Русские Вести

Доклад разведки США


25 марта 2025 года на слушаниях в сенатском комитете по разведке США был представлен доклад разведывательного сообщества США «Ежегодная оценка угроз». Выступили директор ФБР Кэш Пател, глава ЦРУ Джон Рэтклифф и директор Национальной разведки Тулси Габбард. 26 марта такие же слушания прошли в комитете по разведке Палаты представителей.

Доклад разведывательного сообщества США содержит стратегические, концептуальные оценки. Его публикация в полном объеме важна для понимания внутренней и внешней политики администрации президента США Дональда Трампа.

ЕЖЕГОДНАЯ ОЦЕНКА УГРОЗ

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА США

Офис директора национальной разведки | Март 2025 г.

При подготовке данной оценки использовалась информация, имеющаяся по состоянию на 18 марта 2025 г.

Ежегодная оценка угроз (ATA) 2025 года — это официальная, скоординированная оценка разведывательного сообщества (IC) множества угроз гражданам США, стране и интересам США в мире. Разнообразный набор иностранных субъектов нацелен на здоровье и безопасность США, критически важную инфраструктуру, промышленность, благосостояние и правительство. Государственные противники и их доверенные лица также пытаются ослабить и вытеснить экономическую и военную мощь США в своих регионах и по всему миру.

Как государственные, так и негосударственные субъекты представляют многочисленные непосредственные угрозы для Америки и национальных интересов США. Террористические и транснациональные преступные организации напрямую угрожают гражданам США.

Картели в значительной степени ответственны за более чем 52 000 смертей в США от синтетических опиоидов за 12 месяцев, заканчивающихся в октябре 2024 года, и способствовали прибытию почти трех миллионов нелегальных мигрантов в 2024 году, истощая ресурсы и подвергая риску американские общины. Ряд кибер- и разведывательных субъектов нацелены на богатство, критически важную инфраструктуру, телекоммуникации и средства массовой информации США. Негосударственные группы часто поддерживаются, как напрямую, так и косвенно, государственными субъектами, такими как Китай и Индия, в качестве источников прекурсоров и оборудования для наркоторговцев. У государственных противников есть оружие, которое может поразить территорию США или вывести из строя жизненно важные системы США в космосе, в принудительных целях или для реальной войны. Эти угрозы усиливают друг друга, создавая гораздо более сложную и опасную среду безопасности.

Россия, Китай, Иран и Северная Корея — по отдельности и вместе — бросают вызов интересам США в мире, нападая или угрожая другим в своих регионах, используя как асимметричную, так и обычную тактику жесткой силы, и продвигая альтернативные системы для конкуренции с Соединенными Штатами, в первую очередь в торговле, финансах и безопасности.

Они стремятся бросить вызов Соединенным Штатам и другим странам с помощью преднамеренных кампаний, чтобы получить преимущество, одновременно пытаясь избежать прямой войны. Растущее сотрудничество между этими противниками повышает их стойкость против Соединенных Штатов, потенциальную возможность того, что военные действия с любым из них могут втянуть другого, и давление на других глобальных игроков, чтобы они выбрали сторону.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПНИКИ И ТЕРРОРИСТЫ

Транснациональные преступники, террористы и другие негосударственные субъекты угрожают и влияют на жизнь граждан США, безопасность и процветание Родины, а также на силу США дома и за рубежом. Некоторые транснациональные преступные организации (ТПО) производят и продают большие объемы запрещенных наркотиков, которые ставят под угрозу жизни и средства к существованию американцев. Они занимаются другой незаконной деятельностью, которая бросает вызов безопасности США, например, торговлей людьми, кибероперациями, отмыванием денег и подстрекательством к насилию. Граждане США — дома и за рубежом — также сталкиваются с более разнообразными, сложными и децентрализованными террористическими угрозами. Участники, начиная от обозначенных иностранных террористических организаций, включая Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)*, Аль- Каиду*, другие исламистские террористические группы и некоторые наркокартели, до террористов, действующих в одиночку или небольшими ячейками, могут преследовать, способствовать или вдохновлять атаки. Наконец, крупномасштабная нелегальная иммиграция напрягла местную и национальную инфраструктуру и ресурсы и позволила известным или подозреваемым террористам проникнуть в Соединенные Штаты.

Иностранные наркоторговцы

Базирующиеся в Западном полушарии ТПО и террористы, занимающиеся незаконным производством и оборотом наркотиков, направляющихся в Соединенные Штаты, подвергают опасности здоровье и безопасность миллионов американцев и способствуют региональной нестабильности.

Фентанил и другие синтетические опиоиды остаются наиболее смертоносными наркотиками, ввозимыми в Соединенные Штаты, став причиной более 52 000 смертей в США за 12-месячный период, заканчивающийся в октябре 2024 года. Это представляет собой почти 33-процентное снижение числа смертей от передозировки синтетическими опиоидами по сравнению с аналогичным отчетным периодом предыдущего года и может быть связано с наличием и доступностью налоксона.

• Базирующиеся в Мексике TПO, включая картель Синалоа и картель Нового поколения Халиско, остаются основными производителями и поставщиками незаконных наркотиков, включая фентанил, героин, метамфетамин и кокаин из Южной Америки, для рынка США. В прошлом году официальные пункты въезда вдоль границы США и Мексики были основными точками въезда для незаконных наркотиков, часто спрятанных в легковых автомобилях и тракторных прицепах. Однако некоторые TПO, вероятно, по крайней мере временно изменят свои методы и маршруты контрабанды в ответ на возросшее присутствие сил безопасности США на границе.

• Начиная с 2020 года рост независимых производителей фентанила в Мексике — субъектов, которые являются автономными или полуавтономными от контроля мексиканских картелей — все больше фрагментирует торговлю фентанилом в Мексике. Независимых производителей фентанила привлекают прибыльность препарата и низкие барьеры для выхода на рынок, включая простоту его синтеза с использованием базового лабораторного оборудования и небольшого количества персонала.

• Базирующиеся в Колумбии ТПО и незаконные вооруженные формирования отвечают за производство и экспорт подавляющего большинства кокаина, который попадает в Соединенные Штаты, часть которого переправляется через Эквадор, что способствует всплеску жестоких уголовных конфликтов, которые подстегивают региональную миграцию.

• Базирующиеся в Мексике TПO увеличивают число смертельных атак в Мексике против конкурентов и мексиканских сил безопасности с использованием СВУ, включая наземные мины, минометы и гранаты. В 2024 году было совершено около 1600 нападений на мексиканские силы безопасности с использованием СВУ, что больше, чем всего три зарегистрированных нападения в период с 2020 по 2021 год. Изощренность тактики TCO меняет ландшафт безопасности Мексики и повышает риск для сил безопасности.

Китай остается основным источником незаконных прекурсоров фентанила и оборудования для прессования таблеток, за ним следует Индия.

Мексиканские химические брокеры обходят международный контроль с помощью поставок с ложной маркировкой и покупки нерегулируемых химикатов двойного назначения.

Транснациональные исламские экстремисты

Наиболее агрессивные отделения ИГИЛ*, включая ИГИЛ- Хорасан*, и его предприимчивые заговорщики будут продолжать стремиться атаковать Запад, включая Соединенные Штаты, посредством онлайн-пропаганды, содействие или вдохновение атак, и могут использовать уязвимые маршруты передвижения. ИГИЛ потерпело серьезные неудачи и не способно удержать позиции в Ираке и Сирии. В последние годы ИГИЛ пережило поражение от США своего физического халифата в 2019 году, потерю трех общих лидеров в 2022, 2023 и 2025 годах и возобновление усилий по борьбе с терроризмом в этом году, устранив лидеров, управляющих глобальными операциями. Тем не менее, ИГИЛ остается крупнейшей в мире исламской террористической организацией, стремится набрать обороты за счет громких атак и продолжает полагаться на свои самые способные отделения и глобально рассредоточенное руководство, чтобы выдержать деградацию.

Террорист, совершивший нападение в Новый Орлеан в первый день Нового 2025 года, находился под влиянием пропаганды ИГИЛ, а в октябре 2024 года был арестован гражданин Афганистана за планирование нападения в день выборов от имени ИГИЛ, что подчеркивает способность ИГИЛ проникать на территорию США, чтобы вдохновлять и обеспечивать проведение атак.

• ИГИЛ попытается воспользоваться падением режима Асада в Сирии, чтобы восстановить свои возможности для совершения нападений, включая внешние заговоры, а также освободить заключенных для восстановления своих рядов.

• В 2024 году представитель ИГИЛ публично приветствовал расширение группировки в Африке, подчеркнув растущую важность континента для группировки. ИГИЛ-Сомали удвоилось в размерах за последний год, ИГИЛ-Западная Африка остается крупнейшим филиалом и лидирует по числу заявленных атак, а ИГИЛ-Сахель расширяется в прибрежную Западную Африку.

