Русские Вести

«Ирония судьбы в Голливуде»


«А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», в котором можно посмотреть типовой художественный фильм».

Закадровый голос в фильме «Ирония судьбы или С лёгким паром!»

Признаться, до этого я никогда не смотрела полностью ни один из фильмов Марюса Вайсберга – литовско-еврейско-американского и чуточку российского режиссёра, ворвавшегося в наш прокат с очень тупой комедией «Гитлер капут!» (2008), где Ксения Собчак играла Еву Браун, а рэпер Тимати изображал ведущего наци-вечеринок в Рейхсканцелярии. Невразумительное вышучивание саги о Штирлице – что может быть пошлее? Десять минут просмотра и тебе капут, как тому Гитлеру.

В начале 2010-х Вайберг лихо снял кинокартину «Ржевский против Наполеона» (2012), приурочив балаганное стёб-творение к годовщине Отечественной Войны. Этот не-шедевр запомнился исключительно кривляньями будущего укро-вождя в мундирчике Наполеона, да и то лишь потому, что ныне Владимир Зеленский выкаблучивается ровно так же, но в своей повседневной реальности. Скрестить «Гусарскую балладу» с эпопеей Льва Толстого да напихать в это месиво прыжки, анекдотцы и гэги? От великого ли ума? У Вайсберга случались ещё какие-то премьеры, названия коих мне и вовсе ни о чём не говорят.

Вместе с тем, его идея переснять «Иронию судьбы» (1975), как если бы это происходило в США, меня заинтересовала. Вайсберг состряпал это не в России, а в Голливуде и в расчёте на американского зрителя, хотя и московский прокат был ему обеспечен. Рязановская «Ирония…» давным-давно стала таким же обыкновением, как салат оливье, запах мандаринов, куранты, ёлка и - поход в баню Женечки Лукашина 31 декабря. Я с детства люблю эту двухсерийную мелодраму о печальной советской интеллигенции и сущей гадости – заливной рыбе, и потому решилась на просмотр.

Скажу сразу – Вайберг отнёсся к знаковой ленте с уважением, что меня изумило - его предыдущие пародии отличались каким-то нарочитым, подростково-жестоким (sic!) обращением с классикой. Итак, романтическая комедия About fate (2022) – буквально «О судьбе», а название «Ирония судьбы в Голливуде» — это уже изыски российских прокатчиков, намекающих на родство сюжетов. Впрочем, и Голливуда, как локации, тут нет – съёмки проводились в Бостоне, где и проживают герои. Их адреса в однотипных кварталах - Нордвуд и Вествуд одинаковые - Мэйпл-драйв, 15.

Здесь много общего с нашей фабулой: он - интеллигент, похожий на лузера, но по факту не лузер; она – эффектная, безалаберная блондинка с роскошной фигуркой, но без хорошего парня – ей вечно попадается тот, кто её бросает. Есть и опекающая маман главгероя, изысканно-деспотичная и помешанная на старых традициях.

Имеются верные друзья-коллеги - среди них выделяется Russian по имени Сэм (вероятно, в своей «русской» бытности он носил имя Самуил). Сэм всех водит в баню и поит водкой, а законный вопрос: «Кто же пьёт водку в бане?» вызывает дружный смех в зале. В нашем зале. У Гриффина, а именно так зовут их «Женю Лукашина», есть препротивная невеста-шатенка, инстаграм-блогер, и она куда как более мерзкий аналог хищной Гали, а тамошний Ипполит столь же дурен – каратист, увлекающийся медитациями.

Линия повествования отличается от новогодней сказки from USSR, да и вообще их About fate — нормальный, проходной американский фильм, где соблюдены все голливуд-штампы, и, если нашу «Иронию судьбы» можно считать краткой энциклопедией советской жизни, то средненькая вещь Марюса Вайсберга – своеобразный путеводитель по American-life.

Допустим, наш Лукашин – рядовой доктор-хирург, а их Гриффин – адвокат в конторе, в меру успешен, однако, не миллионер. В нашей киноистории мотив работы идёт как бы фоном (устал после ночного дежурства, познакомился с Галей на приёме, «Ничего, сам сломаю, сам и починю!» - после нокаутирования Ипполита), а в story Вайсберга мы видим офис и слушаем рассуждения, что Гриффин должен иметь своё дело, а не прозябать в команде. «У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям», - произносит доктор Лукашин, но и любой адвокат подпишется под этой фразой – промахи юристов не менее страшны.

Тема доминирования, вау-личности, крутого одиночки. Явлено расовое многообразие. Всё – канон. Из неприятного: фиксация на сексе – эти шутки чрезмерны, даже на фоне большинства голливудских комедий 2010-2020-х годов. Точнее, зацикленность была характерна для золотых-восьмидесятых, в эру «Мальчишника» (1984). Вайсберг словно бы воплотил свои юношеские мечты о «правильном» американском смехе, как его понимали в эру видеомагнитофонов и кооперативных «варёнок».

Лав-стори по-голливудски немыслима без отсылок к славному прошлому, которое у них связано с хитами поп-культуры. Особое внимание уделяется фильму «Завтрак у Тиффани» (1961) с Одри Хепбёрн и томно звучит «Лунная река» Генри Манчини, получившего за неё «Оскар». При том, литературная основа «Завтрака…» - жёсткий роман Трумэна Капоте не мелькает никоим образом. Лукашин и его Наденька поют романсы на стихи знаковых поэтов, ибо наша парадигма – литературоцентрична; штатовские ребятки восторженно говорят о старом-добром «Завтраке» с Одри, как о цивилизационной вершине и скрепляющем факторе – и Марго, и Гриффин держат на видном месте постер к фильму.

Что касается игры, то она – качественная. Как бы то ни было, в Голливуде всё ещё держат марку и не скатываются к тотальному днищу. Крепкая тройка с плюсом, а не двойка с минусом, как в Европе и, увы, России. Так, в роли Марго блеснула звёздочка Эмма Робертс, племянница «Красотки» Джулии. Она популярна, хотя, конечно, до своей легендарной тётки она вряд ли дотянется. Но! Генеральное отличие нашей Судьбы от их Fate в том, что Рязанов сделал штуку на все времена, тогда как Вайберг ограничился мгновением – его милую пародию забудут быстрее, чем она исчезнет с афиш.

Автор: Галина Иванкина

Заглавное изображение: кадр из фильма "Ирония судьбы в Голливуде".

Источник: zavtra.ru