В последние месяцы древние памятники Рима неоднократно подвергаются актам вандализма. Так, недавно группа молодых людей залезла в знаменитый фонтан Треви в центре итальянской столицы и залила его черной жидкостью, а затем набросала в воду древесный уголь. Оказалось, что это — активисты движения «Последнее поколение», которые требуют отказаться от ископаемого топлива. Они держали в руках баннер «Не будем платить за ископаемые» и выкрикивали: «Наша страна умирает!».
В начале мая активисты этого же движения провели похожую акцию на римской площади Навона, где окрасили в черный цвет воду в знаменитом фонтане «Четырех рек» Джованни Бернини. До этого они залили черной жидкостью воду в фонтане «Баркачча» на легендарной площади Испании в том же Риме. А в знаменитой галерее «Уффици» во Флоренции приклеили себя скотчем к картине Сандро Боттичелли «Весна».
И такое происходит сейчас чуть ли не каждый день не только в славной своими памятниками Италии, но и в других странах Запада. В Вене жертвой эковандалов стала картина Густава Климта «Смерть и жизнь» в музее Леопольда, которую они облили нефтью. В Испании активисты Futuro Vegetal приклеили себя к картинам «Маха обнаженная» и «Маха одетая» Франсиско Гойи в музее Прадо. В австралийской Канберре в Национальной галерее разрисовали работу художника Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл» синим маркером и т.д. и т.п. В немецком Потсдаме, в музее Барберини активисты «Последнего поколения» вылили картофельное пюре на картину из серии «Стога сена» Клода Моне и приклеили свои руки к стене и т.д. и т.п.
Большинство этих акций эковандалов совершены именно активистами «Последнего поколения» «Мы — последнее поколение старого мира, — говорится на веб-сайте этой организации. — Мы создадим новый мир, в котором человечество примет, простит, полюбит себя и посвятит себя продолжению нашего великого приключения».
Но за этими красивыми словами стоят вполне конкретные цели и куда более прозаичные задачи. Под лозунгами «защиты климата и окружающей среды» ее активисты проводят акции, направленные против компаний, которые добывают ископаемое топливо, требуя от властей отказаться от использования угля и нефти.
Непрерывные акции вандализма уже серьезно беспокоят власти. Так, депутат Европарламента от правящей на Апеннинах партии «Братья Италии» Винченцо Софо потребовал от ЕС провести расследование в отношении финансистов этой международной экологической сети. Речь идет, подчеркивает Софо, «об организациях, которые активизировали свою деятельность в Европе в последние месяцы, став главными действующими лицами многочисленных актов вандализма и других незаконных действий в знак протеста против энергетической и промышленной политики государств-членов ЕС, что позволяет им привлекать внимание СМИ и тем самым значительно влиять на общественное мнение, особенно среди молодежи».
Но кто же тогда активно поддерживает и финансирует эковандалов? Почему западные правительства с ними активно не борются, а СМИ всячески рекламируют, помещая репортажи об их безобразных выходках на первые полосы?
Уже известно, что речь идет не просто о стихийных вылазках хулиганов или экзальтированных борцов-одиночек против изменения климата, а об охватившей весь мир организации под названием Last Generation («Последнее поколение»), штаб-квартира которой находится в США, в Лос-Анджелесе.
Она была основана в 2019 году не левыми радикалами, а представителями тех семей магнатов, которые реально правят Америкой: Эйлин Гетти, внучкой нефтяного магната Дж. Пола Гетти, и Рори Кеннеди, дочерью сенатора Роберта Кеннеди. Только в 2022 году этот фонд выделил на 5 миллионов долларов грантов, тем самым поддержав 44 экологические организации в более чем 30 странах мира.
«Последнее поколение», — пишет итальянская газета Giornale, — является частью международной сети под названием #A22, которая определяет себя как «международную сеть ненасильственных кампаний гражданского неповиновения, которые борются за то, чтобы потребовать от своих правительств мер по противодействию коллапсу экоклимата», и в которую входят Just Stop Oil в Соединенном Королевстве, Letzte Generation в Германии и Dernière Rénovation во Франции, а в США сеть возглавляет Declare Emergency. Just Stop Oil — детище стратега Роджера Халлама, бывшего вдохновителя Extinction Rebellion и Insulate Britain.