Аль-Каида сохраняет намерение нацеливаться на Соединенные Штаты и граждан США через свои глобальные филиалы. Ее лидеры, некоторые из которых остаются в Иране, пытались использовать антиизраильские настроения из-за войны в Газе, чтобы объединить мусульман и поощрить нападения на Израиль и Соединенные Штаты. Медиа-аппарат Аль- Каиды опубликовал заявления лидеров и филиалов группы, поддерживающих ХАМАС и поощряющих нападения на израильские и американские объекты.

• Аль-Каида на Аравийском полуострове (АКАП) перезапустила свое руководство Inspire с видеороликами и твитами, которые поощряли атаки на еврейские цели, Соединенные Штаты и Европу. Inspire содержал инструкции по изготовлению бомб и размещению взрывных устройств на гражданских авиалайнерах и давал религиозные, идеологические, исторические и моральные оправдания таким атакам. Помимо попыток вдохновить на атаки по всему миру и в Соединенных Штатах, АКАП намерена проводить операции в регионе и за его пределами.

• Аш -Шабааб — крупнейший и самый богатый филиал Аль- Каиды — по-прежнему сосредоточен на нападениях в Сомали, которые способствуют достижению его региональных целей, финансирует деятельность Аль- Каиды за пределами Сомали и имеет крепнущие отношения с хуситами , которые могут обеспечить доступ к новому источнику более современного оружия, что увеличивает угрозу интересам США в регионе.

• В Западной Африке Аль- Каида расширяет свой территориальный контроль, вторгаясь в среду мирного населения посредством предоставления услуг и запугивания, а также угрожает городским центрам в Буркина-Фасо и Мали, где размещены военные силы США.

• Дочерняя организация Аль-Каиды в Сирии, Hurras al-Din*, вероятно, использует падение режима Асада в Сирии для укрепления своих позиций. Несмотря на публичное заявление о том, что группа была распущена высшими лидерами Аль- Каиды в Иране, членам Hurras al-Din было рекомендовано не разоружаться, а вместо этого готовиться к будущему конфликту, отметив их продолжающуюся борьбу против евреев и их сторонников.

Другие исламские террористические группы, в том числе некоторые с историческими связями с Аль-Каидой, продолжают представлять угрозу для Соединенных Штатов, прежде всего в регионах, где они действуют. Большинство этих групп в последние годы, как правило, нацеливались на местные органы власти, в то время как ливанская Хезболла продолжала преследовать ограниченные цели, в первую очередь израильтян и евреев на Ближнем Востоке и за его пределами. Правительство США работает с партнерами по всему миру, чтобы предотвратить нападения на граждан США, одновременно следя за признаками того, что эти группы могут изменить намерения и нарастить возможности для проведения транснациональных атак.

Другие транснациональные преступники

Мотивированные прибылью транснациональные преступники используют коррупцию, запугивание и технологии поддержки для расширения своей незаконной деятельности на новые рынки и для диверсификации своих источников дохода, что повышает их устойчивость к усилиям правоохранительных органов США и международного сообщества и финансового регулирования. TПO обманывают граждан США, предприятия и государственные программы, отмывая миллиарды долларов незаконных доходов через американские и международные финансовые учреждения. TПO иногда передают операции по отмыванию денег и инвестиции на аутсорсинг частным лицам и сетям с юридическим и банковским опытом, чтобы обойти финансовые правила.

• TПO и их финансовые посредники используют множество методов для отмывания и репатриации незаконных доходов и для уклонения от давления со стороны правоохранительных органов и регулирующих органов. Некоторые TПO используют цифровые валюты для отмывания денег и уклонения от санкций из-за их предполагаемой анонимности и более слабых международных правил по сравнению с фиатными валютами.

Финансово мотивированные киберпреступники продолжают охотиться на недостаточно защищенные цели в США, такие как системы здравоохранения и муниципальные органы власти, что может иметь широкое влияние на население и экономику США. Другие проводили атаки на критически важную инфраструктуру, нарушая работу сетей предприятий коммунального обслуживания или манипулируя плохо защищенными системами управления.

• В середине 2024 года злоумышленники, занимающиеся вирусами-вымогателями, атаковали крупнейшую платежную систему для транзакций в сфере здравоохранения США, что затруднило выдачу рецептов и привело к длительным задержкам в доступе к электронным медицинским картам, системам связи с пациентами и заказам лекарств, а также вынудило некоторые машины скорой помощи перенаправлять пациентов в другие больницы.

• Водная инфраструктура США стала более распространенной целью. В октябре 2024 года преступники провели кибератаки против крупных и мелких предприятий водоснабжения в Соединенных Штатах, возможно, вдохновленные атаками на водную инфраструктуру, совершенными российскими хактивистами и иранскими киберпреступниками в 2023 году, которые не имели большого эффекта, но привлекли значительную огласку.

Иностранные и американские торговцы людьми эксплуатируют уязвимых лиц и группы, обещая высокооплачиваемую работу, конфискуя документы, удостоверяющие личность, принуждая жертв к рискованному поведению и работе в нечеловеческих условиях. TПO, которые занимаются торговлей людьми, могут также заниматься другой преступной деятельностью, угрожающей Соединенным Штатам, включая мошенничество, торговлю наркотиками, контрабанду оружия и людей.

• Преступники, включая базирующиеся в Мексике TПO, эксплуатируют мигрантов, следующих транзитом через Западное полушарие в Соединенные Штаты, посредством похищения людей с целью получения выкупа, принудительного труда и секс-торговли. Например, некоторые жертвы вынуждены выплачивать свои сборы за контрабанду через долговую кабалу по прибытии в Соединенные Штаты. Эти мигранты, как правило, вынуждены становиться домашней прислугой, работать в рыболовстве, сельском хозяйстве и мясоперерабатывающей промышленности за низкую зарплату или работать в нелегальных домах по выращиванию марихуаны.

Общее число мигрантов, пытающихся попасть в Соединенные Штаты, значительно сократилось с января 2025 года из-за усиления пограничного контроля. Хотя основные движущие силы миграции в Западном полушарии, такие как преступность, бедность и политические репрессии, вероятно, сохранятся, усиленная пограничная безопасность и политика массовой депортации, вероятно, служат сдерживающим фактором для мигрантов, пытающихся нелегально пересечь границы США.

• В 2024 году количество встреч сотрудников правоохранительных органов с мигрантами на границе США и Мексики сократилось на 14 процентов по сравнению с предыдущим годом, а количество задержаний пограничным патрулем США вдоль юго-западной границы в январе 2025 года сократилось на 85 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Наиболее часто встречающимися гражданами на границе США и Мексики были граждане Гватемалы, Мексики и Венесуэлы.

• Реальные или предполагаемые изменения в иммиграционном законодательстве или политике поездок в транзитных странах могут спровоцировать неожиданные всплески. Например, с 2021 года Никарагуа отменила визовые требования для авиапассажиров из третьих стран, что вызвало всплеск миграции в США из этих стран через Никарагуа.

ГЛАВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ УГРОЗЫ США

Несколько крупных государственных субъектов представляют непосредственные и постоянные угрозы Соединенным Штатам и их интересам в мире, бросая вызов военной и экономической мощи США на региональном и глобальном уровнях.

Китай выделяется как субъект, наиболее способный угрожать интересам США в глобальном масштабе, хотя он также более осторожен, чем Россия, Иран и Северная Корея, в отношении риска своего экономического и дипломатического имиджа в мире из-за чрезмерной агрессивности и подрывной деятельности.

Растущее сотрудничество между этими субъектами расширяет угрозу, увеличивая риск того, что в случае возникновения военных действий с одним из них, это может втянуть и других.

КИТАЙ

Председатель Си Цзиньпин и Китайская Народная Республика (КНР) хотят достичь «великого возрождения китайской нации» к 2049 году. КНР будет стремиться увеличить свою мощь и влияние для формирования мировых событий, чтобы создать благоприятную среду для интересов КНР, добиться большего уважения США к интересам Китая и отразить вызовы своей репутации, легитимности и возможностям внутри страны и за рубежом.

• Пекин с большим подозрением относится к намерениям США и рассматривает меры Вашингтона против Китая как часть согласованных усилий всего правительства, работающих с союзниками и партнерами США, чтобы сдержать развитие и подъем Китая, подорвать правление КПК и помешать КНР достичь своих целей. Лидеры КНР больше всего обеспокоены сильной объединенной оппозицией со стороны США и их союзников и реагируют, в частности, путем укрепления связей с такими партнерами, как Россия и Северная Корея.

• В то же время лидеры Китая будут искать возможности снизить напряженность в отношениях с Вашингтоном, когда они считают, что это выгодно Пекину, защищает его основные интересы и позволяет выиграть время для укрепления его позиций.

КНР, скорее всего, продолжит действовать, чтобы занять выгодную позицию в потенциальном конфликте с Соединенными Штатами. КНР продолжит попытки давления на Тайвань по вопросу объединения и продолжит проводить широкомасштабные кибероперации против целей США как для шпионажа, так и для получения стратегического преимущества. Китаю, скорее всего, будет трудно в достаточной степени ограничить деятельность компаний КНР и преступных элементов, которые обеспечивают поставку и торговлю прекурсорами фентанила и синтетическими опиоидами в США, если не будут приняты более активные меры по обеспечению соблюдения законов.

