Русские Вести

Израиль и Иран приготовились к войне, поставив Кремль перед выбором


Ситуация на Ближнем Востоке накаляется. Как уже писала «СП», Тегеран и Тель-Авив объявляют о боевой готовности. Чем это чревато для нас? Дело в том, что каждая из сторон считает Россию своим союзником. Получится ли остановить кровопролитие?

Долгое время главной проблемами Ближнего Востока считали терроризм. Усама из рода бин Ладенов считался высшим злом, особенно после того, как его группировка Аль-Каида* взяла на себя ответственность за теракты 11 сентября 2001 года в США. Кроме того талибы** в Афганистане с самого начала девяностых не дают американцам почувствовать себя хозяевами самого проблемного района Центральной Азии. В принципе этого было достаточно, чтобы Вашингтон объявил именно терроризм самой большой угрозой для мира в целом и для Ближнего Востока в частности. А раз Вашингтон сказал, значит, поверить, в это должны все — такое уж правило установилось после развала нашего Советского Союза. Но, как видно, никакие усилия не помогли раздавить Аль-Каиду и Талибан. И та и другая организация по-прежнему очень влиятельна в регионе. И это, как ни крути, является очередным провалом американской международной политики. Что ж, надо было как-то выкручиваться. И весьма удачно в этом плане подвернулось Исламское государство ***.

С ним у дяди Сэма все получилось, правда, не без помощи России, которая сделала большую часть работы по уничтожению это варварской группировки. Но лавры, кажется, опять несправедливо достанутся Штатам — с ними полмира, и все эти многочисленные сторонники считают роль своего старшего брата ключевой. А русских присовокупили к режиму Асада и теперь оценивают нашу роль в войне против ИГИЛ как спорную.

В общем, терроризм — это, конечно, большая проблема Ближнего Востока, но, по большому счету, так стали считать исключительно из-за позиции США. На самом же деле, терроризм здесь был всегда, и вряд ли решить эту проблему получится извне, тем более, за какие-то несчастные десятилетия. Сейчас главной угрозой региона является даже не дестабилизирующее воздействие Вашингтона, как это часто принято считать у нас, а геополитические амбиции режимов, существующих в Иране и Израиле.

Слово «режим» может показаться некрасивым, но в данном случае его уместно применять как к Тель-Авиву, так и к Тегерану. Израиль, несмотря на то, что считается передовой демократией, на самом деле в законодательном смысле очень суров. И тут даже необязательно вспоминать сегрегацию по отношению к палестинцам или множественные прочие ограничения, применяющиеся к ним. Нет, даже к евреям местные власти порой чрезмерно жестоки. Митинги по любому поводу обычно разгоняются силой, и все это сопровождается массовыми арестами. Например, Палаточный протест. А Нетаньяху, если кто забыл, у власти уже очень давно, и все это действительно напоминает режим. Режим Нетаньяху. Да, Биби был премьером почти пятнадцать лет, пускай и с одним перерывом.

В Иране происходит примерно то же самое. Недовольных властью бьют и разгоняют, людей преследуют, интернет, как и в Израиле, под пристальным наблюдением спецслужб и так далее. Правда вот Рухани у власти не так давно, как Нетаньяху, но да не беда, есть же аятолла.

Парадоксально, но эти страны очень похожи. При этом каждая из них является одним из немногих государств региона, способных претендовать на лидирующую роль. Весьма примечательно, что для Ирана и Израиля все основные трудности с достижением этого самого лидерского статуса связаны с суннитской частью исламского мира. Да, окружающие израильтян и иранцев народы в основном придерживаются этого учения. А сунниты, как известно, не особо расположены по отношению к иудеям и к шиитам. По крайней мере, вряд ли кто-либо смирится с господством кого-нибудь из них над собой.

Вот взрывоопасное противостояние этих весьма похожих государств и является главное угрозой для Ближнего Востока. Надо также понимать, что ситуация сильно усложняется наличием ядерного оружия у Израиля. Иран, вероятно, так же близок к его созданию, если, конечно, местные умы уже не достигли цели.

