Русские Вести

Грошей хватило на башню: САУ «Богдана» – наглядный пример деградации ОПК Украины


«ВСУ получат самую мощную САУ в Донбассе», — так прокомментировал украинский военный эксперт Михаил Жирохов сведения о предполагаемом появлении на параде в честь дня независимости Украины прототипа новой самоходной артиллерийской установки «Богдана».

Отправной точкой для подобного вывода послужило сообщение директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца, согласно которому 24 августа «по Крещатику пройдет оперативно-тактический комплекс «Сапсан», высокоточная система залпового огня «Ольха», автоматизированная РСЗО «Верба», новая самоходная 155-мм гаубица «Богдана» и ряд других новинок».

С «Сапсаном», «Ольхой», «Вербой» и «рядом других новинок» ВСУ мы разберемся в другой раз. Пока же присмотримся к САУ «Богдане» и постараемся выяснить, действительно ли это «парадное» изделие способно в ближнесрочной перспективе усилить Вооруженные силы Украины.

Но начать придется, как это часто бывает в украинских случаях, с Польши.

Польская трагедия

История будущей «Богданы» началась в самом начале 2000-х, когда у польских военных возникла мысль заполучить себе современную 155-мм САУ. Появление этой идеи обуславливалось, как минимум, четырьмя причинами:

— износом и устареванием имевшихся у поляков 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 152-мм vz.77 «Дана»;
— желанием получить более дальнобойную САУ;
— продолжающимся переходом Войска Польского на стандарты НАТО (подразумевающих использование не «советского» калибра 152-мм, а «западного» 155-мм);
— активной деятельностью лоббистов польского предприятия Huta Stalowa Wola (HSW).

Последнее всячески убеждало окружение министра обороны в своей способности оперативно сконструировать и выпустить новые САУ. Убеждала-убеждала и, наконец, убедила.

Решающим фактором, побудившим министерство обороны Польши подписать контракт с HSW, стала довольно нетривиальная концепция создания новой 155-мм САУ. Для ускорения создания новой машины, получившей название Krab, польские проектировщики решили использовать в качестве конструктивных «доноров» два отработанных и уже выпускавшихся изделия.

Если говорить конкретнее, то шасси будущая самоходка должна была позаимствовать от PT-91 Twardy — польского основного боевого танка, построенного на лицензионном варианте советского Т-72М1. PT-91 Twardy поступил на вооружение еще в 1995 году и по наследству от советского прототипа имел очень надежную ходовую часть.

Башню же сотрудники HSW предполагали позаимствовать от британской самоходной гаубицы AS-90, выпускавшейся в 1992–95 годах и успевшей повоевать в Ираке. Точнее — от ее варианта AS-90 Braveheart, отличавшегося удлиненным до 52 калибров стволом орудия. Использование такого орудия, по мнению проектировщиков из HSW, позволило бы Войску Польскому получить САУ, значительно превосходящую по дальнобойности «Гвоздику» и «Дану».

Поляки закупили в Великобритании две башни от AS-90 Braveheart, оплатили возможность лицензионного выпуска таких же башен у себя и с азартом принялись прикидывать, как бы половчее башню английской САУ смонтировать на шасси танка PT-91 Twardy.

Очень быстро выяснилось, что никак. Тогда польское предприятие Bumar Labedy пообещало изготовить, пусть и с использованием узлов и агрегатов PT-91 Twardy, но совершенно новый корпус для САУ Krab. 155-мм качающуюся часть орудия купили у французов из Nexter Systems.

Сказано — сделано. Опытные экземпляры новых САУ выкатили на полигон, откуда машины вернулись куда быстрее, чем ожидали разработчики польской «новинки». Оказалось, что изготовленные на Bumar Labedy бронекорпуса изобилуют микротрещинами, а 850 «лошадей» польского дизеля S12U оказалось явно маловато, чтобы придать 55-тонной самоходке надлежащую подвижность.

На HSW «выкатили» Bumar Labedy финансовые претензии в 15,5 млн долларов за поставленный брак и решили подыскать для Krab движок помощнее. После чего выяснилось, что в Польше такого не производится. Но и это еще не все.

Производитель S12U — польский завод PZL Wola — «успешно» закрылся, что похоронило надежды на дальнейший выпуск САУ пусть и с малосильными, но все же польскими дизельными двигателями.