• Военные операции Китая по проецированию власти на Тайвань и его попытки заявить о своих притязаниях на суверенитет в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях регулярно сопровождаются конфронтациями, которые усиливают обеспокоенность по поводу просчетов, потенциально ведущих к конфликту.

• Китай продемонстрировал способность скомпрометировать инфраструктуру США с помощью грозных кибервозможностей, которые он может использовать во время конфликта с Соединенными Штатами.

Пекин продолжит укреплять свой обычный военный потенциал и стратегические силы, усиливать конкуренцию в космосе и поддерживать свою экономическую стратегию, основанную на интенсивном развитии промышленности и технологий, чтобы конкурировать с экономической мощью и мировым лидерством США.

Военный потенциал Китая

Китай представляет собой наиболее всеобъемлющую и мощную военную угрозу национальной безопасности США. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) выставляет совместные силы, способные вести полномасштабную войну, чтобы бросить вызов вмешательству Соединенных Штатов в региональные непредвиденные обстоятельства, проецируя силу в глобальном масштабе и обеспечивая безопасность того, что Пекин называет своей суверенной территорией. Основная часть усилий Китая по военной модернизации сосредоточена на разработке возможностей противодействия вмешательству, адаптированных ко всем аспектам военных операций США и их союзников в Тихом океане. Пекин сосредоточится на достижении ключевых этапов модернизации к 2027 и 2035 годам, нацеленных на то, чтобы превратить НОАК в армию мирового класса к 2049 году.

• Примерами достижений НОАК в 2024 году являются третий авианосец ВМС НОАК (CV-18 Fujian), который начинает морские испытания и, вероятно, будет готов поступить на вооружение в 2025 году. Ракетные силы НОАК, вероятно, принимают на вооружение баллистическую ракету DF-27 с возможностью установки гиперзвукового планирующего боевого модуля и предполагаемой дальностью полета от 5000 до 8000 километров. Сухопутные войска НОАК также принимают на вооружение свою самую передовую многоствольную ракетную установку PCH191, увеличивая ее дальнобойность и точность ударов.

• НОАК улучшила свою структуру сил, их готовность и подготовку. НОАК, вероятно, достигла особого прогресса в критических областях, таких как модернизация ключевых сухопутных войск, расширение своего флота более современными боевыми единицами и развертывание широкого спектра новых ракетных систем. Она также улучшила свои возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

НОАК имеет возможность наносить дальние точные удары обычным оружием по периферии США в западной части Тихого океана, включая Гуам, Гавайи и Аляску. Китай разработал ряд баллистических и крылатых ракет с обычными боеголовками, которые могут быть доставлены с его материка, а также по воздуху и морю, в том числе атомными подводными лодками. Китай может изучать разработку межконтинентальных ракетных систем с обычным вооружением, которые, если будут разработаны и развернуты, позволят Китаю угрожать обычными ударами по целям в континентальной части Соединенных Штатов.

НОАК продолжит добиваться создания зарубежных военных объектов и соглашений о доступе для проецирования силы и защиты интересов Китая за рубежом. Пекин также может использовать сочетание моделей военной логистики, включая предпочтительный доступ к коммерческой инфраструктуре за рубежом, эксклюзивные логистические объекты НОАК с предварительно размещенными запасами, совмещенными с коммерческой инфраструктурой, и базы с размещенными силами для удовлетворения своих потребностей в военной логистике за рубежом.

Китай использует сложные, общеправительственные кампании, включающие принудительные военные, экономические и влиятельные операции, не связанные с войной, чтобы утвердить свои позиции и силу против других, приберегая более разрушительные инструменты для полномасштабного конфликта. Пекин, вероятно, расширит эти кампании, чтобы продвинуть объединение с Тайванем, спроецировать силу в Восточной Азии и обратить вспять предполагаемую гегемонию США.

• Пекин выступил против военных операций США, таких как разведывательные и бомбардировочные полеты, операции по свободе судоходства и учения вокруг границ КНР и морских претензий. НОАК регулярно перехватывает и следит за американскими войсками и иногда проводит небезопасные маневры в их окрестностях.

Тайвань и морские очаги напряженности

В 2025 году Пекин, скорее всего, применит более сильное принудительное давление против Тайваня и предполагаемое увеличение поддержки острова со стороны США для достижения своей цели окончательного объединения. КНР призывает к мирному объединению с Тайванем для прекращения гражданской войны, которая привела к разделению Тайваня, даже при том, что она угрожает применить силу для принуждения к объединению, если это необходимо, и противостоять тому, что она считает попыткой США использовать Тайвань для подрыва подъема Китая.

Конфликт между Китаем и Тайванем нарушит доступ США к торговле и полупроводниковым технологиям, критически важным для мировой экономики. Даже без участия США в таком конфликте, вероятно, возникнут значительные и дорогостоящие последствия для интересов США и мировой экономики и безопасности.

Пекин работает над изоляцией Тайбэя, оказывая давление на государства, чтобы они снизили уровень дипломатических отношений и поддержали цель объединения Китая. С 2016 года количество официальных дипломатических отношений Тайваня сократилось с 22 до всего лишь 12, а некоторые из оставшихся уязвимы для давления Китая.

Китай развивает военный потенциал для кампании через пролив, одновременно используя свои вооруженные силы для оказания постоянного государственного давления на Тайвань. НОАК, вероятно, добивается устойчивого, но неравномерного прогресса в возможностях, которые она будет использовать в попытке захватить Тайвань и сдержать — а при необходимости и победить — военное вмешательство США, и она усиливает масштаб, размер и темп операций вокруг Тайваня.

Пекин продолжит оказывать давление на Тайбэй экономическим принуждением и, вероятно, усилит его, если увидит, что Тайвань предпринимает шаги к формальной независимости. Он может приостановить льготные тарифные условия, выборочно запретить импорт Тайваня в Китай и произвольно применять правила.

Агрессивные попытки Пекина заявить о своих правах на суверенитет в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях усиливают напряженность, которая может спровоцировать более масштабный конфликт.

• В 2024 году тактика КНР в Южно-Китайском море привела к потере Филиппинами одностороннего доступа к некоторым спорным районам и вынужденным переговорам между Пекином и Манилой, в ходе которых Филиппины согласились на уступки в обмен на доступ. Однако Манила вряд ли откажется от своих претензий, что создает потенциал для эскалации с любой из сторон.

• Напряженность между Китаем и Японией из-за островов Сенкаку в последний раз обострилась десять лет назад. С тех пор китайские корабли оставались вблизи спорных островов, время от времени заходя в территориальную зону и вызывая реакцию со стороны Сил самообороны Японии, которые контролировали эту активность.

Киберугрозы Китая

КНР остается самой активной и постоянной киберугрозой для правительства США, частного сектора и сетей критической инфраструктуры. Кампания КНР по предварительному доступу к критической инфраструктуре для атак во время кризиса или конфликта, публично отслеживаемая как Volt Typhoon, и ее недавняя выявленная компрометация телекоммуникационной инфраструктуры США, также называемая Salt Typhoon, демонстрируют растущую широту и глубину возможностей КНР по компрометации инфраструктуры США.

• Если Пекин сочтет, что крупный конфликт с Вашингтоном неизбежен, он может рассмотреть возможность агрессивных киберопераций против критически важной инфраструктуры и военных активов США. Такие удары будут направлены на сдерживание военных действий США путем воспрепятствования принятию решений США, вызывая панику в обществе и мешая развертыванию сил США.

Экономическая конкуренция с Китаем

КНР стремится конкурировать с США как ведущей экономической державой мира. Для этого стратегия Китая призывает к централизованному, государственно-управляемому и национально-ресурсному подходу к доминированию на мировых рынках и стратегических цепочках поставок, ограничению иностранных конкурентов и созданию зависимости других стран от Китая. Лидеры КНР применяют ту же стратегию, чтобы укрепить позиции Китая и стать более доминирующим в глобальном масштабе в критических цепочках поставок, как в исходных ресурсах, которые он может предоставить дешевле других, так и в последующем производстве в более широких масштабах.

• Слабый внутренний спрос Китая в сочетании с его промышленной политикой, такой как субсидирование производства, способствовали росту дешевого китайского экспорта в таких секторах, как сталелитейная промышленность, что нанесло ущерб конкурентам из США и способствовало рекордному положительному сальдо торгового баланса КНР.

• Доминирование Китая в ключевых цепочках поставок позволяет ему использовать экономическое принуждение против стран, которые принимают политику, против которой выступает Пекин. Пекин разрабатывает институционализированную структуру, позволяющую более настойчивые и централизованно контролируемые ответные меры в торговле. Лидеры КНР используют якобы неофициальные или технические торговые и инвестиционные барьеры, административные правила, логистику и символические санкции целенаправленно против отдельных лиц, фирм и секторов, параллельно с сообщениями для предупреждения и сдерживания.

• Лидеры КНР, по-видимому, готовятся к новым экономическим трениям с Соединенными Штатами и, вероятно, взвешивают варианты с новой администрацией США, одновременно ища рычаги воздействия и другие способы предотвращения серьезной эскалации и разъединения.

