную – и ее разбирают.

История – понятное дело, страшно идеологизированная. Это вполне естественно, но удивительно, что многие убеждены, что это «объективность». Интереса к истории в ширнармассах нет совершенно. Я уверена, что в школе все как-то изучали обе мировые войны (особенно вторую), но например, у нас в профшколе годы начала и конца и первой и второй мировой войны могли назвать только два человека. Я и полячка моего возраста. Остальные реально не знали.
Дочь открыла мне глаза на причины отсутствия интереса к истории, в частности, особенно фашизма и второй мировой. «Да просто невозможно уже слушать, что все мы, немцы – какие-то сволочи уже по факту рождения!» - «Неужели вам такое говорят в школе?» - «Так прямо не говорят, но все время так получается, что виноваты немцы, потому что они немцы, и конкретно виноваты прямо мы. И об этом говорят постоянно, каждый год». Моя дочь, разумеется, наполовину русская, а наполовину – русская немка, то есть она даже никак не происходит от «виноватых» народов; но ассоциирует себя, естественно, с окружением.

Поскольку это, разумеется, бред, причем бред националистический (это тот случай, когда фашизм порождает ответный фашизм) – то молодежь со здравым смыслом просто вытесняет этот предмет из сознания (да плевать на всю эту историю, политику, даже слышать не хочу!) Особенно глупые в качестве противовеса сами становятся неонацистами («нам внушали, что немцы – дерьмо, а на самом деле мы и есть высшая раса»); особенно умные иногда находят коммунистическую идеологию, но это редко.

Сын интересовался историей через меня и через партию, и постоянно выдавал неполиткорретные версии про ГДР и т.д. – но в связи с его особенностями, никто его всерьез не принимал.

Математика – не копенгаген, но по отзывам знающих людей, в России она до сих пор изучается значительно более глубоко и серьезно, чем даже в гимназии в ФРГ. Например, здесь нет разделения на геометрию и алгебру (а мы-то мучились – два урока геометрии в неделю, четыре алгебры…) – геометрию проходят время от времени, то один раздел, то другой. Но все же математика хотя бы остается обязательным предметом и в высшей ступени гимназии, сдают ее все.

Физика – позорище страшное, преподается года три по разу в неделю, крайне поверхностно. Задачи по физике? – а это что вообще такое? Формулы? Какие еще формулы? Стыдно признаться, но мои после школы не знали элементарной поверхностной модели атомного ядра, я им рассказывала. Желающие могут изучать в высшей ступени более углубленно.

Химия – позорище еще более ужасное. Тоже года два или три преподавалась по разу в неделю. И как? Я посмотрела в восьмом классе учебник дочери – не то, что таблица Менделеева (здесь она, разумеется, политкорректно называется без упоминания автора – таблица периодических элементов), а вообще нет ни одной химической формулы, вернее, формулы элементов еще появляются где-то в конце, а вот реакции записывать – это как? Весь учебник – описание свойств элементов, типа «Калий – металл с такими-то свойствами, белый порошок, щелочная реакция, если его добавить туда-то – то получится то-то», и опытов с этими элементами (в плане – туда-то добавить и посмотреть что получится).
Позже, конечно, появляются формулы и даже таблица элементов – но задачи по химии? Это как вообще?

И это, напоминаю, гимназия, что происходит с физикой и химией в других формах школ, даже боюсь представить.
Об астрономии, понятно, и заикаться нечего.

Биология. Тут я хоть немножко копенгаген, и вот это меня с самого начала удивляло. В советской (и наверное, все еще в российской) школе биология преподавалась системно. Едва ученик входил в класс, он видел обязательно учебное пособие – эволюционное древо, где была показана эволюция и растений, и животных. В пятом и шестом классе изучали только ботанику, причем от простого – к сложному, в шестом (половина) и седьмом – только зоологию, начиная от простейших, заканчивая приматами. Можно было прослеживать, как меняется организм, как нарастает сложность по ходу эволюции, можно было сразу, еще не проходя «общей биологии», заметить какие-то системные закономерности. В восьмом классе изучали анатомию и физиологию человека на школьном уровне, в девятом и десятом – общую биологию, теорию эволюции, генетику.

