3 ноября 2021 года корпорация RAND на своём сайте опубликовала на 174 страницах доклад «Сопротивление на гражданской основе в странах Балтии: текущие возможности».
Вот как RAND анонсирует доклад:
«В случае оккупации Эстонии, Латвии или Литвы (имеется ввиду сейчас, Россией – В.О.) произойдёт обычное военное вмешательство союзников, включая Организацию Североатлантического договора (НАТО), Европейский Союз и Соединенные Штаты. Это будет иметь решающее значение для восстановления национальных территорий балтийских стран и их независимости.
Но гражданские лица Балтии могут сыграть важную роль в собственной защите – в конституциях и стратегиях национальной безопасности балтийских стран подчеркивается важность военной готовности и готовности их гражданского населения противостоять внешней агрессии с устойчивостью и сопротивлением.
Правительства стран Балтии все чаще считают, что национальная военная оборона тесно переплетается с невоенными возможностями, и каждое из них внедрило общесоциальный подход в стратегические и политические документы высокого уровня.
Исследователи RAND стремились лучше понять природу и эффективность вклада, который гражданское население Балтии могло бы внести в кампанию сопротивления во время условной оккупации.
В этом докладе, используя оригинальную аналитическую основу, авторы исследуют исторические эпизоды балтийского вооруженного сопротивления с 1940 по 1955 год и невооруженного сопротивления с 1955 по 1991 год. На основе этого анализа авторы исследуют последние планы и политику по подготовке балтийского населения к кризису и рассматривают вклад, который балтийские гражданские лица могли бы внести во время сценария оккупации, возложив расходы на противника, обеспечив внешнюю поддержку, уменьшив его способность к репрессиям, а также поддерживая и расширяя народную поддержку сопротивления.
Основные выводы
Гражданские коммуникационные усилия могут расширить поддержку сопротивления, привлечь внешнюю аудиторию и укрепить моральный дух внутри страны.
Гражданские лица могли бы документировать и распространять факты репрессий, чтобы вызвать возмущение среди международной аудитории.
Сообщества балтийских эмигрантов могли бы усилить обмен сообщениями внутри своих сообществ и усилить поддержку участия своих стран в балтийском кризисе.
Гражданские лица могут защищать национальные институты, обеспечивая ясность в отношении национальной цепочки командования, поддерживая координационный центр для иностранных правительств и усиливая незаконность внешней агрессии.
Четкое разделение гражданских и военных ролей позволит использовать народный потенциал для нанесения ущерба при одновременной защите уязвимых групп населения.
Предоставление возможностей для занятий с низким уровнем риска могло бы повысить широкое участие и поднять моральный дух. Предоставление институциональных возможностей для деятельности, связанной с повышенным риском, должно гарантировать, что гражданские лица могут участвовать в вооруженных действиях в соответствии с международным правом.
Планы действий в чрезвычайных экономических ситуациях могут смягчить воздействие кризиса на гражданское население и увеличить расходы противника.
Экономическое планирование может обеспечить поставку жизненно важных товаров и услуг, защитить критическую инфраструктуру.
В конечном счёте, военное и экономическое вмешательство союзников остается решающим.
Своевременное военное вмешательство с применением обычных вооружений, вероятно, через НАТО, стало бы наиболее значительным фактором в возложении военных затрат на агрессора.
Наиболее важные невоенные издержки, такие как санкции, также потребуют сотрудничества со стороны международных союзников.
Рекомендации
В конечном счёте, наиболее значительный вклад, который союзные правительства могли бы внести в балтийский кризис, - это продемонстрировать явную готовность к быстрому военному вмешательству и наложению экономических издержек против внешнего агрессора.
Союзники могли бы поддержать гражданский потенциал для информационного противоборства в мирное время, улучшив обучение стратегическим коммуникациям среди жителей Балтии. Во время кризиса союзники должны распространять соответствующую основанную на фактах информацию из стран Балтии.
Союзники могли обезопасить жизненно важную инфраструктуру и предметы снабжения. В мирное время союзники могли оказывать материальную поддержку устойчивой инфраструктуре; обеспечить соответствующие возможности региона, ЕС и НАТО для оказания помощи в поставках жизненно важных товаров; и оказывать помощь в разработке планов экономической устойчивости стран Балтии в кризисных ситуациях. После иностранного вторжения помощь могли оказать силы специальных операций и разведывательные подразделения НАТО.
Союзники, обладающие знаниями или опытом в области гражданской обороны и сопротивления, могут поделиться передовым опытом и «обучить инструкторов». Они также могли бы поддерживать возможности для разработки и реализации планов эвакуации и переселения уязвимых групп населения.
Союзные вооруженные силы и правительства должны включать гражданские вклады в свое военное планирование.
Союзники могли бы посоветовать подготовку по вопросам безопасности и включить невооруженное и вооруженное сопротивление прибалтийских государств в военные учения и военные игры. Это поможет ознакомить все стороны с потенциальным вкладом гражданских лиц и могло бы улучшить понимание союзными силами общей системы обороны и роли невоенных субъектов».
Что происходит?