Доминирование Китая в добыче и переработке нескольких критически важных материалов представляет собой особую угрозу, предоставляя ему возможность ограничивать объемы и влиять на мировые цены. Пекин продемонстрировал готовность ограничить глобальный доступ к своим минеральным ресурсам — иногда в ответ на геополитические споры — как, например, запрет на экспорт в США металлов, используемых в производстве полупроводников, таких как галлий, германий и сурьма в декабре 2024 года в ответ на экспортный контроль США в отношении современных полупроводников и оборудования для производства микросхем. Другие примеры включают временное прекращение КНР экспорта редкоземельных элементов в Японию в 2010 году и создание Пекином новых законов, кодифицирующих его полномочия по ограничению экспорта минералов. Длительное прекращение поставок, контролируемых Китаем, может нарушить критически важные ресурсы, необходимые для промышленности и технологических достижений США.

У Китая схожие цели в области мирового судоходства и доступа к ресурсам, в том числе в Арктике, где таяние морского льда создает возможности для расширения морских перевозок и эксплуатации энергоресурсов, особенно вдоль Северного морского пути (СМП) у побережья России.

Китай стремится получить доступ к потенциально огромным природным ресурсам Арктики, включая нефть, газ и минералы, хотя Китай не входит в число восьми арктических стран, контролирующих территорию в регионе. Пекин стремится нормализовать более прямые и эффективные морские судоходные пути в Россию и другие районы Северного полушария, как способ подпитки своего экономического роста и энергетической безопасности и снижения своей зависимости от ближневосточной энергетики. Китай постепенно расширяет взаимодействие с Гренландией, в основном за счет проектов по добыче полезных ископаемых, развития инфраструктуры и научно-исследовательских проектов. Несмотря на менее активное взаимодействие в настоящее время, долгосрочная цель Китая заключается в расширении доступа к природным ресурсам Гренландии, а также в использовании того же доступа в качестве ключевого стратегического плацдарма для продвижения более широких и экономических целей Китая в Арктике.

Технологическая революция в Китае

Китай использует агрессивный, общегосударственный подход в сочетании с государственным управлением частным сектором, чтобы стать глобальной сверхдержавой в области науки и техники, превзойти Соединенные Штаты, содействовать самодостаточности и достичь дальнейшего экономического, политического и военного успеха. Пекин отдает приоритет таким технологическим секторам, как передовая энергетика, искусственный интеллект, биотехнологии, квантовая информатика и полупроводники, еще больше бросая вызов усилиям США по защите критически важных технологий путем узкой адаптации ограничений для решения проблем национальной безопасности. Китай ускоряет свой прогресс в области науки и техники с помощью ряда законных и незаконных средств, включая инвестиции, приобретение и кражу интеллектуальной собственности, кибероперации, набор талантов, международное сотрудничество и уклонение от санкций.

• По некоторым прогнозам, к 2026 году доля технологических секторов Китая в валовом внутреннем продукте составит 23 процента, что более чем вдвое больше, чем в 2018 году. Помимо частного финансирования, правительство КНР инвестирует сотни миллиардов долларов в приоритетные технологии, такие как ИИ, микроэлектроника и биотехнологии, стремясь к достижению своих целей по достижению самодостаточности.

Китай старается вытеснить США с позиции самой влиятельной в мире державы ИИ к 2030 году. Китай переживает бум генеративного ИИ с быстрым появлением большого количества моделей, разработанных КНР, и широко использует ИИ для умных городов, массового наблюдения, здравоохранения, научно-технических инноваций и интеллектуального оружия. Китайские фирмы ИИ уже являются мировыми лидерами в области распознавания голоса и изображений, видеоаналитики и технологий массового наблюдения. НОАК, вероятно, планирует использовать большие языковые модели (LLM) для генерации атак с использованием обмана информации, создания фейковых новостей, имитации персон и включения сетей атак. Китай также объявил об инициативах по укреплению международной поддержки своего видения управления ИИ.

• Китай присвоил сотни гигабайт интеллектуальной собственности у компаний Азии, Европы и Северной Америки, пытаясь преодолеть технологические препятствия, при этом по состоянию на 2021 год около 80 процентов случаев экономического шпионажа в США были связаны с субъектами КНР.

Китай также считает биотехнологии критически важными для становления доминирующей экономической державой и намерен увеличить свою внутреннюю биоэкономику до 3,3 триллионов долларов в этом году. Пекин вкладывает значительные средства в сбор данных о здоровье и генетических данных как внутри страны, так и за рубежом для достижения этих целей и показал, что может быть конкурентоспособным на мировом уровне в определенных недорогих, объемных товарах, таких как биопроизводство и генетическое секвенирование. Пекин определил генетические данные как национальный стратегический ресурс и расширяет государственный контроль над генными банками страны и другими генетическими репозиториями, позиционируя ее как потенциального лидера в области точной медицины и сельскохозяйственных биотехнологических приложений.

Китай добился прогресса в производстве современных 7-нанометровых (нм) полупроводниковых чипов для майнинга криптовалют и сотовых устройств с использованием ранее приобретенного оборудования для литографии в глубоком ультрафиолете (DUV), но может столкнуться с трудностями при достижении высококачественного, массового производства этих чипов без доступа к инструментам для литографии в экстремальном ультрафиолете. Исследователи КНР также продолжают изучать применение передовых методов шаблонизации к машинам DUV для производства полупроводниковых чипов размером всего 3 нм. Китай является мировым лидером по производству устаревших логических полупроводников (28 нм и выше), на его долю приходится 39,3 процента мировых мощностей, и, как ожидается, он добавит больше мощностей, чем весь остальной мир вместе взятый к 2028 году. Эти устаревшие чипы жизненно важны для производства автомобилей, потребительской электроники, бытовой техники, автоматизации производства, широкополосной связи и многих военных и медицинских систем.

Ядерное оружие Китая

Китай по-прежнему намерен модернизировать, диверсифицировать и расширять свои ядерные силы. Ядерное оружие Китая и передовые системы доставки представляют прямую угрозу для Америки и способны нанести катастрофический ущерб Соединенным Штатам и угрожать американским военным силам здесь и за рубежом.

Китай, скорее всего, обладает потенциалом, связанным с химическим и биологическим оружием (ХБО), которое представляет угрозу для сил США, их союзников и партнеров, а также для гражданского населения.

Биобезопасность Китая

Подход Китая к глобальным биологическим, медицинским и другим связанным со здоровьем глобальным приоритетам и его роль в них представляют уникальные проблемы для Соединенных Штатов и мира Пандемия COVID-19, которая в конечном итоге привела к смерти более миллиона американцев — и множества других людей по всему миру, — началась в Китае, что Пекин до сих пор отказывается признать. Строгая цензура и подавление свободы слова в Китае не позволили врачам, лечившим первых пациентов в Ухане, предупредить мир о гораздо более серьезном заражении, чем хотел Пекин, что замедлило готовность и реагирование мира. По сей день Пекин отказывается в полной мере сотрудничать с остальной частью международного сообщества, пытающегося окончательно определить точную причину заболевания, чтобы иметь возможность предотвратить и подготовиться к любой новой болезни.

Что касается происхождения COVID-19, агентства IC продолжают оценивать новую информацию из секретных и открытых источников, пересматривать предыдущие отчеты и консультироваться с различными техническими экспертами, чтобы улучшить наше понимание причины пандемии. Эти усилия привели ЦРУ к оценке того, что гипотеза, связанная с исследованиями, более вероятна, чем гипотеза естественного происхождения.

Другая гипотеза COVID-19 — естественное происхождение — включает множество сценариев, в которых люди могли быть инфицированы SARS-CoV-2 — вирусом, вызывающим COVID-19, — или близким предшественником через контакт с дикими или домашними животными. Китай является домом для разнообразного корпуса естественно встречающихся коронавирусов, обнаруженных в обширной географической области, и есть прецедент для появления этих вирусов в человеческих популяциях вдали от мест их обитания. Например, коронавирус, который является ближайшим известным родственником SARS- CoV — вируса, вызывающего тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), — вероятно, возник в провинции Юньнань, согласно научным исследованиям, хотя первая вспышка ТОРС, обнаруженная у людей в 2003 году, произошла в провинции Гуандун, в сотнях миль отсюда.

• Гипотеза инцидента, связанного с исследованием, также рассматривает широкий спектр потенциальных сценариев первоначального заражения человека, от событий в исследовательских учреждениях, таких как государственные или университетские лаборатории, до мероприятий, связанных с исследованиями в полевых условиях, таких как сбор образцов у диких животных.

Доминирование КНР в производстве фармацевтических и медицинских товаров в сочетании с более низкими стандартами качества, безопасности и охраны окружающей среды, чем у США, позволяет Пекину потенциально ограничивать такой экспорт для оказания давления на Вашингтон и другие страны в торговых или оборонных спорах. КНР играет все более важную роль в поставках фармацевтических препаратов и соответствующих медицинских товаров в США, а также в остальной мир.