Вдосталь наскрипевшись зубами, сотрудники HSW решили оснастить Krab немецким дизельным двигателем MTU-881 KA 500, имевшим мощность 1000 л. с. Но этот дизель, тварь такая, никак не умещался в бронекорпуса от Bumar Labedy! А куда он влезал? В моторно-трансмиссионное отделение южнокорейской САУ K9 Thunder и ее выпускающегося в Турции лицензионного варианта САУ T-155 Fırtına.

Еще немножко поскрипев зубами, на HSW отказались от использования на Krab ходовой части своего производства и бронекорпуса производства Bumar Labedy. Южнокорейцы были далеко, турки — куда ближе, поэтому к последним поляки и обратились за помощью. 2 сентября 2013 года HSW подписало с турецкой компанией MKEK соглашение об использовании для Krab бронекорпусов и ходовой части турецкой САУ T-155 Fırtına.

В принципе, куда логичнее было бы полякам договориться с турками о закупке у тех САУ T-155 Fırtına целиком. Но тут в игру вступили польское самолюбие, нежелание отказываться от широко распиаренного проекта «национальной польской» САУ, а также мысль, что уплаченные англичанам деньги за лицензию на производство башен от AS-90 Braveheart вылетают в трубу.

Словом, целиком покупать у Турции САУ T-155 Fırtına Польша не захотела, а зря... Потому что смонтировать на новый корпус башню AS-90 Braveheart, оснащенную качающейся частью от Nexter Systems, не получилось.

Уже привычно поскрипев зубами, поляки пошли на поклон к немцам и купили 155-мм качающуюся часть у Rheinmetall. Та после долгого, мучительного и дорогостоящего «допиливания» на положенное ей место все же влезла. При этом пришлось поменять практически всю британскую начинку башни от AS-90 Braveheart.

Но на этом польские мучения с САУ Krab отнюдь не завершились. В итоге «национальная польская» САУ оказалась собрана из поставляемого южнокорейским объединением Samsung Techwin шасси САУ K9 Thunder, германской 155-мм качающейся части от Rheinmetall и британской башни фирмы Vickers, нафаршированной совершенно новым оборудованием.

Вот в такой финальной комплектации САУ Krab и была торжественно продемонстрирована на польской военной выставке MSPO-2015.

Занавес. Антракт. Часть вторая!..

Украинская комедия

Читатель, наверное, спросит: а когда же, наконец, про украинскую «Богдану»-то речь пойдет? Пардон, но все вышеописанное как раз и было про «Богдану».

Почему? Потому что вдохновленные примером поляков и обуреваемые мрией о скорейшем переходе на стандарты НАТО бравые хлопцы из ВСУ решили создать свою новую САУ путем совмещения шасси украинского танка Т-84У «Оплот» и башни польской САУ Krab.

Отметим, что с парком САУ у ВСУ дела обстояли неважно. Очень много доставшихся от СССР самоходных артиллерийских установок Киев к 2015 году утратил в ходе списания, продажи за рубеж или боевых действий в Донбассе. Из-за дефицита САУ украинцам приходилось насыщать войска снимаемыми с хранения буксируемыми артсистемами, но это был, конечно, паллиатив. Ни по подвижности, ни по живучести буксируемые артсистемы конкурировать с САУ не могли.

При этом в ВСУ начала ощущаться серьезная нехватка выстрелов и стволов для 152-мм артсистем, благо производства ни того, ни другого на территории Украины не существовало.

Выходом стали закупки боеприпасов и стволов для украинских 152-мм САУ за рубежом. Однако потребности ВСУ превышали возможности иностранных поставщиков. Это побудило украинцев попробовать решить проблему комплексно, то есть постараться наладить у себя производство стволов и боеприпасов для 152-мм артсистем, а также изыскать возможности для приобретения 155-мм САУ иностранного производства.

Последний вариант не только вписывался в декларируемое украинскими военными желание поскорее перейти на стандарты НАТО, но и позволял ВСУ достаточно быстро пополнить свой парк САУ новыми современными машинами, плюс, теоретически, открывал украинцам доступ к богатой номенклатуре 155-мм боеприпасов западного образца.

Со стволами у украинцев «не взлетело». Боеприпасы собственного производства для 152-мм артсистем государственный концерн ГК «Укроборонпром» смог подготовить для начала госиспытаний только в марте 2018 года. На фоне этих событий идея с покупкой 155-мм САУ стала казаться украинскому военному руководству все более соблазнительной.

Поэтому, как только в Польше работы по созданию серийных образцов САУ Krab вышли на финишную прямую, украинцы сразу отрядили к соседям делегацию «сватов». Но поляки озвучили такую цену на свои САУ, что все ВСУ хором упали в обморок. Тогда в Киеве и появилась мысль купить у поляков не целую САУ Krab, а лишь ее башню. Именно так: грошей хватило только на башню.

