Русские Вести

Hашествие украинцев на Евросоюз


Заместитель главы МВД Польши Мачей Вонсик сообщил на брифинге, что эта страна приняла уже 1,8 млн беженцев с Украины. Всего же за последние две недели «незалежную» покинули 2,5 млн человек. Большинство из них устремились в страны Евросоюза, где, как ожидают, скоро окажется не менее 5 млн украинцев.

Такой масштаб нашествия оказался неожиданным для государств ЕС, поставив их перед лицом труднейших задач – как разместить и накормить подобное количество пришлых, что с ними делать дальше? 

3 марта Еврокомиссия постановила задействовать специальный механизм по предоставлению защиты беженцам. Этот механизм позволит новоприбывшим украинцам в течение года находиться в ЕС – с возможностью продления данного срока до трёх лет. Также Евросоюз предоставит беженцам жильё, медобслуживание, разрешит получать образование и работать. Основные тяготы от такого шага легли на Польшу, имеющую более 500 километров общей границы с Украиной. Результат этого соседства не замедлил сказаться.

Чтобы хоть как-то успокоить общественность, Вонсик сообщил, что сейчас беженцев прибывает в Польшу почти вполовину меньше, чем на пике, неделю назад. Однако посетивший страну представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Мэтью Солтмарш заявил, что число беженцев является «безусловно беспрецедентным со времëн Второй мировой войны».

Действительно, такое количество беженцев застигло правительство Польши врасплох, хотя оно ещё в феврале мобилизовало местные муниципалитеты, дабы те составили списки возможных объектов для организации пунктов размещения.

Особое внимание уделялось пансионатам, центрам отдыха и обучения, общежитиям, хостелам, гостиницам и различным типам залов: развлекательным, выставочным и спортивным.

Наблюдатели отмечают, что если по другим вопросам в Польше между правящими консерваторами из партии «Право и Справедливость» и либеральной оппозицией (в рядах которой состоят многие мэры городов) существуют жёсткие разногласия, то по вопросу беженцев с Украины они едины. «Мы осознаём серьёзность ситуации и готовы сотрудничать с правительством», – сказал мэр города Цеханув, член правления Союза польских городов Кшиштоф Косиньский. Он указал в «твиттере»: «Воеводы начали контактировать с мэрами городов. Нас попросили указать перечень средств размещения для беженцев, допустимое количество людей, связанные с этим расходы, время адаптации зданий…».

На данный момент в Польше больше всего украинцев приняли города Варшава и Краков. Сейчас их руководство требует помощи от правительства. «Эксперты говорят о нескольких миллионах беженцев, которые могут попасть в Польшу. Время «сердечной" помощи должно закончиться. Нам нужна скоординированная система на национальном уровне – с ней знакомы в ООН и Евросоюзе. Эти эксперты уже находятся в Польше и готовы помочь нашему правительству. Поэтому мы обращаемся к власть имущим с просьбой о помощи», – воззвал мэр Варшавы Рафал Тшаковский. Он отмечает, что всё было бы совсем плохо, если бы не помощь многочисленных волонтёров, содействующих правительству в деле размещения прибывших украинцев.

В стране организован сбор материальной помощи для беглецов.

Польский министр по делам семьи и социальным вопросам Марлена Малонг сообщила, что её ведомство работает над планами по социальному обеспечению беженцев. Решено было предоставить им права на те же льготы и социальную поддержку, которыми пользуются сами граждане Польши: от пособий по безработице до семейных выплат.

Для найма беженца с Украины на работу никаких специальных разрешений больше не потребуется.

«Вероятно, граждане Украины останутся с нами надолго, – предупредила Малонг. – Поэтому Польша хочет открыть рынок труда для украинцев». Но подобное понравилось далеко не всем полякам, нашедшим, что власти решили облагодетельствовать украинцев за счёт собственных граждан.

Мнение этих недовольных выразила газета Dziennik Gazeta Prawna, заявившая: «Солидарность с беженцами не должна оплачиваться за счёт польских работников, которые не могут позволить себе жилищные кредиты или частное медицинское обслуживание. Игнорирование этого вопроса приведёт к огромной социальной напряженности». А издание Legaartis.pl призывает: «Поляк, разберись, пока не поздно, и подумай, прежде чем принимать неблагоприятные решения для себя и своей семьи». Впрочем, следует отметить, что польской экономике объективно выгоден наплыв украинцев – белых христиан, по своему менталитету и культуре отличающихся от поляков куда меньше, чем выходцы из Азии и Африки. C 2014 года польская экономика выросла на 22%. По самым скромным прикидкам, многочисленные украинские гастарбайтеры добавили к ВВП Польши около 2,5%.