• Импорт китайских фармацевтических препаратов в США (определяемых как лекарства, вакцины, кровь, органические культуры, бинты и органы) вырос почти в пять раз только в период с 2020 по 2022 год: с 2,1 млрд долларов США до 10,3 млрд долларов США.

• КНР также может попытаться предоставить такие поставки и медицинскую помощь странам, дешевле и в масштабах, с которыми конкуренты не могут сравниться, как способ усилить свое глобальное влияние за счет Соединенных Штатов. «Вакцинная дипломатия» КНР во время пандемии COVID-19 — она поставляла вакцины 83 странам — была обусловлена, по крайней мере, частично геополитическими соображениями, такими как получение благосклонности для нового порта в Бирме.

Космос Китая

Китай готов конкурировать с Соединенными Штатами как с мировым лидером в космосе, развертывая все более мощные взаимосвязанные многосенсорные системы и работая над амбициозными научными и стратегическими целями. Китай достиг глобального покрытия в некоторых из своих разведывательных, наблюдательных и рекогносцировочных (ISR) созвездий и статуса мирового класса во всех, за исключением нескольких космических технологий.

• Китайская группировка Beidou — это первоклассные возможности позиционирования, навигации и синхронизации, которые конкурируют с американской системой GPS и европейской службой Galileo. Архитектура ISR и спутниковая связь НОАК — это области, которые НОАК продолжает совершенствовать, чтобы сократить предполагаемый разрыв между собой и американскими военными.

• Успешная миссия Китая по возвращению образцов лунного грунта в июне 2024 года будет способствовать технологическому развитию Пекина и повышению его национального престижа, а также поддержит его усилия по высадке астронавтов на Луну к 2030 году и созданию первой лунной базы к 2035 году.

• Коммерческий космический сектор Китая быстро растет, стремясь стать основным мировым конкурентом

Китай запустил первую группу спутников на своей низкой околоземной орбите (LEO) в прошлом году для собственного спутникового интернет-сервиса, чтобы конкурировать с западными коммерческими спутниковыми интернет-сервисами.

Противокосмические операции будут неотъемлемой частью военных кампаний НОАК, и у Китая есть возможности противокосмического оружия, предназначенные для поражения спутников США и их союзников. Китай уже развернул наземные противокосмические возможности, включая системы РЭБ, направленное энергетическое оружие (DEW) и противоспутниковые ракеты (ASAT), предназначенные для нарушения работы, повреждения и уничтожения спутников-целей.

• Китай также провел демонстрации орбитальных технологий, которые, хотя и не являются испытаниями противокосмического оружия, доказывают его способность управлять будущим космическим противокосмическим оружием. Китай также провел инспекции других спутников на орбите, которые, вероятно, будут представлять тактику, необходимую для некоторых противокосмических атак.

Деструктивная деятельность Китая

Пекин продолжит расширять свою принудительную и подрывную деятельность по оказанию деструктивного влияния, чтобы ослабить Соединенные Штаты внутри страны и в мире, а также противостоять тому, что Пекин считает кампанией под руководством США по очернению глобальных отношений Китая и свержению КПК. С помощью этих усилий КНР стремится подавить критические взгляды и критику Китая в Соединенных Штатах и во всем мире, а также посеять сомнения в лидерстве и силе США. Пекин, вероятно, почувствует себя более смелым, чтобы использовать деструктивное влияние более регулярно в ближайшие годы, особенно по мере того, как он будет внедрять ИИ для улучшения своих возможностей и избежания обнаружения.

• КНР расширила свои возможности по проведению тайных операций влияния и распространению дезинформации. Например, в 2024 году прокитайские онлайн-актеры использовали новостных ведущих, созданных с помощью ИИ, и поддельные аккаунты в социальных сетях с фотографиями профилей, созданными с помощью ИИ, чтобы сеять разногласия по таким вопросам, как употребление наркотиков, иммиграция и аборты.

РОССИЯ

Россия рассматривает свою продолжающуюся войну на Украине как опосредованный конфликт с Западом, и ее цель восстановить российскую силу и безопасность в ближнем зарубежье против предполагаемого вторжения США и Запада увеличила риски непреднамеренной эскалации между Россией и НАТО. Вызванное этим усиление и затяжная политико-военная напряженность между Москвой и Вашингтоном в сочетании с растущей уверенностью России в своем превосходстве на поле боя и оборонно-промышленной базе, а также возросшим риском ядерной войны создают как срочность, так и осложнения для усилий США по доведению войны до приемлемого завершения.

Независимо от того, как и когда закончится война в Украине, текущие геополитические, экономические, военные и внутриполитические тенденции России подчеркивают ее устойчивость и постоянную потенциальную угрозу мощи, присутствию и глобальным интересам США. Несмотря на огромные военные и экономические издержки в войне с Украиной, Россия доказала свою адаптивность и устойчивость, отчасти благодаря расширенной поддержке Китая, Ирана и Северной Кореи. Президент Владимир Путин, похоже, полон решимости и готов заплатить очень высокую цену, чтобы одержать победу в то, что он считает определяющим моментом в стратегическом соревновании России с Соединенными Штатами, мировой историей и своим личным наследием.

Большинство россиян продолжают пассивно принимать войну, и появление альтернативы Путину, вероятно, сейчас менее вероятно, чем в любой момент его четвертьвекового правления.

• Западные усилия по изоляции и санкциям против России ускорили ее инвестиции в альтернативные партнерства и использование различных инструментов государственного управления для противодействия мощи США при поддержке и подкреплении со стороны Китая. Отношения России с Китаем помогли Москве обойти санкции и экспортный контроль, чтобы продолжить военные усилия, сохранить сильный рынок энергоносителей и создать глобальный противовес Соединенным Штатам, даже если это будет стоить большей уязвимости для китайского влияния. Россия также расширяет военное сотрудничество с Ираном и Северной Кореей, что продолжит помогать ее военным усилиям и усилит сотрудничество и коллективный потенциал противника США. Наконец, Москва все больше стремится играть роль спойлера на западно-центричных форумах, таких как ООН, а также использовать не-западные организации, такие как группа Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС), для проведения политики, такой как дедолларизация.

• Россия продемонстрировала, что может преодолеть существенные экономические проблемы, вызванные продолжающимися военными потерями, западным введением издержек, высокой инфляцией и процентными ставками, по крайней мере в краткосрочной перспективе, используя финансовые и импортозамещающие обходные пути, поддерживая низкий уровень задолженности и продолжая инвестиции в оборонно-промышленную базу. Экономика России остается четвертой по величине в мире (по ВВП по паритету покупательной способности).

 Потери сухопутных войск России в войне не подорвали стратегические основы ее военной мощи, включая ее разнообразные и надежные возможности ядерного сдерживания и асимметричные возможности, особенно в борьбе с космосом и подводной войной. Воздушные и военно-морские силы России остаются нетронутыми, причем первые стали более современными и боеспособными, чем в начале вторжения. Россия разрабатывает растущий арсенал обычных возможностей, таких как ударное оружие театра военных действий, для нападения на Родину и развернутые силы и активы за рубежом, а также для того, чтобы держать союзников США под угрозой, во время кризиса и войны.

Передовые российские программы в области ОМП и космоса угрожают Америке, вооруженным силам США и ключевым преимуществам в ведении боевых действий.

• Россия по-прежнему сможет использовать антиамериканскую дипломатию, тактику энергетического принуждения, дезинформацию, шпионаж, операции влияния, военное запугивание, кибератаки и инструменты «серой зоны», чтобы попытаться конкурировать ниже уровня вооруженного конфликта и создавать возможности для продвижения российских интересов.

• Война на Украине дала Москве массу уроков относительно борьбы с западным оружием и разведкой в крупномасштабной войне. Этот опыт, вероятно, станет вызовом для будущего оборонного планирования США, в том числе против других противников, с которыми Москва делится полученными уроками.

Военный потенциал России

Масштабные инвестиции Москвы в оборонный сектор делают российскую армию постоянной угрозой для США.

• Украинский конфликт привел к улучшению некоторых российских военных возможностей. Например, первоначальное использование Россией РЭБ и беспилотных систем было недостаточным, но она адаптировала и ввела новшества, используя РЭБ, чтобы более эффективно мешать украинскому использованию радаров, GPS и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

• Россия обладает возможностями нанесения точных ударов на большом расстоянии, в частности, подводными лодками и бомбардировщиками, оснащенными крылатыми ракетами LACM и противокорабельными крылатыми ракетами, которые могут представлять угрозу для Родины.

• Москва увеличила свой оборонный бюджет до самого высокого уровня за более чем два десятилетия правления Путина и приняла меры по снижению воздействия санкций на свою военную и оборонную промышленность.

• Россия импортировала боеприпасы, такие как БПЛА из Ирана и артиллерийские снаряды из Северной Кореи, чтобы смягчить последствия международных санкций, тем самым поддерживая свою способность вести войну на Украине и усиливая угрозу, которую представляют ее военные силы.