По существу НАТО, ЕС И RAND, нагнетая антироссийскую истерию, представляя российскую оккупацию Прибалтики как фактически свершившийся факт, реанимируют националистические профашистские структуры «лесных братьев», сеют непримиримый этнический конфликт эстонцев, латышей и литовцев с русскими, которые на начало 2021 года составляют в Эстонии 24,3 процента, в Латвии - 25,5 процента, в Литве – 4,5 процента.
Пропагандируя в докладе национальный «опыт» сопротивления после второй мировой войны, RAND героизирует бандитизм и кровавые расправы «лесных братьев» против мирного населения.
Напомним, что если количество жертв Украинской повстанческой армии* во второй половине 1940-х годов составило порядка 10 тысяч человек, то в ходе столкновений с «лесными братьями» погибло около 25 тысяч.
В Литве «лесные братья» себя так не именовали — использовались названия "Армия Свободы Литвы" или просто «зелёные». Это была единственная из трёх прибалтийских республик, где антисоветские формирования имели единый координационный центр и были настолько многочисленны, что на первых порах, в 1945-47 году, даже нападали на небольшие гарнизоны Советской Армии.
В Латвии «лесные братья» в основном состояли из бывших бойцов латышского легиона СС, превзошедших в уничтожении евреев и других беззащитных жертв даже своих немецких руководителей. Они часто воевали в нацистской униформе и с оружием вермахта, жили в лесу в оставшихся со времён немцев бункерах. Отряды латышских «зелёных» заходили даже в приграничные районы Псковской области.
Эстонские «лесные братья» были самыми малочисленными — не более 500 бойцов на пике существования (если, конечно, не считать несколько тысяч сочувствующих, помогавших информацией, едой и кровом). Но именно в этой республике дольше всех воевал последний «лесной брат». В сентябре 1978 года сотрудниками советских спецслужб был ликвидирован Аугуст Саббе, пребывавший на нелегальном положении с момента вступления в партизанский отряд в 1950 году. На момент гибели ему было 69 лет.
Уже в те годы «лесным братьям» активную поддержку оказывали западные спецслужб (в прибалтийские бухты периодически заходили рыбацкие судёнышки, гружёные оружием и взрывчаткой).
Внимание спецслужб Запада к прибалтийскому подполью никогда на утихало. Но особенно оно активизировалось на пике «перестройки» и «демократизации», когда руководство «народными фронтами» в Эстонии и Латвии и "Саюдиса" в Литве фактически было перехвачено агентурой стран НАТО и США.
И вот теперь, когда эти страны находятся уже и в ЕС, и в НАТО, подготовлен «грандиозный» план по реанимации «лесного подполья» против России. И ведь этот план будет активно выполняться. Пойдут одно за одним учения для лесных бандитов. СМИ прибалтийских стран, Европы и США будут забивать социальные сети информацией о героизме «лесных братьев» и терроре «русских оккупантов». Машина ненависти уже раскручена. Но сейчас она получает дополнительный энергетический заряд.
***
В 1966 году на экраны СССР вышел фильм Литовской киностудии "Никто не хотел умирать". Автор сценария и режиссер фильма - Витатутас Жалакявичус. Фильм стал событием в советском кинематографе. Впервые фильм национальной киностудии получил такую известность в стране и за рубежом. Этот фильм дал старт всесоюзной известности целой плеяды литовских актеров - Д. Банионису, Р. Адомайтису, Ю. Будрайтису, Л. Норейке и другим. Кроме них в фильме играли эстонец Бруно Оя и актриса из Латвии Вия Артмане. Фильм собрал множество кинематографических премий, был признан лучшим советским фильмом 1966 года, получил Государственную премию СССР.
Тема фильма - послевоенная вооруженная борьба «лесных братьев» против Советской власти в Литве. Жалакявичус прошёл буквально по очень тонкой грани, чтобы снять фильм на эту тему, и чтобы он ещё и вышел в прокат. Он не стал вдаваться в вопросы идеологии - кто прав, кто виноват. Он снял классический вестерн, где хорошие парни борются с плохими парнями. Где четверо сыновей убитого председателя сельсовета собираются из разных мест вместе и приезжают в родную деревню отомстить за отца. А заодно и защитить простых крестьян от бандитов. Никакой политики, никакой классовой борьбы. Только месть и защита бедных крестьян от бандитского террора «лесных братьев», которые тоже неизвестно с какой, кроме бандитской, целью борются с Советской властью.
Фильм снят в стилистике лучших западных образцов вестерна. К моменту выхода фильма в СССР с огромным успехом прошли американская "Великолепная семерка" и японский "Семь самураев".
Советский фильм был о борьбе сил добра и зла. Но современные идеологи «лесных братьев» действуют по другим схемам. В 2017 году на официальной страничке НАТО в Twitter появился ролик-анонс очередного фильма, героизирующего прибалтийских «лесных братьев», которые боролись против Советского Союза. Сам восьмиминутный фильм на английском языке опубликован на натовском канале в YouTube.
Видео предваряла такая аннотация: «После Второй мировой войны партизаны со всей Балтии исчезли в лесах, чтобы вести самую кровопролитную партизанскую войну в Европе против оккупирующих советских войск».
Уже тогда прибалтам напомнили, как надо самостоятельно бороться с «агрессором». Теперь это уже не напоминание, а стратегия действий.
В очень опасные игры играют НАТО, ЕС и RAND.
Владимир Овчинский