Таким образом, принимая украинских «беженцев» Варшава разом убивает двух зайцев – лишний раз напоминает миру о «зверствах русских» и поправляет свои экономические дела.

Действительно, русской общине Польши сейчас приходится куда как неуютно. Всего лишь один характерный пример – в Белостоке по распоряжению местных властей изгнали из арендуемого им помещения местное Русское культурно-просветительное общество. Секретарь его правления Андрей Романчук сообщил: «Нашу скромную библиотеку в Белостоке, которая находится в здании Центра общественной активности, принадлежащем департаменту городского управления, фактически заблокировали. В помещении, где находится наша библиотека, теперь зал сортировки одежды для беженцев из Украины – и наше присутствие там… Думаю, что всем всё понятно». Романчук добавил, что для обслуживания беженцев в четырёхэтажном здании площадью свыше 2500 квадратных метров почему-то не нашлось другого места, кроме библиотеки Русского культурно-просветительного общества...

Стоит подчеркнуть, что Польша по-прежнему наотрез отказывается принимать просителей убежища из Северной Африки и с Ближнего Востока, рвавшихся в ЕС с белорусской территории. «Закон жизни суров: не всем посчастливилось жить в странах, на которые "нападает" Россия», – иронизирует политический обозреватель Алексей Ильяшевич. А известный в Польше католический священник Тадеуш Рыдзик, выступая на днях в эфире «Радио Мария» заявил о том, что под видом украинских беженцев в Польшу пробираются в том числе и нелегальные мигранты с Ближнего Востока и из Африки, которые в прошлом году безуспешно пытались проникнуть в страну через Белоруссию.

Ксендз сказал: «Боюсь, что те, кто не должен быть в Польше, от кого мы защищались, приедут вместе с беженцами войны с Украины. Призываю быть осторожными, потому что мы, поляки, очень эмоциональны». Отец Тадеуш Рыдзик добавил: «Я был бы в этом вопросе очень и очень осторожен. Я не хочу пугать, я предупреждаю…».

Действительно, польский сегмент соцсетей забит фото- и видео-свидетельствами того, что украинско-польскую границу в эти дни пересекло внушительное количество чернокожих людей.

Некоторые доморощенные «конспирологи» даже предположили, что в этом и заключается «хитрый план Путина»: те мигранты, которых не пустили в прошлом году из Белоруссии, теперь перекочевали на Украину – и под видом «правильных беженцев» всё равно заполонят Польшу.

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков сказал «Столетию», что консервативная часть общества практически в любой стране относится к «чужакам» – нередко, даже к выходцам из других регионов собственной страны – весьма настороженно. Нейжмаков добавляет, что траты польского бюджета, связанные с приёмом украинских беженцев (в том числе, в связи с предоставлением им ряда социальных гарантий), будут достаточно велики – и «ревность» по этому поводу у заметной части граждан страны может со временем усилиться. «Всё это будет происходить на фоне обсуждения новых инициатив, предполагающих затраты в оборонной сфере – что также станет вызывать тревожность у значительной части общественности по поводу перспектив урезания в этой ситуации социально значимых программ для самих польских граждан. Именно на подобной «ревности» попытаются сыграть, например, представители крайне правой «Конфедерации свободы и независимости», чьи представители в Сейме недавно проголосовали против правительственного законопроекта, регулирующего целый ряд вопросов, связанных с пребыванием украинских беженцев в Польше. С другой стороны, правящие консервативные партии нередко вполне эффективно перехватывают лозунги у крайне правых критиков», – говорит аналитик.

