Русские Вести

Дорога в никуда за 1 млрд долларов


Две новые гладкие дороги, переходящие в горные туннели высоко над сонной черногорской деревней, едва ли могут стать конечной точкой миллиардного проекта, финансируемого Китаем, и угрожающего подорвать экономику крошечной страны.

Правительство уже сожгло 944 миллиона долларов в виде китайских займов, чтобы завершить строительство первого участка дороги протяженностью всего 41 километр (25 миль), что сделало его одним из самых дорогих участков шоссе в мире.

Китайские рабочие потратили шесть лет на прокладку туннелей в твердых скалах и воздвижение бетонных колонн над ущельями и каньонами, но фактически дорога ведет в никуда.

Еще предстоит построить почти 130 километров, что, вероятно, будет стоить не менее одного миллиарда евро (1,2 миллиарда долларов).

«Строительство выглядит впечатляюще, но мы не должны останавливаться на достигнутом», — говорит 67-​летний Драган, уехавший жить на пенсии в село Матесево.

«Это все равно, что купить дорогую машину и просто оставить ее в гараже».

Критики задаются вопросом, как будет оплачена оставшаяся часть дороги, и подчеркивают экологический ущерб, нанесенный строительством, а также обвинения в коррупции в связи с заключением контрактов на работы.

Но местные жители склонны говорить о хорошем.

«У этой истории есть несколько хороших сторон для нас, сельских жителей. Некоторым удалось продать свою землю и уехать, что было невозможно раньше», — говорит один сельский житель, чей двухэтажный дом теперь находится в метрах от гигантских бетонных колонн, подпирающих четырехполосное шоссе.

«Мне удалось продать рабочим несколько овощей и кур», — добавил человек, который не пожелал называть своего имени, отметив также, что насыпи строительного мусора со строительной площадки предотвращают разлив реки.

Согласно контракту, если Черногория не сможет выплатить свой долг Китаю, ей грозит арбитраж в Пекине и она может быть вынуждена отказаться от контроля над ключевой инфраструктурой. Фото: AFP / SAVO PRELEVIC

Участок, соединяющий Матесево с городом недалеко от столицы Подгорицы, наиболее сложный в строительстве участок, должен открыться в ноябре.

Но дорога предназначена для соединения адриатического порта Бар на юге с сербской границей на севере с прицелом на то, чтобы сербы затем продлили ее до своей столицы Белграда.

Неясно, откуда возьмутся деньги, и как Черногория, страна с ВВП в 4,9 миллиарда евро, выплатит существующий долг Китаю.

Критики задаются вопросом, как будет оплачиваться дорога, и обращают внимание на экологический ущерб, нанесенный строительством, а также обвинения в коррупции в связи с заключением контрактов на работы. Фото: AFP / SAVO PRELEVIC

Если Черногория не сможет заплатить, она столкнется с арбитражем в Пекине и может быть вынуждена отказаться от контроля над ключевой инфраструктурой, согласно копии контракта, которую видел AFP.

Китай подвергается широкой критике за то, что обременяет малые страны неподъемным долгом в рамках своей глобальной инициативы «Один пояс, один путь».

Критики опасаются, что он будет использовать финансовые рычаги для усиления своей политической власти, что они называют «дипломатией долговых ловушек».

Но китайские официальные лица категорически отрицают наличие каких-​либо скрытых мотивов для инвестиций в Черногорию и регион в целом.

«Это сотрудничество является взаимовыгодным и беспроигрышным», — говорится в заявлении посольства Китая в Черногории в прошлом месяце.

«Если кто-​то навешивает негативные ярлыки на инвестиции Китая, это не только несправедливо по отношению к Китаю, но и неуважительно по отношению к странам западных Балкан».

Строительные работы разрушили охраняемый ЮНЕСКО участок реки недалеко от Матесево в Черногории. Китайская фирма согласилась профинансировать работу по устранению ущерба. Фото: AFP / SAVO PRELEVIC

Учитывая, что первое погашение Черногорией долга ожидается в июле, она может стать первой европейской страной, которая подвергнет проверке эти утверждения.

«Если мы не найдем источники финансирования для дальнейшей стройки, то у нас будут большие проблемы», — говорит AFP министр инфраструктуры Младен Боянич, заявляя, что он твердо намерен завершить строительство дороги.

Сейчас Боянич пытается заручиться помощью Европейского союза, чтобы спасти проект, против которого он яростно выступал, находясь в оппозиции, называя его рискованным и безрассудным.

Рискованно, безрассудно и, по мнению участников кампании, коррумпировано.

Более трети местных субподрядчиков, выбранных для работы над проектом, были связаны с бывшими правящими социалистами президента Мило Джукановича.

По данным агентства по надзору за борьбой с коррупцией MANS, публичные тендеры не проводились, а связь между полученными платежами и выполненной работой ясно не прослеживалась.

«Решения о распределении строительных подрядов были ошибочно приняты вне поля зрения общественности, и это то, за что нам теперь пидется платить», — говорит Деян Миловач из группы.

Правительство обещало расследовать любые заявления о коррупции.

Возникли дополнительные вопросы о воздействии на окружающую среду после того, как в ходе строительных работ был разрушен охраняемый ЮНЕСКО участок реки недалеко от Матесево, но китайская фирма согласилась профинансировать работы по устранению ущерба.
Проблемы с проектом не были непредвиденными - десять лет назад эксперты выстраивались в очередь, чтобы заявить правительству, что он нежизнеспособен.

Они предупреждали, что любые выгоды для торговли и туризма на Адриатическом море или развития более бедных северных регионов никогда не перевесят затраты.

Нынешнее правительство признало, что доходы от дорожных сборов не покроют даже годовое содержание дороги, которое оценивается в 77 миллионов евро (94 миллиона долларов).

«Чтобы окупить шоссе, потребуется не менее 22-25 000 автомобилей в день», — заявляет AFP инженер-​строитель Иван Кекович, что примерно в четыре раза больше, чем он может ожидать на самом загруженном участке.

Даже эта мрачная оценка может быть оптимистичной, если все черногорцы сделают свои выводы, как Желько Райкович, 55-​летний учитель из Колашина, расположенного недалеко от Матесево.

Он оценивает преимущества поездки в Подгорицу по новой дороге: 30 минут в пути вместо 90 минут по старой дороге, возросшая безопасность.

Потом учитывает минусы: проезд в каждую сторону, лишний расход топлива.

«Я буду использовать новую дорогу только в случае сильного шторма или чрезвычайной ситуации», —заключает он.

Фото: © 2021 AFP

Источник: aftershock.news