В подтверждение всего вышеизложенного можно привести совсем свежие заявления представителей обеих сторон. На Мюнхенской конференции выступал министр иностранных дел Ирана Мухаммад Джауад Зариф. Речь его была не очень длинной, но в ней все равно были интересные моменты. Говоря о безопасности своего региона, он обратил внимание, что есть люди и государства, которые «ищут войну». И первым в его списке значится Израиль. По его словам, политика Израиля, поддерживаемого Соединенными Штатами, значительно повышает риски войны на Ближнем Востоке. Ситуация станет только хуже, если международное сообщество продолжит игнорировать израильско-американскую угрозу в регионе.

Спустя какое-то время речь взял основной конкурент Нетаньяху на предстоящих израильских выборах, бывший глава Генштаба ЦАХАЛ Бени Ганц. Разумеется, на выпад Зарифа он не ответить не мог. Начал с того, что они с Нетаньяху, конечно, конкуренты, но что касается Ирана, то Ганц с действующим премьером стоит «плечом к плечу». Потом он продолжил тем, что Зариф говорил ложь, а действующие власти персидского государства являются злом. Ну и закончил тем, что против Ирана они с Нетаньяху заодно. Еще надо упомянуть, что, по его словам, Иран терроризирует весь мир, и с этим надо что-то делать.

Взаимные выпады, которыми все уже сыты по горло, но, как обычно это бывает, чем дальше, тем хуже. Все это действительно приближает войну. В Израиле антииранская истерия достигла наивысшей точки, такого здесь уже давно не было. Режим Нетаньяху активнее всех предыдущих властей разыгрывает эту карту, и порой кажется, что основная причина, за счет которой он все еще у власти — это Иран. За Тегеран же и говорить нечего — здесь Израиль во все времена не был в почете. Даже при шахе Израиль был признан только после того, как это сделала Турция. В целом же взаимоотношения были вполне себе приемлемыми. Хотя юридически Израиль так и не был признан. Когда же свершилась революция, Израиль был объявлен высшим злом, и его уничтожение стало одной из целей новых руководителей.

Российский востоковед и политолог Олег Гущин полагает, что взаимная критика сторон — это нормально. И вряд ли в данном случае это грозит какими-то слишком уж серьезными последствиями.

— Нетаньяху, он очень патриотично настроен, он заботится о безопасности Израиля. По его мнению, противника надо бить не на своем пороге, а где-нибудь на окраине деревни. Еще лучше в поле, по которому тот к этой древне идет. И тут его понять можно. Израиль — это не Россия, он не может себе позволить отступать до Сталинграда. Кроме того, пуганая ворона и куста боится, а Израиль, находясь в окружении, мягко говоря, недружелюбно настроенных стран, как раз такой вороной и является. Сейчас что ему нужно — добиться от Асада или России гарантий по сокращению иранского присутствия в Сирии. Это его беспокоит больше всего, и воинственность израильских властей серьезно поубавится, если персов удастся убедить вывести контингент.

С другой стороны, сделать это очень трудно, потому что иранцы очень гордые люди с определенными целями, и так просто сказать им «уходите!» не получится. Кроме того, как я уже не раз говорил, они кормят Сирию, кормят Асада. И это серьезно сказалось на разрастании их влияния в САР. А по поводу таких грозных заявлений в адрес Израиля — тут нет ничего странного. Это — дань традиции. В Тегеране на протяжении уже долгого времени идет противостояние традиционалистов, верных установкам первого аятоллы, и прогрессистов, которые понимают, что часть этих принципов мешает развитию Ирана в современном мире. Последних во власти много. Рухани, например, является очень грамотным и разумным политиком, это даже по лицу видно. Он, будучи президентом, конечно, обязан делать такие вот заявления, но, наверняка, он понимает, что до войны дело доводить не стоит.

* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

** Движение «Талибан» — решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

*** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Любовь Шведова

На фото: министр иностранных дел Ирана Мухаммад Джауад Зариф (Фото: AP/TASS)

Источник: svpressa.ru