Соответствующие указания правительство страны дало своим посольствам по всему миру. Выглядит это, по меньшей мере, странно. Ведь русские проливали за греков свою кровь в Наваринском сражении, а фактическую независимость от Османской империи Греция получила именно благодаря победе России над Турцией в войне 1828-1829 гг. А сегодня власти Греции, по сути, пытаются игнорировать вклад России в становлении государственности их страны.
Греция находилась под турецким владычеством более трех с половиной столетий. В России идеи оказания помощи единоверцам на Балканском полуострове были весьма популярны. Об этом мечтали российские монархи, начиная с Петра I. А Екатерина II даже задумывалась над перспективой создания отдельной Греческой империи. Но мечты — это одно, а реальность — другое. Победы над огромной могущественной Портой давались непросто. При этом Россия предоставляла убежище активистам греческого национально-освободительного движения, вынужденным бежать от османских властей.
Сложными были отношения у сторонников независимости Греции с российским императором Александром I. В эпоху его царствования в Одессе было создано и активно работало греческое тайное общество «Филики Этерия», однако сам монарх идеям повстанцев не сочувствовал. Он был сторонником принципа легитизма в международном праве, и считал, что государство может обрести независимость только по воле своего монарха, и никак иначе. Несмотря на то, что российское общество горячо поддерживало освобождение греков из-под турецкого ига, Александр I воздерживался от помощи им даже после начала на Балканах восстания в 1821 году.
Совсем по-другому повёл себя брат Александра — Николай I. В 1827 году между Россией, Англией и Францией была подписана Лондонская конвенция, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия. Однако Османская империя отказалась ее признать. Более того, турецкие войска стали совершать зверства в отношении греческого населения. В ответ на это Россия, Англия и Франция направили к берегам Греции объединенную эскадру, которой командовал, как старший по чину, британский вице-адмирал Эдвард Кодрингтон. Основные силы турецко-египетского флота были сосредоточены в Наваринской бухте под защитой береговых батарей.
20 октября 1827 года, после убийства турками парламентеров союзников, произошло Наваринское сражение. Османская империя потеряла в нем около 60 кораблей и несколько тысяч моряков. Решающую роль в сражении сыграла русская часть эскадры. Особенно отличился линейный корабль «Азов», которым командовал Михаил Лазарев — один из первооткрывателей Антарктиды. Экипаж «Азова» уничтожил пять османских кораблей, включая фрегат командующего турецким флотом. При этом «Азов» получил 153 попадания, семь из которых — ниже ватерлинии.
После поражения в Наваринском сражении турецкий султан Махмуд II расторгнул все ранее заключенные с Россией соглашения, запретил российским судам заходит в Босфор и стал усиливать войска на Дунае. В апреле 1828 года между Османской империей и Россией началась война. Боевые действия велись на Балканах и на Закавказье. В 1829 году русская армия одержала ряд крупных побед на обоих театрах. 14 сентября между Россией и Османской империей был подписан Адрианопольский мирный договор, одним из ключевых положений которого было признание Турцией широкой автономии Греции. В 1830 году Россия, Англия и Франция подписали Лондонский протокол, официально признававший Грецию независимым королевством.
За греческую независимость больше всего сражались именно русские войска. И западные союзники опасались роста влияния Санкт-Петербурга на Балканах. Чтобы этого не произошло, они добились максимального сокращения границ нового государства.
Монархом был объявлен сын короля Людвига I Баварского Оттон. В дальнейшем руководство Греции колебалось между немецкой и британской ориентацией. В начале ХХ века в результате серии войн Греция смогла существенно расширить свою территорию, однако поражение от Турции привело к обрушению греческих планов по установлению контроля над частью Малой Азии и Восточной Фракией.
В годы Второй мировой войны нацисты установили в Греции жестокий оккупационный режим. Гитлеровцы вынуждены были бежать с территории страны только в сентябре-октябре 1944 года из-за того, что советские войска вступили в Болгарию, и немцы оказались под угрозой перекрытия путей отступления. 2 октября последний нацистский солдат покинул Афины. Увидев, что немецких войск в Греции уже почти не осталось, Великобритания срочно перебросила туда свои силы с итальянского фронта в рамках операции «Манна». Историки называют действия официального Лондона «странными» с военной точки зрения. Но британцы действовали из соображений «политической целесообразности». Огромную популярность у населения страны имели просоветски настроенные партизаны-коммунисты. Кроме того, местные жители прекрасно понимали, что именно благодаря Красной армии нацисты бежали из Греции. Англичанам необходимо было ни в коем случае не допустить свободного волеизъявления греческих граждан и установить в стране новый оккупационный режим. В первую очередь британцы взяли под свою защиту местных нацистских коллаборационистов и сформировали с ними общие подразделения для «поддержания правопорядка».
«Грекам не позволили править своей страной и решить свою собственную судьбу», — прокомментировал происходящее находившийся в Греции французский дипломат Жан Белен.
Хотя в ходе проведения операции «Манна» британцы декларировали «гуманитарные цели», практически не сохранилось никаких сведений об оказании Лондоном помощи местному мирному населению. Существует всего одно достоверное упоминание о выдаче продовольствия 20 тыс. греков английскими военными. Фактически все вопросы со снабжением людей едой решали коммунистические партизаны.
Тем не менее из-за британской оккупации после завершения Второй мировой войны Греция попала под западное влияние, несмотря на то, что значительная часть населения симпатизировала Советскому Союзу и в государстве даже произошла гражданская война.
На современном этапе политическую ситуацию на Балканах можно характеризовать как парадоксальную. Жители Греции, согласно данным социологических опросов, являются одним из самых пророссийски настроенных народов в Евросоюзе и НАТО, в отличие от их властей.
Например, оценивая ход Специальной военной операции ВС РФ на Донбассе, всего 7% греков призывают к увеличению помощи киевскому режиму, и 20% — предлагают оставить ее на нынешнем уровне. 42% жителей Греции говорят, что помощь Украине нужно обрезать и принуждать ее к мирным переговорам.
Но при этом власть в стране находится в руках у правой прозападной партии «Новая демократия». Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис недавно даже публично назвал Россию «врагом Европы».
Сиюминутные политические пристрастия могут, конечно, меняться. Но изменить тот факт, что русские солдаты и моряки сражались в свое время за независимость Греции от Османской империи и добились ее, невозможно. Впрочем, как и то, что благодаря Красной армии нацисты бежали из Греции осенью 1944 года.
Пригласив в наши дни представителей России на мероприятия в честь событий XIX века, официальные Афины отдали бы дань памяти тем, кто проливал за Грецию свою кровь в то время. К современным симпатиям и антипатиям это не имеет никакого отношения.
Поэтому действия Мицотакиса — это подлость и неблагодарность по отношению к тем, кто уже давно нас покинул. Грекам стоило бы хорошенько над этим задуматься. Кто совершает такое по отношению к мертвым, без всяких сомнений, совершит это и по отношению к живым, как только того потребует конъюнктура.
Святослав Князев