Россия и Украина

Россия в прошлом году захватила верх в своем полномасштабном вторжении на Украину и находится на пути к накоплению большего влияния, чтобы оказать давление на Киев и его западных покровителей, чтобы договориться о прекращении войны, которая предоставит Москве уступки, которых она добивается.

Продолжение российско-украинской войны увековечивает стратегические риски для Соединенных Штатов непреднамеренной эскалации до крупномасштабной войны, потенциального применения ядерного оружия, повышенной нестабильности среди союзников по НАТО, особенно в Центральной, Восточной и Северной Европе, и более смелого Китая и Северной Кореи.

Россия сохраняет импульс, поскольку изнурительная война на истощение играет на пользу военным преимуществам России. Эта изнурительная война на истощение приведет к постепенному, но неуклонному ослаблению позиций Киева на поле боя, независимо от любых попыток США или союзников навязать Москве новые и более высокие издержки.

• Несмотря на проблемы с набором, Россия регулярно набирала достаточно личного состава для восполнения потерь и создания новых подразделений для поддержки атак на нескольких фронтовых осях. В то время как Украина увеличила общий набор личного состава с момента принятия нового закона о мобилизации весной 2024 года, Киев напрягал свои ресурсы, пытаясь начать новые наступления, например, в Курске, Россия, и создать больше бригад, одновременно обороняясь на всех фронтах.

• Рост расходов Москвы на оборону и инвестиции в оборонно-промышленный потенциал по-прежнему будут способствовать высокому уровню производства критически важных вооружений, таких как артиллерия, ракеты большой дальности, беспилотные летательные аппараты одностороннего действия и планирующие бомбы, а также обеспечат сохранение Россией огневого преимущества над Украиной.

• И Путин, и Зеленский заинтересованы в продолжении дискуссий с Соединенными Штатами о том, как закончить войну, и продемонстрировал готовность протестировать частичное прекращение огня.

Оба лидера на данный момент, вероятно, по-прежнему считают риски более длительной войны меньшими, чем риски неудовлетворительного урегулирования. Для России позитивные тенденции на поле боя допускают некоторое стратегическое терпение, а для Украины уступка территории или нейтралитета России без существенных гарантий безопасности со стороны Запада может спровоцировать внутреннюю негативную реакцию и будущую неуверенность.

Киберугрозы России

Продвинутые кибервозможности России, ее неоднократные успехи в компрометации чувствительных целей для сбора разведданных и ее прошлые попытки заранее получить доступ к критической инфраструктуре США делают ее постоянной угрозой контрразведки и кибератак. Уникальная сила Москвы заключается в практическом опыте, который она приобрела, интегрируя кибератаки и операции с военными действиями, что почти наверняка усиливает ее потенциал для сосредоточения комбинированного воздействия на американских целях во время конфликта.

• За последнее десятилетие Россия продемонстрировала реальные возможности для совершения подрывных действий, в том числе приобрела опыт в проведении атак, неустанно атакуя сети Украины вредоносным ПО, вызывающим подрывную и разрушительную деятельность.

Деструктивная деятельность России

Москва использует деятельность по оказанию влияния для противодействия угрозам, в том числе разжигая политические разногласия на Западе, сея сомнения в демократических процессах и мировом лидерстве США, ослабляя поддержку Запада Украине и усиливая предпочитаемые Россией нарративы. Деятельность Москвы по оказанию влияния будет продолжаться в обозримом будущем и почти наверняка станет более изощренной и объемной.

• Москва, вероятно, считает, что информационные операции по влиянию на выборы в США выгодны, независимо от того, влияют ли они на результаты выборов, поскольку усиление сомнений в честности избирательной системы США достигает одной из ее основных целей.

• Россия использует различные структуры, такие как санкционированные США организации влияния Social Design Agency (SDA) и ANO Dialog, а также государственное СМИ RT, в своих попытках тайно формировать общественное мнение в Соединенных Штатах, усиливать и разжигать внутренние разногласия и скрытно взаимодействовать с американцами, скрывая при этом участие России.

Ядерное оружие России

Россия обладает крупнейшим и самым разнообразным арсеналом ядерного оружия, который вместе с развернутыми наземными, воздушными и морскими системами доставки может нанести катастрофический ущерб Родине.

Россия разработала более модернизированные, мобильные и живучие стратегические ядерные силы, которые предназначены для обхода или нейтрализации будущей усиленной противоракетной обороны США и обеспечения сдерживания посредством надежного потенциала ответного удара. Кроме того, обширный арсенал нестратегического ядерного оружия России помогает ей компенсировать западное превосходство в обычных вооружениях и обеспечивает грозные возможности управления эскалацией в сценариях войны на театре военных действий.

Россия продолжает усилия по модернизации своего ядерного оружейного потенциала, несмотря на многочисленные неудачные испытания новых систем.

Космос России

Россия продолжает тренировать свои военные космические элементы и размещать новое противоспутниковое оружие, чтобы нарушить и ослабить космические возможности США и союзников. Она расширяет свой арсенал систем глушения, ОНЭ, орбитальных противокосмических возможностей и противоспутниковых ракет, предназначенных для поражения спутников США и союзников.

• Россия использует средства РЭБ для противодействия западным орбитальным объектам и продолжает разрабатывать противоспутниковые ракеты, способные уничтожать космические цели на низкой околоземной орбите.

Несмотря на советское наследие, война в Украине выявила вопиющие недостатки в космической архитектуре России, которая будет продолжать сталкиваться с трудностями из-за последствий санкций и экспортного контроля, внутренних проблем космического сектора и все более напряженной конкуренции за программные ресурсы внутри России. Тем не менее, Россия останется космическим конкурентом, вероятно, отдавая приоритет активам, критически важным для ее национальной безопасности, и интегрируя военные космические услуги с гражданскими космическими проектами.

• Москва использует свои и чужие гражданские и коммерческие спутники дистанционного зондирования для дополнения военного потенциала и предупредила, что коммерческая инфраструктура других стран в космическом пространстве, используемая в военных целях, может стать законной целью.

Технологическая революция в России

Москва продолжает развертывать зарождающиеся приложения ИИ на поле боя и за его пределами и углубила техническое сотрудничество с такими партнерами, как Китай, в поддержку долгосрочных целей НИОКР. Использование Москвой ИИ для усиления военных операций, вероятно, еще больше отточит российскую тактику и возможности в случае будущих конфликтов с Соединенными Штатами или союзниками по НАТО.

• Россия продемонстрировала использование антидронов с поддержкой ИИ во время своего продолжающегося конфликта с Украиной.

• Немногочисленные российские производители микроэлектроники освоили производство чипов только до уровня 65 нм и поставили перед собой цель к 2030 году выйти на массовое производство чипов с нормами 28 нм.

• Будучи в значительной степени отрезанной от западных цепочек поставок, Россия значительно расширила и углубила сотрудничество в нескольких технических секторах с международными партнерами. Россия стремится и дальше координировать свои усилия в области науки и технологий с Китаем и союзниками по БРИКС в таких областях, как разработка и управление ИИ, а также производство полупроводников, чтобы развивать собственные возможности, а также в целом снижать западное влияние.

ИРАН

Тегеран попытается использовать свой мощный ракетный потенциал и расширенную ядерную программу, а также свои дипломатические связи с региональными государствами и соперниками США, чтобы укрепить свое региональное влияние и обеспечить выживание режима. Однако региональные и внутренние проблемы, прежде всего напряженность с Израилем, серьезно проверяют амбиции и возможности Ирана. Ослабление Хезболлы, падение режима Асада в Сирии и неспособность Ирана сдержать Израиль заставили лидеров в Тегеране поднять фундаментальные вопросы относительно подхода Ирана. Последовательно неэффективная экономика Ирана и общественные недовольства также продолжат проверять режим внутри страны.

Тегеран продолжит свои усилия по противодействию Израилю и давлению на Соединенные Штаты, чтобы они покинули регион, помогая и вооружая его свободный консорциум единомышленников-террористов и боевиков, известный как «Ось сопротивления». Хотя падение режима Асада , ключевого союзника Тегерана, является ударом по Оси, эти субъекты по-прежнему представляют широкий спектр угроз. Эти угрозы включают некоторую сохраняющуюся уязвимость Израиля перед ХАМАС и Хезболлой; нападения ополченцев на американские войска в Ираке и Сирии; угрозу ракетных атак и атак беспилотников хуситов на Израиль и морские перевозки, проходящие мимо Йемена.

Верховный лидер Али Хаменеи по-прежнему стремится избежать втягивания Ирана в расширенный прямой конфликт с Соединенными Штатами и их союзниками.

Иранские инвестиции в свою армию стали ключевым пунктом его усилий по противостоянию различным угрозам и попыткам сдерживания и защиты от нападения со стороны Соединенных Штатов или Израиля. Иран продолжает повышать летальность и точность своих отечественных ракетных и беспилотных систем, и у него самые большие запасы этих систем в регионе. Он считает их критически важными для своей стратегии сдерживания и возможностей проецирования силы, и Иран использует их продажи для углубления глобальных военных партнерств. Растущий опыт Ирана и его готовность проводить агрессивные кибероперации также делают его серьезной угрозой безопасности сетей и данных США, союзников и партнеров.

