народ маори
На Западе возникают новые странные инициативы, призванные продемонстрировать раскаяние потомков европейских колонистов за грехи своих предков. Так, партия коренного населения Новой Зеландии – маори – подготовила петицию о переименовании страны в Аотеароа, объявив этот топоним ее историческим названием. Кроме того, партия желает признать язык маори основным официальным в государстве.
«Аотеароа — это имя, которое объединит нашу страну, а не разделит ее», — заявил один из лидеров маори Равири Вайтити.
Кроме того, активисты хотят, чтобы маорийские названия были присвоены населенным пунктам Новой Зеландии, а их язык использовался повсеместно.
«Долг короны — сделать все возможное для восстановления статуса нашего языка. Это означает, что он должен быть доступен в самых очевидных местах; на наших телевизорах, на наших радиостанциях, на дорожных знаках, картах и в официальной рекламе, а также в нашей системе образования», — требуют лидеры коренного населения Новой Зеландии.
Премьер-министр страны Джасинда Ардерн отреагировала на идеи активистов маори достаточно толерантно. Она заявила, что еще не изучала вопрос переименования, но видит в использовании названия Аотеароа позитив.
«Я все чаще слышу об использовании Аотеароа как синонима Новой Зеландии, и это положительный момент… Независимо от того, изменим мы это в законе или нет, я не думаю, что это изменит тот факт, что новозеландцы все чаще обращаются к Аотеароа, и я думаю, что это нужно приветствовать», — цитирует главу правительства Новой Зеландии Guardian.
«Люди уже могут использовать топонимы маори. Партия маори говорит, что хотела бы запретить людям называть нашу страну Новой Зеландией», — написал в соцсетях лидер местных либертарианцев Дэвид Сеймур.
Ведущие западные либеральные СМИ отреагировали на идею активистов маори позитивно. Однако в ней есть сразу несколько скользких моментов.
Название Аотеароа исторически использовалось применительно лишь к Северному острову Новой Зеландии, а не ко всей стране. Но еще более важен тот факт, что маори сегодня составляют только около 15% населения Новой Зеландии, а на их языке говорят лишь порядка 4% жителей государства.
Таким образом, абсолютное большинство новозеландского населения никогда не имели никакого отношения ни к маори, ни к их языку, ни к их культуре. Очевидно, что британская корона и британские колонисты в XIX веке чудовищно поступали не только с коренными новозеландцами, но и с другими законными владельцами захватываемыми ими земель от Северной Америки до Австралии. И потомки маори, вне всякого сомнения, имеют право на компенсации, достойное качестве жизни и сохранение, при желании, традиционного образа жизни.
Однако где логика и где мораль в попытках принудить современных новозеландцев, ничего плохого не сделавшего маори, отказаться от своей культуры, своей веры и своего языка?
При этом нет никаких оснований полагать, что переименование и насильственное внедрение языка маори поможет решить такие реальные проблемы коренных новозеландцев, как безработица, низкое качество жизни, высокий уровень преступности. Зато это поможет внести путаницу в умы и сердца жителей страны, разрушив складывавшуюся столетиями систему ценностей, и без того основательно подпорченную в последнее время глобализацией, массовой культурой и агрессивной либерализацией. Местные белые перестанут быть новозеландскими европейцами в современном этнокультурном понимании, но и маори не станут, зависнув где-то посередине в состоянии этнического гибрида.
Не менее экзотичная практика внедрения мультикультурализма применяется сейчас в американском штате Калифорния. Там на днях группа родителей подала в суд, чтобы пресечь принуждение детей в государственных школах читать молитвы ацтекским богам.
Ответчики по иску, помимо школы: Департамент образования Калифорнии, Совет штата по образованию, суперинтендант государственного образования Тони Турмонд и штат Калифорния.
В рамках школьного курса этнических исследований детей учат тому, что раса — это якобы исключительно социальное, а не биологическое явление (чем вызывают возмущение у профессиональных антропологов). Кроме того, во имя «социальной справедливости, освобождения, образования, эмансипации и деколонизации» детей призывают совершать молитвенные песнопения Тескатлипоке, Кецалькоатлю, Уицилопочтли и другим богам воинственных ацтеков. И тут есть один принципиальный момент. Ацтекские ритуалы в доколумбовый период были достаточно жестоки. Они включали в себя человеческие жертвоприношения (чаще всего — путем рассекания груди и вырывания сердца), ритуальный каннибализм и другие подобные «особенности».
В ряде традиционных религий культы ацтеков воспринимались, как поклонение темным силам. А значит, соответствующие «молитвы», нарушают свободу совести верующих учащихся.
«Наши клиенты не против того, чтобы студенты узнавали о различных культурах и религиях, в том числе о практиках ацтеков... Но утвержденная Советом по образованию штата Калифорния Типовая учебная программа по этническим исследованиям выходит далеко за рамки этого, побуждая студентов молиться ацтекским божествам. Эта часть типовой учебной программы по этническим исследованиям является не только оскорбительной, но и явно неконституционной», — утверждает юрист Пол Джонна, партнер LiMandri & Jonna LLP и специальный советник Общества Томаса Мора.
Исполнительный редактор Christian Post Ричард Лэнд назвал практику ацтекских песнопений «оскорбительной». «Если общественным школам не разрешено спонсировать христианские молитвы, почему им разрешено спонсировать молитвы ацтекскому языческому идолу, которому обычно приносились человеческие жертвы?», — вопрошает он.
Многие видят в калифорнийском эксперименте попытку окончательно вытеснить христианство из жизни американцев. Ибо юным американцам предлагают пожертвовать органичной частью своей культуры и принять факт «несерьезности» собственной веры и традиций.
Зачем это делается?
Действия вроде символического переименования Новой Зеландии либо ацтекских молитв в американской школе, якобы, призваны демонстрировать показное «раскаяние» за грехи колониализма. Правда, «раскаяния» весьма странного.
По сути, у людей пытаются отобрать их культуру и ценности. Ведь цельный комплекс традиций защищает человека от массовых манипуляций. Тот же, кого лишили такого рода «стержня», превращается в марионетку, легко подпадающую под внешнее управление.
Таким образом, либеральные манипуляторы убивают нескольких зайцев сразу, и достигают тактических успехов, превращая свою аудиторию в объект эффективных манипуляций для политиков и бизнесменов. Стратегические последствия подобных шагов могут оказаться для общества разрушительными. Но кого на Западе это волнует?
Святослав Князев