Как сообщает в свою очередь Forbes, главными донорами экологов выступают американские организации Climate Emergency Fund и The Equation Campaign — их возглавляют потомки покойных нефтяных магнатов. Именно эти компании стали попечителями 11 организаций экологов, 7 из которых базируются в Европе. Climate Emergency Fund увидела свет с подачи уже упомянутой Эйлин Гетти. Именно она является ярой сторонницей акций вроде скандальных музейных перформансов и актов вандализма против городских памятников по всему миру.
В 2022 году ее фонд «раздал» активистам из 25 стран гранты в общей сложности на 1,7 миллиона долларов. Штаб-квартира организации расположена в Беверли-Хиллз, где обитают «сливки» Голливуда. А потому не случайно, что совет директоров Фонда наполовину состоит из деятелей киноиндустрии: сценариста Адама МакКея, режиссеров Гералин Уайт Дрейфус и Шеннон О Лири Джой, а также кинопродюсера Рори Кеннеди.
The Equation Campaign руководят праправнуки основателя нефтяной корпорации Standard Oil Джона Рокфеллера, которые не менее щедро одаривает заступников окружающей среды в США. К 2030 году Ребекка Рокфеллер Ламберт и Питер Гилл Кейс планируют выделить экологическим организациям, действующим рядом с американскими трубопроводами и нефтеперерабатывающими заводами, 30 миллионов долларов.
Все это выглядит парадоксально, поскольку именно потомки нефтяных магнатов США, сделавших себе состояния на торговле ископаемыми ресурсами, выступают сегодня активными поборниками «зеленой повестки» и вкладывают миллионы в акции экологов по всему миру, а заодно спонсируя еще и эковандалов.
Они вдруг «прозрели»? Решили «покаяться» за все те преступления, которые творили нефтяные магнаты США и других стран Запада при захвате энергоресурсов планеты, провоцируя повсюду войны и цветные революции, чтобы овладеть и контролировать месторождениями нефти на планете?
Вряд ли.
Как отмечает Forbes, в соцсетях появились конспирологические теории, сводящихся к тому, что «нефтяные компании платят тем, кто выставляет настоящих активистов сумасшедшими». В этой связи в СМИ распространяется мнение, что нападения на музеи лишь дискредитирует экологическое движение, но не приводят к ощутимым политическим результатам».
Как заявил глава Минприроды России Александр Козлов, эковандалы гонятся за дешёвым хайпом. Те, кто привлекает внимание к экологии путём вандализма и порчи предметов искусства, только дискредитируют экологию, «потому что эколог не равно вандал. Эколог ничего не портит, эколог бережет». Есть и другая версия — акции эковандалов в музеях выгодны… самим музеям, поскольку привлекают к ним внимание публики и сборы от посещений тогда растут.
Сейчас возникло уже такое понятие, как «экотерроризм». Как отмечает эксперт Зберовский, есть мнение, что некоторые экологические движения созданы не столько для защиты природы, сколько это такая фактически рэкетирская схема, когда своими радикальными действиями они заставляют богатых людей с того сектора экономики, нефтегазового, просто платить им откат, отступные за то, чтобы они их не трогали».
Как считает Тодд Майерс, директор исследовательского центра по окружающей среде аналитического центра Washington Policy Center, американские СМИ, рекламируя деятельность тех, кто нападает на памятники и музеи, фактически поддерживают экотерроризм.
Так, недавняя статья в журнале The New York Times выносит в заголовок цитату: «Я больше боюсь изменения климата, чем то, что я могу попасть в тюрьму». Создается положительный образ преступников. Например, рассказывается, как активиста, который только что пробрался через ограду вентиля, перекрывающего трубопровод Кистоун, на мгновение охватило осознание величия того, что он собирается совершить, из-за чего он «позволил себе заплакать».
Но в целом вылазки агрессивно настроенной молодежи против мировых шедевров в музеях под экологическими лозунгами вполне укладываются в рамки торжествующей сегодня на Западе теории «отмены культуры», когда все творческое наследие прошлого подвергается огульному отрицанию.
Тем самым современный западный капитализм напоминает действия большевиков, тоже отвергавших памятники прошлого. Ведь такое уже было в России после революции, когда «лучший советский поэт» Владимир Маяковский писал:
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли вы?
Время
пулям
по стенке музеев тенькать.
Стодюймовками глоток старье расстреливай!
Впрочем, тогда никакого движения экологов не было…
Игорь Веремеев