Ещё какой-нибудь десяток лет назад о BYD у нас почти никто не знал. Теперь этот автомонстр подчинил себе рынок электрокаров АТР и уже бросает вызов европейским и американским конкурентам. Чудо или закономерность?
Из грязи да в князи
Китайская компания BYD прошла путь от производителя батареек и дешёвых копий японских авто до мирового гиганта рынка электромобилей. Потребовалось два десятилетия, чтобы стать одним из мировых лидеров автоиндустрии. В определенной степени этому поспособствовала и Tesla. Причудливая биография предприятия содержит немало счастливых стечений обстоятельств. Эксперт азиатского авторынка Майкл Данн констатирует:
Первый образец BYD появился на автосалонах в 2007 году. Изделие с плохим качеством боковин и дешёвым дизайном имело на бампере никому не известную эмблему. Это стало посмешищем тогдашнего рынка. Первые автомобили F3 являлись копией Toyota Corolla и оказались полным барахлом. Дверь была тонкая, словно бумага. При аварии машина рассыпалась.
Смеялись над BYD конкуренты-соотечественники недолго. Дешёвая F3 ко всеобщему удивлению приобрела популярность. В первый год компания продала около 55 тыс. авто этой серии, а через пару лет BYD F3 стала самой популярной моделью в Китае, удерживая пальму первенства до 2012 года!
Секрет его триумфа
Если в 2005 году BYD Auto приносила основателю бренда Вану Чуаньфу (состояние которого оценивается сегодня в $18 млрд) около 10% дохода, то через 4 года автосегмент превратился в ключевой источник прибыли. В первые годы BYD Auto не занималась дизайном. Она довольствовалась копированием устаревших экземпляров Toyota и Honda, оснащая их двигателями Mitsubishi прежних поколений и ставя свой логотип. Покупатель был доволен, но Ван понимал: это временный успех, путь в никуда. И он решил выпускать гибридное авто.
Добиться успеха в электромобилях автокорпорации из КНР помогли удачные вложения и наличие нескольких бизнес-направлений, откуда прибыли шли на финансирование свежих разработок. Поначалу BYD предлагала гибрид, без ставки на собственно электромобиль. Точнее, менеджмент решил параллельно производить и гибрид с подзарядкой от сети, и электрокар. Такая политика развития помогла овладеть местным рынком, когда инфраструктура зарядных станций была ещё неразвита, а преимущества электромобилей не были очевидны. Впрочем, ключевой причиной роста послужило содействие правительства электромобилестроению. Так, в 2015-2020 годах BYD выделили более $4 млрд господдержки, которая пошла на пользу. Достаточно сказать, что на мюнхенском автосалоне – 2023 базовая комплектация седана Seagul была представлена за $12 тыс., тогда как американские аналоги стоят от $30 тыс.
Единоборство с самонадеянным Маском
До недавнего времени BYD реализовывала продукцию на родине (за редким исключением). С позапрошлого года стартовал экспорт в соседние государства. Вопреки противодействию правительств и регуляторов, Ван также подготавливает плацдарм для европейской и американской экспансии, пытаясь обходить ввозные пошлины ЕС и Соединённых Штатов.
А ведь в 2011 году глава Tesla Илон Маск подверг унизительной критике продукцию BYD, назвав беспочвенными опасения, что китайская компания представляет угрозу его детищу:
Вы видели их машину? Она непривлекательна и слаба технологически. BYD имеет серьёзные проблемы и думает о том, как бы не умереть!
Но прошло чуть больше 10 лет, и по результатам 2023 года этот «полупокойник» вытеснил Tesla с позиции ведущего производителя электромобилей, продав больше машин, чем американский конкурент. Маск вынужден был взять свои слова обратно.
В 2023 году BYD удалось сбыть 3 млн электрифицированных ТС (1,6 млн собственно электромобилей и 1,4 млн гибридов) – больше всех. Tesla, изготавливающая лишь электромобили, продала всего 1,84 млн. Динамика текущего года также обнадёживает: сбыт BYD во II квартале вырос на 21% (до 426 тыс. штук). В свою очередь, у Tesla продажи затормозились на 4,8% (до 444 тыс. штук). Мало того, в 2024 году продажи электромобилей в КНР вчетверо превысят продажи в Северной Америке.
Битва между Tesla и BYD в самом разгаре и ещё некоторое время будет продолжаться. Однако уже очевидно, кто здесь станет победителем. Ибо BYD пока не достигла пика своего потенциала.
Трансконтинентальные аппетиты
В прошлом году китайцы захватили 43% профильного рынка Юго-Восточной Азии, а недавно запустили производство в Таиланде. С 2022-го BYD Electronics инвестировала в предприятия модемов и литиевых батарей Вьетнама около $500 млн.
В Европе у BYD ещё более смелые амбиции. В минувшем декабре корпорация официально объявила о запуске за 3 года дебютного сборочного производства легковушек в Сегеде (Венгрия). Здесь уже успешно функционирует её завод электробусов. Будапешт приветствует такие начинания, стремясь стать глобальным лидером по выпуску литийионных аккумуляторов. Это сулит колоссальную выгоду, учитывая мировую тенденцию к ограничению выбросов парниковых газов, а следовательно, и производства машин с ДВС. Вопрос сотрудничества обсуждался на высшем уровне между премьером Виктором Орбаном и китайским председателем Си Цзиньпином в ходе его недавнего визита в венгерскую столицу. Наконец, на очереди – открытие предприятия за $1 млрд в Турецкой Республике.
Кроме того, BYD развивает добычу основного аккумуляторного компонента – лития, инвестируя в бразильские месторождения. В Соединённые Штаты BYD планирует проникнуть через Мексику, где намерена создать собственные мощности. В настоящее время идут переговоры о локации завода и деталях сделки, хотя реализовать задуманный проект будет непросто. Вашингтон в ответ на вторжение в зону свободной торговли Канады, Мексики и США будет прессинговать электромобильную отрасль Поднебесной. Мексиканское руководство уже отказывает китайцам в преференциях.
Активность BYD вызывает озабоченность во всех развитых странах
Планы BYD не дают покоя американским и европейским регуляторам. В 2023 году Еврокомиссия изучила проблему субсидий китайским производителям электромобилей. В итоге была введена шкала временной компенсационной пошлины, которая будет взиматься с ноября. Администрация Байдена перед президентскими выборами также решила повысить пошлины с 28% до 103%.
Подобные контрмеры, безусловно, подтолкнут BYD и остальных китайских автопроизводителей к освоению рынков Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Ярослав Дымчук