В последние дни среди привычных желтых флагов и повязок крайне воинственной ливанской Хизбаллы все чаще стали мелькать атрибуты красного цвета, что на языке символов этого движения означает его вступление в фазу «войны и возмездия».
Пока их вывешивают лишь отдельные подразделения данной шиитской партии. Когда они распространятся вдоль всей северной границы Израиля со стороны Ливана, это будет означать, что в широкомасштабную войну с еврейским государством на стороне ХАМАСа вступила и Хизбалла. Тем самым будут открыты врата и общерегионального Армагеддона, благо одноименная библейская долина находится совсем неподалеку от этих мест. Вероятность втягивания в него и других ближневосточных государств остается довольно высокой. Президент Ирана Раиси только что объявил, что Израиль в Газе «перешёл все красные линии», а, следовательно, в любой момент может быть подвергнут неожиданным для него ударам.
США уже по всем возможным каналам предупреждают Иран и патронируемую им Хизбаллу, чтобы они не смели вмешиваться в конфликт, грозя им мыслимыми и немыслимыми санкциями. Израиль со свойственной ему в последнее время бравадой грозит «вбомбить» Ливан в каменный век. Однако за их показной всесильностью кроются серьёзные опасения возникновения у израильского ЦАХАЛа и его американских союзников весьма тяжелых проблем в случае выхода Хизбаллы на боевую арену.
Сенсационно прозвучал, например, разоблачительный материал New York Times со ссылкой на надежные источники в Госдепартаменте о том, что главным содержанием контактов последнего времени и госсекретаря Блинкена, и президента Байдена с израильтянами было их удержание от намерений нанести превентивный удар по Хизбалле. Белому дому стало известно, что израильская военная верхушка разработала план, склонив к нему и Нетаньяху, по которому вторжение в Газу должно было бы осуществляться лишь для отвода глаз, в то время как главный упреждающий удар ЦАХАЛа был бы нанесен по Ливану и Хизбалле как неизмеримо более мощной силе, чем ХАМАС. Отсутствие основательных поводов для этого никого не волновало, ведь их всегда можно сконструировать, а потом «раструбить по ВВС».
В Вашингтоне же изрядно переполошились, почувствовав, что и ему придется втянуться в рискованное и высоко затратное предприятие. Блинкен «целую ночь» (7,5 часа) уговаривал Нетаньяху отказаться от задуманного, но убедил его окончательно только Байден. Израильский премьер согласился с американцами, а подчиненные ему генералы, особенно, министр обороны Йоав Галлант, впали от этого отступничества «в ярость».
Откуда же такой реальный страх перед, в сущности, узколокальным движением, которому, в целом, весьма далеко до военного потенциала тех, кому он бросает вызов?
Всё дело в том, что за последние десятилетия оно превратило гористый южный Ливан в такой «крепкий орешек», который нелегко разгрызть даже с помощью самого современного оружия.
Это не пески Газы, а скальные породы, в которых с помощью тяжелой горнопроходческой техники в открытую, а не тайком с киркой и лопатой, как у палестинцев, прорублена одна из самых совершенных оборонительных туннельных систем в мире. По утверждениям специализированных военных изданий, её проектировали и создавали специалисты из КНДР по образцу своих сооружений на 38-й параллели Корейского полуострова, считающихся «восьмым чудом света» в области оборонительного строительства. Американские военные эксперты не разделяют самонадеянности израильских коллег по поводу лёгкости взлома данных укреплений.
В обычное время Хизбалла, сыновья членов которой, как казаки, начинают учиться военному делу с 7-летнего возраста, держит под ружьем около 20 тыс. бойцов, при мобилизации их число может возрастать до 100 тыс. Командование ЦАХАЛа, по-видимому, пыталось упредить эти мероприятия, и его ярость по поводу того, что ему помешали, вполне объяснима. К настоящему моменту Хизбалла почти наверняка полностью отмобилизовалась, распределила оружие, активировала защитные и коммуникационные системы, распечатала входы во все укрытия и заняла боевые позиции.
