Русские Вести

Как Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей


«Администрация Байдена готовится поднять тарифы на товары из Китая, производящие экологически чистую энергию, в ближайшие дни, – сообщила 10 мая с.г. хорошо информированная газета The Wall Street Journal, – при этом пошлина на китайские электромобили увеличится примерно в четыре раза, по словам людей, знакомых с ситуацией».

Ранее экспансию китайских электромобилей отдельно упомянула 13 сентября 2023 года в Европейском парламенте в ежегодном обращении «Положение Союза» (речь идет о Европейском Союзе) президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен: «Возьмем, к примеру, сектор электромобилей. Это важнейшая отрасль чистой экономики с огромным потенциалом для Европы. Но мировые рынки сейчас наводнены более дешевыми китайскими электромобилями. И их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий… Поэтому сегодня я могу объявить, что Комиссия начинает расследование по борьбе с субсидированием электромобилей, поступающих из Китая».

4 октября 2023 года Еврокомиссия объявила о начале расследования, которое «будет завершено в течение максимум 13 месяцев с момента его начала» (ряд СМИ истолковали это так, что само расследование охватит лишь период за предыдущие 13 месяцев, что, конечно, не так), то есть к ноябрю 2024-го.

Опережающими темпами

Объем производства элекромобилей в Китае действительно растет огромными темпами. «В последний раз, когда мы проверяли новые регистрации легковых автомобилей с подключаемыми гибридами (PHEV) и аккумуляторными электромобилями (BEV) в начале 2022 года, лидировала Европа, немного опередив Китай, – отмечалось 19 апреля 2022 года в отчете Международного совета по чистому транспорту (International Council on Clean Transportation, ICCT). – За первые шесть месяцев 2022 года рынок Китая догнал. Электромобили составили почти четверть всех регистраций новых легковых автомобилей, при этом на BEV пришлось 19%, а на PHEV – еще 5%. Это в четыре раза больше доли рынка, чем в 2020 году, и на 8 процентных пунктов больше, чем в прошлом году».

Сейчас производство несколько замедлилось. «По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (China Printed Circuit Association, CPCA), за январь-март продажи составили 1,03 миллиона электромобилей, что на 14,7% больше, чем в прошлом году, и это самый медленный квартальный рост со второго квартала 2023 года, – сообщило 7 апреля с.г. информационное агентство Reuters. – Транспортные средства на новых источниках энергии (NEV), включая полностью электрические модели и подключаемые гибриды, составили 41,5% от общего объема продаж легковых автомобилей в марте, что подскочило на 5,7% до 1,71 миллиона автомобилей».

При этом рост количество продаж электромобилей позволяет уложиться в цифры «Глобального прогноза развития электромобилей на 2024 год» (Global EV Outlook 2024), опубликованного 23 апреля с.г. Международным энергетическим агентством (International Energy Agency, IEA), действующим в составе Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD): «В 2024 году рыночная доля электромобилей может увеличиться, достигнув 45% в Китае, 25% в Европе и более 11% в США».

В том же «Глобального прогноза развития электромобилей на 2024 год» приведена интерактивная таблица выпуска электроавтомобилей, позволяющая сравнить статистику по макрорегионам. В первом квартале 2021 года выпуск электроавтомобилей в Китае и Евросоюзе был равным – по 0,5 млн штук, в первом квартале 2022-го уже 1,1 млн в Китае и 0,6 млн в Евросоюзе, в первом квартале 2023-го 1,4 млн в Китае и 0,7 млн в Евросоюзе, в первом квартале 2024-го 1,8 млн в Китае и 0,8 млн в Евросоюзе.

При этом, если в Евросоюзе выпуск электроавтомобилей остается более-менее постоянным квартал от квартала (разница составляет 0,1 – 0,2 млн штук), то в Китае он заметно увеличивается уже в течение каждого года. Например, если в первом квартале 2021-го в Китае выпустили 0,5 млн электроавтомобилей, то уже в четвертом квартале 2021-го – 1,3 млн; в первом квартале 2022-го – 1,1 млн, а в четвертом квартале 2022-го – 1,9 млн; в первом квартале 2023-го – 1,4 млн, а в четвертом квартале 2023-го – 2,7 млн. При этом, кстати, после максимума в четвертом квартале производство в Китае всегда сильно обваливается в первом квартале следующего года.

Отдельно стоит упомянуть статистику крупнейшего китайского производителя электромобилей BYD. Огромный резонанс в начале с.г. вызвала информация о том, что по итогам четвертого квартала BYD обошла американскую компанию Tesla – продажи составили соответственно 526.409 и 484.507 электромобилей (по международной англоязычной классификации – Battery Electric Vehicle, BEV). Перед этим в третьем квартале 2023-го китайская компания впервые практически сравнялась с Tesla по продажам электромобилей – соответственно, 431.603 и 435.059 штук, что составляло примерно по 17% всего мирового рынка продажи электромобилей.

Стоит отметить, что в четвертом квартале 2023-го BYD также продала 416.242 электроподключаемых гибрида (Plug-in Hybrid Electric Vehicle (PHEV), которые тоже входят в число автомобилей на новых видах энергии (New Energy Vehicles, NEV), но для чистоты соревнования в данном случае не учитываются, так как Tesla выпускает только «чистые» электромобили.