Первые официальные сведения о намерении Украины совместно с Польшей создать для ВСУ 155-мм САУ появились в 2015 году в годовом отчете государственного концерна ГК «Укроборонпром». Из материалов отчета следовало, что с украинской стороны в реализации проекта будет участвовать ГП ХКБМ, а с польской — уже знакомая нам HSW. Башню польской САУ предполагалось «подружить» с корпусом Т-84У «Оплот» и таким образом получить украинскую 155-мм САУ «Богдана».

Поляки застенчиво поинтересовались: откуда их партнеры возьмут корпуса Т-84У «Оплот» для новых САУ, если известно, что ОПК Украины сумел выпустить лишь десять таких танков, на чем спекся? Украинцы ответили в том духе, что если родина прикажет, то все будет. Мол, не сомневайтесь. Поскольку родина скромно промолчала, поляки дальше развивать тему не стали.

Правда, не удержались и спросили: откуда Украина возьмет 155-мм боеприпасы? Украинцы браво ответили, что по причине предполагаемой малочисленности первой партии «Богдан» для нее хватит и того количества выстрелов, которые согласится продать Польша. Ну, а когда-нибудь «потом» они, украинцы, построят у себя линию по производству 155-мм боеприпасов. Настоящую. Работающую. Но «потом»!

На этом прения сторон прекратились, и начался банкет.

Как водится, на бумаге все было просто. Поляки, успевшие намучаться с созданием собственной САУ, неоднократно убеждали украинских партнеров все-таки купить Krab. Ибо так, в конечном счете, будет не только проще и быстрее, но и дешевле.

В прошлом году делегация из Huta Stalowa Wola даже привезла Krab на «смотрины» в Киев и сообщила о возможном снижении цены на самоходку до «всего» 1 млн долл. Украинские военные ходили вокруг польской САУ кругами и восхищенно цокали языками. Однако покупать чудо соседского военпрома упрямо отказывались, для чего использовали все тот же неотразимый довод: «Грошей немає».

За кулисами же данного мероприятия полякам доходчиво объясняли, что покупка Krab оставит не у дел ОПК Украины, а значит заметно сократит возможности уважаемых украинских партнеров по «попилу» бюджетных средств.

Поляки вняли, и работа над «Богданой» наконец-то перешла из стадии обсуждения в стадию реализации. Причем, по информаци ФАН, поляки и украинцы в рамках ОКР «Богдана» прорабатывали вариант установки башни САУ Krab не только на гусеничное, но и на колесное шасси.

К середине этого лета, если верить Сергею Згурцу, дело дошло до создания прототипа. С оглядкой на небольшой срок, прошедший с начала работ над украинской САУ, можно предположить, что прототип, скорее всего, окажется самоходным макетом...

Когда он может быть доведен до стадии боеспособного изделия? Никогда. Современное состояние ОПК Украины не позволяет Киеву рассчитывать на создание по-настоящему боеспособных образцов собственной бронетехники. Это подтверждается не только историей разработки и создания на Украине БТР-4 «Буцефал», основных боевых танков Т-64БМ «Булат», Т-84У «Оплот» и БМ «Оплот», но и провальными результатами участия украинских танков в международных соревнованиях танковых взводов армий стран Запада Strong Europe Tank Challenge-2018.

С учетом этого факта, рассуждения о потенциально высоких ТТХ «Богданы» являются глубоко вторичными. Потому что даже принятая на вооружение техника украинского производства с завидным постоянством и предельно наглядно не подтверждает заявленные ее разработчиками ТТХ — слишком велика оказалась деградация ОПК Украины после распада СССР.

Таким образом, с вероятностью 50% создание САУ «Богдана» превратится в долгоиграющий и дорогостоящий проект, реализация которого растянется на десятилетие, а то и больше (см. историю САУ Krab). Причем в украинских реалиях это будет еще и дополняться гарантированным несоответствием итоговых ТТХ изделия изначально предполагаемым. В первую очередь, это будет касаться надежности САУ и корректной работы ее системы управления огнем.

49% отведем на то, что проект «Богданы» так и не будет доведен до начала серийного производства, потому что «грошей немає». Ну, и оставим 1% на чудо, которое может произойти в формате внезапного отказа ВСУ от самой идеи создания «Богданы» как заведомо тупикового для Украины проекта.

Андрей Союстов

Фото: 152-мм САУ 2С19 «Мста-С» ВСУ. facebook/Генеральний штаб ЗСУ

Источник: riafan.ru