В немецкой гимназии – настоящая чехарда. Две недели изучаем «дерево» вообще. Следующие две недели – кошку. Потом четверть посвящена теме «человек», затем внезапно переходим к коровам, а от них – к охране окружающей среды…

Выработка системного мышления? Нет, ни разу не слышали. Впрочем, конечно, слышали, и конечно, это не потому, что немцы глупые. Тут все делается совершенно правильно: представьте, если ученик выработает системное мышление в осмыслении биологии или физики – этак он еще начнет искать закономерности в строении общества и Маркса читать…
Ну еще есть спорт (физкультура), искусство (рисование) и музыка (пение), которые мало отличаются от российских.

Так что да, я-таки все-таки с моей дилетантской позиции считаю советское образование именно «лучшим в мире», не потому, что оно было замечательным и идеальным – а потому что иной вариант – вот такой. Вообще без выработки системного мышления по какому-то предмету. С таким преподаванием, что молодежь вообще теряет интерес к чему бы то ни было, кроме потребительства и поп-музыки. Как можно интересоваться набором разрозненных фактов? Никто и не интересуется. Разговариваешь с коллегами – к примеру, никто не знает, что такое Чернобыль (а казалось бы!)  Перл от дамы с абитуром: «Нацистов называли нацистами, потому что Гитлер был нарцисс!» (про нарциссическое расстройство личности она услышала по телевизору). То есть вообще как-то у людей нет бэкграунда общих фактов, общей эрудиции, хотя бы самой элементарной. И интереса никакого к реальному миру, науке – ни к чему вообще нет.

Первое место в моем личном рейтинге занимает девочка, выпускница хауптшуле, которая не знала, что живые организмы состоят из клеток. У них биологии не было, учителя все время болели.

Хотя зря я так на нее наезжаю – ведь в нашем же классе профшколы была другая девочка, которая просто все время молчала (точнее, играла на телефоне), кстати – дочь российских эмигрантов (они, предполагаю, тоже хвастаются в интернете какими-то успехами и достижениями, а не «ноют»). И эта девочка, тоже выпускница хауптшуле, читала буквально по слогам. Трудно ей было читать. Конечно, она и экзамены не сдала – тяжело ей слишком. Справедливости ради надо сказать, что выпускники хауптшуле, которые учили и старались, все-таки смогли сдать экзамены.

У наших, даже самых неумных людей, картина все-таки другая. Насчет молодежи не знаю – я о людях моего поколения. Они могут многого не знать, но самые элементарные даты и понятия у них все равно в памяти есть. Они знают, что Земля вращается вокруг Солнца, и что Гитлер напал на Польшу в 1939 году. Аналогичные знания есть у поляков и чехов моего поколения, у восточных немцев.

Так что да, «лучшее в мире» образование – не нравится? Ну вот это и есть лучшее, просто все остальное еще хуже.

11-й и 12й классы гимназии – это «высшая ступень». В ней материал резко усложняется. В Союзе на первых курсах институтов было много общеобразовательных предметов. Например, у нас в медицинском изучали на первом курсе физику (даже интегралы какие-то, немного математики), химию неорганическую и органическую, биологию. О марксизме я уже вообще молчу – это целый набор гуманитарных дисциплин.

Так вот, в Германии в вузах никаких подготовительных и побочных предметов нет, учат только специальность и то, что с ней связано – а все эти общеобразовательные предметы на углубленном уровне вынесены в высшую ступень гимназии (именно поэтому для поступления в вуз необходим абитур).

Если брать ту же биологию, то там в высшей ступени молодые люди учат уже очень сложные вещи, подробно молекулярную биологию, например, синаптическую передачу во всех подробностях, ну естественно, механизм трансляции белка и так далее. Вероятно, что-то подобное и с математикой и немецким. Мои писали, например, анализ литературного произведения на английском языке (произведение можно было выбрать). Но в основном там так углубленно берется математика, биология, немецкий и английский, остальное – по выбору. Да и из этих предметов можно выбрать два углубленных, а остальные изучать более поверхностно.

Получение абитура считается большим успехом и очень хорошим трамплином во взрослую жизнь.

Источник: blau-kraehe.livejournal.com