Однако уже в первом квартале 2024-го BYD вновь пропустила вперед компанию Илона Маска – продажи составили, соответственно, 300.114 и 386.810 электромобилей. Однако с учетом изложенных выше моментов интересны будут данные по следующих кварталам. Тем более, что BYD с начала 2024-го расширяет линейку премиальных моделей, чтобы побороться за новые сегменты рынка, а с другой – снизила цены на сотню своих моделей, причем на некоторые модели дисконт составил порядка 20%. Как отмечали по этому поводу авторы материала информационного агентства Bloomberg, «BYD Co. поставила перед собой цель переманить клиентов от таких компаний, как Toyota Motor Corp. и Volkswagen AG, в одном из самых агрессивных раундов скидок, когда-либо существовавших в жестоких ценовых войнах в Китае».

«Электричество дешевле нефти»

Именно под таким лозунгом BYD с марта с.г. снижает цены на электромобили в рамках кампании, которая, как отмечают авторы процитированного выше материала Bloomberg, «направлена на то, чтобы убедить водителей отказаться от бензиновых автомобилей и перейти на электрические, а также попытаться привлечь клиентов в небольших городах и сельских районах, которые раньше не могли позволить себе электромобиль».

В частности, благодаря 20% скидке электромобиль BYD Qin Plus смог в январе – феврале возглавить пятерку продаж седанов и хэтчбеков в Китае, еще один электромобиль того же производителя Seagull с 5% скидкой занял четвертое место. Занимавшие ранее первые места Nissan Sylphy, Volkswagen Lavida и Toyota Corolla с бензиновыми двигателями оказались потеснены, так как оказались дороже электромобилей со скидкой.

Стоит заметить, что BYD, с 2005 года производившая автомобили с бензиновыми двигателями, два года назад полностью отказалась от них, сообщив 3 апреля 2022 года в официальном заявлении, что, «согласно требованиям стратегии развития, с марта 2022 года прекращено производство автомобилей на горючих видах топлива». Речь идет об объявленной главой КНР Си Цзиньпином 22 сентября 2020 года стратегии развития, предусматривающей переход страны к 2060 году к «полной углеродной нейтральности», то есть отказа от использования невозобновляемых источников энергии.

При этом нельзя не отметить, что до 2060 года еще далеко, да и никто не отменял продаж автомобилей с бензиновыми двигателями за границу. Но более существенно другое – рост цен на нефть на фоне санкций, из-за которых 7 марта 2022-го «черное золото» марки Brent подорожало на бирже выше 130 долл за баррель (так что выражение «черное золото» уже перестало быть сравнением), что стало рекордом с 2008 года. Потом цены несколько «успокоились», но все равно остались заметно выше досанкционных. В такой ситуации электричество действительно выглядит дешевле нефти – как минимум, в долгосрочной перспективе, потому что цены на него более прогнозируемы.

Напомню, еще в 2019 году информационное агентство «Прайм» отмечало, что «Китай добывает менее 5% мировой нефти, из которой производят бензин, но около 45% всего угля, из которого генерируют электричество для электротранспорта». И еще важная деталь – именно в Китае находится подавляющее большинство предприятий по обработке лития (примерно 60% всех мировых мощностей) и производства литий-ионных аккумуляторов (примерно 70% всех мировых мощностей), используемых в электромобилях. Можно напомнить, что как раз с производства таких аккумуляторов в 1995 году и началась история BYD и к 2002 году, за три года до начала производства автомобилей, компания уже была крупнейшим производителем аккумуляторов в Китае.

Полностью себя литием Китай тоже не обеспечивает, но здесь ситуация выглядит хотя бы лучше, чем с нефтью. По данным «Статистического обзора мировой энергетики на 2021 год» (Statistical Review of World Energy 2021), подготовленного компанией BP, в 2020 году Китай добывал 14,0 тыс тонн лития, что составляло 16,3% от всей мировой добычи. Именно ввиду этого Китай активно скупает лития месторождения за рубежом, прежде всего в Африке, и пытается сделать его обработку внутри страны более экономным.

Государство активно субсидировало переход граждан на электромобили. «По данным консалтинговой компании AlixPartners, китайские государственные субсидии на электромобили и гибридные автомобили в 2016-2022 годах составили 57 миллиардов долларов, что помогло Китаю стать крупнейшим в мире производителем электромобилей и обогнать Японию в качестве крупнейшего экспортера автомобилей в первом квартале этого года, – сообщало 13 сентября 2023 года Reuters. – В 2022 году Китай прекратил щедрую 11-летнюю схему субсидирования покупки электромобилей, но некоторые местные власти продолжают предлагать помощь или налоговые скидки для привлечения инвестиций, а также субсидии для потребителей».

Захват европейского рынка

Еще одно важное обстоятельство для стремительного роста производства электромобилей в Китае – огромный рынок Евросоюза. «Китай открылся Западу слишком поздно, чтобы стать крупным экспортером традиционных автомобилей», – напоминает автор процитированной выше статьи на «Прайме». Возможность заполнить богатые западные рынки своими простенькими, но недорогими машинами реализовали сначала в 1980-е годы японские, а затем в 1990-е южнокорейские производители.

Но возможность для масштабной экспансии образовалась на фоне решения Евросоюза запретить к 2035 году использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Обращения стран-участниц ЕС последовали еще в марте 2021-го. 9 июня 2022-го Европейский парламент принял резолюцию, а 14 февраля 2023-го уже законопроект, который 28 марта 2023-го утвердили страны-участники Европейского союза.

Соответственно, образовалась возможность, которой китайские производители немедленно воспользовались. Да так умело, что в апреле 2023 года французский автоконцерн Renault был вынужден для успешной конкуренции с демпингующей Tesla (в Европе она также учитывается как китайская) снизить цены на свои электромобили на 9%. В свежем отчете, представленном 22 апреля с.г. Европейской счетной палатой, поставлен под сомнение ранее принятый план по полному переходу на электромобили к 2035 году.

Автор: Владислав Мальцев

Источник: zavtra.ru