Иран также продолжит напрямую угрожать гражданам США по всему миру и остается приверженным своим десятилетним усилиям по созданию суррогатных сетей внутри Соединенных Штатов. Иран стремится нацелиться на бывших и нынешних должностных лиц США, которые, по его мнению, были причастны к убийству Корпуса стражей исламской революции (КСИР) - командующий силами «Кудс» Касем Сулеймани в январе 2020 года и ранее пытался проводить смертоносные операции в Соединенных Штатах.

Тегеран намерен расширять отношения с другими ключевыми противниками США и Глобальным Югом, чтобы смягчить усилия США по изоляции режима и смягчить влияние западных санкций. Дипломатические усилия Тегерана, включая временами контакты с Европой, вероятно, продолжатся с разной степенью успеха. В прошлом году Иран сосредоточился на углублении связей с Россией, в том числе посредством военного сотрудничества в войне на Украине, и полагался на Китай как на ключевого политического и экономического партнера, чтобы помочь ему смягчить экономическое и дипломатическое давление. Иран также добивается прогресса в развитии более тесных дипломатических и оборонных связей с африканскими государствами и другими субъектами Глобального Юга и пытается опираться на зарождающиеся улучшения в своих связях с другими региональными субъектами, такими как Саудовская Аравия, несмотря на сохраняющиеся взаимные подозрения относительно конечных видений друг друга для региона.

СИРИЯ

Падение режима президента Башара Асада от рук оппозиционных сил во главе с Хайатом Tahrir al-Sham* (HTS) — группировка, ранее связанная с Аль-Каидой — создала условия для длительной нестабильности в Сирии и может способствовать возрождению ИГИЛ и других исламистских террористических групп. Даже если временное правительство под руководством HTS сможет объединить расходящиеся цели, управление Сирией останется сложной задачей на фоне экономических проблем страны, гуманитарных потребностей, вызванных отчасти миллионами внутренне перемещенных сирийцев, всеобщей нестабильности, а также этнических, сектантских и религиозных разногласий.

• Временные правительственные силы под руководством HTS вместе с элементами Хуррас ад-Дин* и других джихадистских группировок совершили насилие и внесудебные казни на северо-западе Сирии в начале марта 2025 года, в первую очередь преследуя религиозные меньшинства, что привело к гибели более 1000 человек, включая алавитов и христианских мирных жителей.

• Лидер HTS заявляет о готовности работать с множеством этносектантских групп Сирии для разработки инклюзивной модели управления. Многие из этих групп по-прежнему скептически относятся к намерениям HTS, особенно учитывая прошлую связь лидера с Аль- Каидой , предполагая, что затяжные переговоры могут перерасти в насилие. Израильские правительственные чиновники скептически относятся к заявлениям и намерениям HTS, выражая обеспокоенность тем, что исторические цели HTS против Израиля сохраняются.

• Некоторые оставшиеся джихадистские группировки отказываются вливаться в Министерство обороны ХТШ, а ИГИЛ уже выразило несогласие с призывом ХТШ к демократии и планирует атаки с целью подорвать его систему управления.

Военный потенциал Ирана

Конвенциональные и неконвенциональные возможности Ирана будут представлять угрозу для сил США и партнеров в регионе в обозримом будущем, несмотря на деградацию его доверенных лиц и ПВО во время конфликта в Газе. Крупные конвенциональные силы Ирана способны нанести существенный ущерб нападающему, нанести региональные удары и нарушить судоходство, особенно поставки энергоносителей, через Ормузский пролив. Неконвенциональные военные операции Ирана и его партнеры и доверенные лица, такие как Хезболла , традиционно позволяли Тегерану преследовать свои интересы во всем регионе и поддерживать стратегическую глубину с некоторой долей отрицания.

Однако иранские официальные лица пытаются решить, как замедлить и в конечном итоге обратить вспять недавние военные потери, понесенные ими и их доверенными лицами в ходе израильской кампании против Ирана и его региональных союзников, включая удары по иранским военным объектам, таким как системы ПВО, в апреле и октябре 2024 года.

Иран выставил на вооружение большое количество баллистических и крылатых ракет, а также БПЛА, которые могут наносить удары по всему региону, и продолжает прилагать усилия для повышения их точности, летальности и надежности. Оборонная промышленность Ирана имеет надежные возможности разработки и производства, особенно для недорогого оружия, такого как малые БПЛА.

Однако ограниченный ущерб, нанесенный Израилю ударами Ирана в апреле и октябре 2024 года, подчеркивает недостатки обычных военных возможностей Ирана.

Иран также развернул небольшие лодки и подводные лодки, способные нарушить судоходство через Ормузский пролив. Его сухопутные и воздушные силы, хотя и являются одними из крупнейших в регионе, страдают от устаревшего оборудования и ограниченной подготовки.

Ближневосточный конфликт

Конфликт между Израилем и ХАМАС, вызванный нападением ХАМАС на Израиль 7 октября, сорвал беспрецедентную дипломатию и сотрудничество, порожденные Авраамскими соглашениями, и траекторию растущей стабильности на Ближнем Востоке. Разведка США ожидает, что ситуация в Газе, а также динамика отношений Израиль- Хезболла и Израиль-Иран останутся нестабильными.

Даже в деградировавшем виде ХАМАС продолжает представлять угрозу безопасности Израиля. Группировка сохраняет тысячи бойцов и большую часть своей подземной инфраструктуры и, вероятно, использовала прекращение огня для укрепления и пополнения своих военных и боеприпасов, чтобы иметь возможность снова сражаться. ХАМАС способен возобновить партизанское сопротивление низкого уровня и оставаться доминирующей политической силой в Газе в обозримом будущем. Низкие ожидания со всех сторон относительно того, что прекращение огня продлится долго, и отсутствие надежного политического и восстановительного плана после боевых действий предвещают годы нестабильности.

• Хотя популярность ХАМАС среди жителей Газы снизилась, ее популярность остается высокой среди палестинцев Западного берега, особенно по сравнению с Палестинской администрацией (ПА).

Долгосрочные израильско-палестинские отношения также зависят от траектории все более нестабильного Западного берега. Слабая и снижающаяся способность ПА обеспечивать безопасность и другие услуги на Западном берегу, израильские операции на Западном берегу, насилие со стороны израильских поселенцев и палестинских группировок боевиков, включая ХАМАС, и потенциальная смена руководства в ПА, вероятно, усугубят проблемы управления в Рамалле. Многое также будет зависеть от того, как Израиль будет справляться с постконфликтным сектором Газа и своими операциями на Западном берегу, которые могут ослабить или подорвать ПА.

Во время конфликта в Газе Иран поощрял и позволял своим различным доверенным лицам и партнерам наносить удары по израильским, а иногда и американским силам и интересам в регионе.

• Хуситы стали самым агрессивным игроком, атакуя торговое судоходство в Красном море и Индийском океане, американские и европейские силы, а также Израиль.

• Иракские шиитские ополченцы продолжают пытаться заставить США уйти из Ирака посредством политического давления на иракское правительство и нападений на силы США в Ираке и Сирии.

Дальнейшие бои между Хезболлой и Израилем поставят под угрозу хрупкую стабильность Ливана и любой политический прогресс, начатый выборами президента в январе после многих лет попыток. Возобновление затяжных израильских операций в Ливане может спровоцировать резкий рост религиозной напряженности, подорвать ливанские силы безопасности и резко ухудшить гуманитарную ситуацию. Несмотря на ослабление, Хезболла сохраняет способность нападать на граждан США и их интересы в регионе, во всем мире и — в меньшей степени — в Соединенных Штатах.

Киберугрозы Ирана

Растущий опыт Ирана и его готовность проводить агрессивные кибероперации делают его серьезной угрозой безопасности сетей и данных США. Руководство иранских лидеров побудило киберакторов стать более агрессивными в развитии возможностей для проведения кибератак .

Деструктивная деятельность Ирана

Иран часто усиливает свои операции влияния с помощью наступательной киберактивности. Во время конфликта Израиль-ХАМАС частная промышленность США отслеживала иранские кампании влияния и кибератаки.

Ядерное оружие Ирана

Разведка США продолжаем оценивать, что Иран не создает ядерное оружие, и что Хаменеи повторно не санкционировал программу создания ядерного оружия, которую он приостановил в 2003 году, хотя на него, вероятно, оказывалось давление, чтобы он это сделал. В прошлом году произошло разрушение десятилетнего табу на обсуждение ядерного оружия публично, что придало смелости сторонникам ядерного оружия в аппарате принятия решений Ирана. Хаменеи остается окончательным лицом, принимающим решения по ядерной программе Ирана, включая любое решение о разработке ядерного оружия.