В отличие от опыта последней войны Хизбаллы с Израилем 2006 года, когда от его авиационных бомбардировок серьезно пострадало шиитское население южного Ливана, на этот раз, судя по материалам прессы, она провела масштабную эвакуацию своего гражданского населения вглубь страны и в соседнюю Сирию. Оттуда на родину, в свою очередь, возвращаются отряды, воевавшие на стороне Дамаска. По отзывам, они там были наиболее боеспособные. Предложено было даже временно покинуть свои дома жителям крупнейшего шиитского квартала Бейрута Дахие.
Та война – «Вторая ливанская», – кстати, считается самой бесславной в истории Израиля. Имея намерения покончить с Хизбаллой и дойти до реки Литтани, ЦАХАЛ застрял в пограничных сражениях, потерял до 50 танков и несколько сот военнослужащих и в конечном счете был вынужден отступить. Тогдашний премьер Эхуд Ольмерт при разбирательстве лишь чудом избежал судебного приговора по этому поводу, получив его, правда, потом по-другому. Не аукается ли его судьба нынешнему главе правительства Нетаньяху?
С того момента Хизбалла еще более окрепла.
Будучи «государством в государстве» и контролируя некоторые морские порты Ливана, а также кусок границы с Сирией, Хизбалла без особых препятствий завозила оружие со всего мира, прежде всего из Ирана.
Её арсенал ракет и ракетных снарядов оценивается в 200 тыс. (в 20 раз больше, чем у ХАМАСа), и это не «кассамы» из водопроводных труб, а заводские изделия, в том числе баллистические.
То, что происходило в южном Израиле, вынудив бежать десятки тысяч человек, в северном – может повториться с гораздо более тяжелыми последствиями. Кроме того, полученные Хизбаллой в изобилии современные системы ПТРК и ПЗРК, в том числе американские с Украины, позволяют ей эффективно сдерживать израильскую бронетехнику, а также заставлять авиацию держаться на высотах, затрудняющих точное бомбометание.
И все же неясным до конца остается вопрос, при каких условиях Хизбалла может в одностороннем порядке начать крупномасштабную операцию против Израиля. Издание Al-Monitor полагает, что до сих пор её главной целью было задержать или предотвратить наземное наступление ЦАХАЛа в Газе, одновременно «давая понять Соединенным Штатам, что она и другие поддерживаемые Ираном группировки не позволят легко разгромить ХАМАС». Но напряженность вдоль 120-километровой южной границы Ливана постоянно нарастает, так же, как и угроза цепной реакции.
Те локальные перестрелки, которые уже происходят вдоль ливано-израильской границы скорее приносят больше ущерба ЦАХАЛу, чем Хизбалле. Дело в том, что Израиль выстроил на своих северных рубежах систему хорошо заметных фундаментальных вышек и локаторов с целью наблюдения, сбора данных и связи. Сейчас Хизбалла их довольно легко «гасит» одну за другой небольшими точными боеприпасами.
Ответить тем же ЦАХАЛ не может, поскольку она из-за постоянно чинимых им препятствий выстроила скрытую систему наблюдения, пусть и не очень мощную, но такую, которую достаточно сложно обнаружить и поразить. Так, глобальное преимущество неожиданно обращается в противоположную сторону.
ЦАХАЛ же в ответ не находит ничего лучшего, как жечь вдоль границы леса и деревни фосфорными боеприпасами, чтобы облегчить себе видимость возможного продвижения противника, не нанося особого вреда Хизбалле, но раздражая население по обе стороны.
Вариант, при котором Израиль, не дожидаясь пока его система наблюдения за Хизбаллой будет полностью «погашена», сам нападет на нее, также высоко вероятен.
В любом случае главные риски общерегионального конфликта, который, как в воронку, будет затягивать в себя все новые государства, сейчас формируются, главным образом, именно в этой зоне.
Не надо бы Израилю дожидаться того момента, когда Хизбалла вывесит красные флаги на всей своей территории, а лучше договариваться со всеми по-хорошему.
Дмитрий Минин