По его словам, многое будет зависеть и от того, как долго продлится российская военная спецоперация. После её завершения (даже с учетом социально-экономических трудностей или возможных политических изменений на Украине) призывы о необходимости подтолкнуть украинских беженцев к скорейшему возвращению на родину со стороны части польских политиков даже умеренно-консервативного толка могут зазвучать активнее. «В свою очередь, со стороны польских политиков либеральных взглядов из "Гражданской коалиции", скорее, будет звучать критика за недостаточно эффективную, по их мнению, работу правительственных чиновников или обвинения в злоупотреблениях с их стороны, связанных с приемом украинских беженцев. По крайней мере, на дебатах в Сейме по законопроекту об украинских беженцах уже звучали обвинения в адрес воевод (чиновников, назначаемых правительством и представляющих его на уровне регионов) в пассивности на фоне данного кризиса», – заключает Нейжмаков.

Несладко сейчас приходится и властям ФРГ. Несколько дней назад в Берлине заявляли, что изначально правительство рассчитывало лишь на «среднее четырёхзначное число» беженцев с Украины – но данное число оказалось значительно больше.

11 марта градоначальница германской столицы Франциска Гиффи проинформировала: «В Берлине каждый вечер необходимо создавать более тысячи коек. Город на пределе возможностей!» В качестве примера она назвала размещение людей в знаменитом берлинском выставочном центре «Мессе Берлин». Гиффи признала: «Это впервые, когда мы используем зал для размещения беженцев!» Сейчас германское правительство и власти федеральных земель работают в тесной координации, пытаясь более или менее равномерно распределить беженцев с Украины по всей стране. «Все федеральные земли предлагали поддержку с самой первой минуты», – хвалится пресс-секретарь германского министра внутренних дел Нэнси Фезер.

По её словам, у многих немцев есть «непреодолимое желание помочь» беженцам. Однако пожертвования в виде различных предметов или одежды не всегда полезны, поэтому федеральное правительство советует тем, кто готов помочь, совершать денежные переводы. Было также заявлено, что размещение украинцев в частных квартирах должно согласовываться с ответственными органами. А 14 марта представитель польского МВД Павел Шефернакер рассказал о просьбе, поступившей в Варшаву из Берлина. «Вчера вечером я говорил с немецким МВД, где нас попросили приостановить специальные поезда (с беженцами – В.Л.), которые едут в Германию, потому что там уже сложилась ситуация "бутылочного горлышка". Это показывает, насколько ЕС не был готов к этой ситуации», – сокрушается Шефернакер.

Он пояснил, что за три дня из Польши выехало на поездах 28 тыс. человек. «Мы все должны поддерживать друг друга, я рассчитываю на эту европейскую солидарность», – подчеркнул Шефернакер. Между тем этот вал добрался уже и до Франции, власти которой 12 марта сообщили о въезде более 10 тысяч украинцев. Однако, как уверяют в Париже, страна может принять не более 25 тысяч человек... Что касается Великобритании, то хотя прежде Соединённое Королевство пообещало принять сотни тысяч мигрантов, пока что украинцам выданы всего три тысячи британских виз. Впрочем, Великобритания больше не является частью Евросоюза – а, как все помнят, одной из причин «брекзита» в своё время стало нежелание англичан принимать у себя мигрантов в больших количествах…

Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе со «Столетием» отметила, что сейчас на втором месте после Польши по приему беженцев из Украины находится Россия. Наша страна приняла у себя уже 250 тысяч человек. Но в РФ сейчас стремятся преимущественно люди из Донбасса, на территории которого как раз и идут основные боестолкновения.

Профессор напомнила, что все последние годы на Украине усиленно насаждалась идея «евроинтеграции». И вот эта идея получила своё воплощение – правда, при совершенно драматических обстоятельствах. «В каком-то смысле ЕС, посеявший на Украине семена раздора, собирает сейчас их всходы. Но вряд ли чиновники Брюсселя способны реально осознать смысл всех своих действий … Напротив, страны ЕС, а также США и Великобритания назвали специальную военную операцию России на Украине «крупнейшей агрессией после Второй мировой войны» – благополучно позабыв о своем вторжении в Югославию, Ирак, Ливию и т.д.. Государства Евросоюза объявили, что «продолжат защищать демократию», поэтому они просто не могут не принимать граждан из Украины. Что тут можно сказать? Так или иначе, но западно-ориентированные граждане Украины получили-таки возможность уехать в Евросоюз – и на куда лучших условиях, чем им предоставлялось ранее. И вряд ли они все устремятся обратно домой по завершении конфликта. В любом случае, они исполнили свою мечту, а ЕС получил новые рабочие руки», – констатирует Еремина.

Виталий Лекомцев

Источник: www.stoletie.ru