Иран, скорее всего, намерен продолжить НИОКР химических и биологических агентов для наступательных целей. Иранские военные ученые исследовали химикаты, которые обладают широким спектром седативных, диссоциативных и амнестических эффектов, выводящих из строя, а также могут быть смертельными.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ

Северокорейский лидер Ким Чен Ын продолжит развивать стратегические и обычные военные возможности, нацеленные на Америку, угрожающие вооруженным силам и гражданам США и союзников, а также позволяющие Киму подрывать мощь США и перестраивать региональную обстановку безопасности в свою пользу. Недавно закреплённое стратегическое партнёрство Кима с Россией приносит финансовую выгоду, дипломатическую поддержку и оборонное сотрудничество. Партнерство с Москвой также помогает снизить зависимость Пхеньяна от Пекина. Развитие стратегических возможностей вооружения Северной Кореи и увеличение доступа к доходам позволяют Киму достичь давних целей по обеспечению международного признания в качестве ядерной державы, сокращению военного присутствия США на Корейском полуострове, расширению государственного контроля над экономикой Севера и блокированию иностранного влияния.

• В июне 2024 года Ким и Путин подписали всеобъемлющее стратегическое соглашение о всеобъемлющем экономическом и технологическом партнерстве. Ким также использует положение соглашения о взаимной обороне, которое обязывает каждую страну оказывать военную помощь в случае вторжения иностранной державы, чтобы оправдать развертывание боевых частей для борьбы с Украиной.

• Ким не намерен отказываться от своих стратегических программ вооружений, которые он воспринимает как гарант безопасности режима и национальной гордости, поскольку они угрожают Америке, силам США в регионе и союзникам США, таким как Южная Корея и Япония. Он увеличивает запас ядерных боеголовок Северной Кореи и совершенствует технологию баллистических ракет; например, Северная Корея провела три запуска в 2024 году того, что она утверждала, было IRBM, оснащенными маневренными гиперзвуковыми полезными нагрузками.

• Ким пытается запугать Соединенные Штаты и их союзников, чтобы они отказались от противодействия ядерному оружию Северной Кореи и ее агрессии против Южной Кореи. Например, он отвечает на военное планирование США с Южной Кореей и трехстороннее сотрудничество с Южной Кореей и Японией, отдавая приказы о запуске ракет и угрожая ядерным возмездием.

Ким будет действовать агрессивно, чтобы противостоять действиям, которые он рассматривает как подрывающие режим, и угрожать применением силы, когда он воспринимает действия США и союзников как вызов суверенитету Северной Кореи, подрыв его власти или как попытку обуздать его ядерные и ракетные амбиции. Пхеньян расширяет свои возможности для принудительных операций и использует новую тактику, поскольку становится более уверенным в своем ядерном сдерживании. С момента прихода к власти Ким в целом полагался на нелетальные принудительные действия, включая демонстрации ракет и трансграничные запуски отходов на воздушных шарах, чтобы добиться уступок и противостоять военным, дипломатическим и гражданским действиям США и Южной Кореи.

• Северная Корея использует угрозы, чтобы попытаться остановить усилия Южной Кореи по распространению информации на Севере, что он рассматривает как дестабилизацию его контроля. Ким в прошлом оспаривал претензии Южной Кореи на фактическую морскую границу и может сделать это снова, повышая вероятность возобновления столкновений вдоль Северной разграничительной линии.

• Ким мог бы перейти к более смертоносным асимметричным действиям, если бы посчитал, что усилия Северной Кореи по сдерживанию не работают, и ему нужно было бы послать более сильный сигнал. Он также мог бы прибегнуть к этим смертоносным действиям, если бы считал, что это запугает Южную Корею или Соединенные Штаты и заставит их изменить свою политику, чтобы быть более благоприятными для Севера, при этом минимизируя риск ответных действий.

Ядерное оружие Северной Кореи

Ким по-прежнему привержен увеличению числа ядерных боеголовок Северной Кореи и улучшению ее ракетных возможностей, чтобы угрожать Америке и силам США, гражданам и союзникам, а также ослабить мощь США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о чем свидетельствуют темпы летных испытаний ракет Северной Кореи и публичное расхваливание режимом своих возможностей по обогащению урана. Северная Корея, вероятно, готова провести ядерные испытания и продолжает летные испытания МБР, чтобы Ким мог угрожать Америке.

Северная Корея сохраняет свой потенциал в области химического и биологического оружия и может использовать такое оружие в конфликте или при нетрадиционном или тайном нападении на Соединенные Штаты или их союзников.

Военный потенциал Северной Кореи

Вооруженные силы Северной Кореи представляют смертельную угрозу для американских сил и граждан в Южной Корее и регионе из-за своей способности наносить массированные обычные удары по демилитаризованной зоне и постоянных инвестиций в нишевые возможности, призванные сдерживать внешнее вмешательство и компенсировать сохраняющиеся недостатки обычных вооруженных сил страны. Обычные военные возможности Северной Кореи также предоставляют Киму возможности для продвижения его политических целей посредством принуждения.

• Ким продолжит отдавать приоритет усилиям по созданию более эффективных ракетных сил — от крылатых ракет до межконтинентальных баллистических ракет и гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов, — призванных обходить американскую и региональную противоракетную оборону, улучшать возможности Северной Кореи по нанесению точных ударов и подвергать риску силы США и союзников.

ПРОТИВОСТОЯЩЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество между Китаем, Россией, Ираном и Северной Кореей в последние годы росло быстрее, усиливая угрозы, исходящие от каждого из них по отдельности, а также создавая новые вызовы для мощи и власти США в глобальном масштабе. Эти в первую очередь двусторонние отношения, в основном в области безопасности и обороны, усилили их индивидуальные и коллективные возможности угрожать и наносить вред Соединенным Штатам, а также повысили их устойчивость к попыткам США и Запада ограничить или сдержать их деятельность. Война России в Украине ускорила эти связи, но эта тенденция, вероятно, сохранится независимо от исхода войны. Такое выравнивание увеличивает вероятность напряженности или конфликта США с любым из этих противников, вовлекая в это другого. Китай имеет решающее значение для этого выравнивания и его глобального значения, учитывая особенно амбициозные цели КНР, а также мощные возможности и влияние в мире.

Тем не менее, сотрудничество противников США было неравномерным и в основном движимо общим интересом в обходе или подрыве мощи США, будь то экономическая, дипломатическая или военная. Опасения по поводу контроля эскалации и прямого противостояния Соединенным Штатам, а также некоторые расходящиеся политические интересы смягчили темпы и масштабы этих отношений. Лидеры, однако, вероятно, продолжат искать возможности для сотрудничества, особенно в областях, в которых есть взаимные выгоды и у них нет других способов достичь своих целей в отношении или противостоять Соединенным Штатам в одиночку.

Россия стала катализатором развивающихся связей, особенно по мере того, как она становится все более зависимой от других стран в своих целях и требованиях, включая, но не ограничиваясь Украиной. Москва усилила военное сотрудничество с другими государствами, особенно с Пхеньяном и Тегераном. Россия также расширила свои торговые и финансовые связи, особенно с Китаем и Ираном, чтобы смягчить последствия санкций и экспортного контроля.

• КНР оказывает экономическую и безопасную помощь войне России на Украине посредством поддержки оборонно-промышленной базы Москвы, в том числе путем предоставления материалов и компонентов двойного назначения для оружия. Поддержка Китая улучшила способность России преодолевать материальные потери в войне и наносить удары по Украине. Торговля между Китаем и Россией растет с начала войны на Украине, помогая Москве противостоять санкциям США.

• Иран стал ключевым поставщиком военной техники для России, особенно БПЛА, а в обмен на это Москва предложила Тегерану военную и техническую поддержку для развития иранского оружия, разведки и кибервозможностей.

• Северная Корея отправила боеприпасы, ракеты и тысячи боевых солдат в Россию для поддержки ее войны против Украины, оправдывая это выполнением обязательств, взятых в Договоре о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, о котором Пхеньян и Москва объявили в июне 2024 года.

Сотрудничество между Китаем и Россией имеет наибольший потенциал для создания долгосрочных рисков для интересов США. Их лидеры, вероятно, считают, что они более способны противостоять предполагаемой агрессии США вместе, чем в одиночку, учитывая общую веру в то, что Соединенные Штаты стремятся сдержать каждого противника.

• По крайней мере, в течение десятилетия Пекин и Москва использовали громкие совместные военные действия, в первую очередь, чтобы продемонстрировать прочность оборонных связей между Китаем и Россией. Эти отношения углубились во время российско-украинской войны, когда Китай поставлял России оборудование и компоненты оружия двойного назначения для поддержания боевых действий.

• Россия увеличила экспорт нефти и сжиженного природного газа (СПГ) в Китай, пытаясь сохранить доходы в условиях санкций со стороны западных государств.

• Китай использует свое возросшее сотрудничество с Россией для достижения более сильного присутствия в Арктике и легитимизации своего влияния там. Одной из областей сотрудничества является производство Китаем ледоколов, которые обеспечивают безопасный проход через арктические воды.

• Обе страны, вероятно, расширят совместные патрули бомбардировщиков и военно-морские операции на арктическом театре, чтобы обозначить свое сотрудничество и сделать его более конкретным. В ноябре они также договорились расширить свое сотрудничество по развитию СМП для его экономического потенциала и в качестве альтернативы западным маршрутам.

Владимир Овчинский

Источник: zavtra.ru