В 2022-23 году Латвия избавилась от всех памятников советским солдатам. Но раскрученное колесо уже не остановить – продолжающаяся в стране компания «дерусификации» требует всё новой подпитки. Поэтому «дерусификаторы» пошли дальше, вглубь истории, и теперь сносят памятники, связанные с периодом пребывания земель нынешней Латвии в составе Российской империи.
Де-факто в Латвии продлили период «оккупации» – он распространяется уже не только на советскую эпоху, но и на время, проведённое Прибалтикой в составе Российской империи. Беспристрастному наблюдателю это может показаться очень странным, ведь никакой латвийской государственности в имперский период ещё не было, да и сами латыши, как народ, окончательно оформились лишь во второй половине XIX века. Но теперь и XVIII-XIX века в Латвии по умолчанию тоже считаются «эрой оккупации». А потому в стране начали сносить монументы, посвящённые известным русским, живших при царях. Причём латышских националистов нимало не смущает, что, демонтируя памятники, когда-то установленные в честь поэтов и императоров, латыши стирают, в том числе, и собственную историю.
Новый этап тотальной «дерусификации» Латвии начался полтора года назад. После сноса последних памятников советским солдатам латышские «нацики» призвали выявить и уничтожить другие объекты «оккупационного наследия». К таковому, в частности, был причислен монумент Александру Сергеевичу Пушкину, стоявший в рижском парке Кронвальда. По мнению националиста Морицса Нилса Менгелсонса, опубликовавшего петицию о сносе, российское посольство использовало памятник Пушкину «как инструмент мягкой силы и пропаганды».
Автор петиции обвинил великого русского поэта в том, что тот, дескать, был шовинистом и империалистом. «В своих произведениях Пушкин поддерживал нападение Российской империи на Кавказ и геноцид его жителей. Украину, а также страны Балтии, входившие в то время в состав Российской империи, он называл в своих произведениях "малой Россией". Нужен ли памятник такому человеку в центре Риги? Призываю Рижскую думу демонтировать и убрать памятник Александру Пушкину и освободить Ригу от остатков империализма, как это сейчас происходит во многих городах Украины», – призвал Менгелсонс.
Поэтесса Лиана Ланга, являющаяся горячей сторонницей «дерусификации» Латвии, дополнительно объяснила позицию националистов: «Знаки российской имперской политики, такие как памятники Александру Пушкину, которые маркируют территории культурного влияния российской "мягкой силы", сохраняя их в статусе временной гибридной оккупации, в Латвии не нужны. Это поняли и в Украине, поэтому там памятники Александру Пушкину были демонтированы. Объективно Александр Пушкин не имеет исторической связи с Латвией, кроме того факта, что когда-то в Латвии жила Анна Керн».
Однако в Латвии нашлись и не согласные с такой позицией. Поклонники Пушкина организовали флешмоб в соцсетях – они начали в большом количестве вывешивать на своих страничках любимые стихи из его наследия. Причем в числе протестующих оказалось немало и латышей. Их мнение выразил актер Гундарс Аболиньш. Он с иронией написал в соцсети: «Чтобы остаться на "прогрессивной волне", предлагаю снести здание Латвийского оперного театра, так как оно было построено во времена Российской империи и потому напоминает о её нечеловеческом величии!» В поддержку Аболиньша выступил известный в стране бизнесмен, политик, экс-вице-премьер, глава парламентской партии «Латвия на первом месте» Айнар Шлесерс. Он обратился к мэру Риги Мартиньшу Стакису: «Неужели снос памятника Пушкину в Риге реально что-то изменит к благу рижан?». Но Стакис не удостоил его ответом – он занимался очень важным, с его точки зрения, делом: принимал участие в церемонии открытия гей-клуба. В конечном итоге, в мае прошлого года памятник Пушкина все же демонтировали и стали искать: а что бы еще такого снести?
После «победы» над Пушкиным главным раздражителем для «нациков» стал монумент, поставленный в честь знаменитого полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, героя войны с Наполеоном. Памятник появился в центре Риги в 1913 году – в честь столетия победы над французами (кстати, в 1812 году французские войска осаждали и Ригу, но русские солдаты сумели ее отстоять).
В последующем военно-революционном лихолетье монумент Барклаю затерялся, но в 2002 году с разрешения тогдашнего рижского горсовета (в нём на тот момент была сильна «русская» фракция) на том же самом месте поставили точную копию монумента. Тогда депутаты учли, что прославленного военачальника с Ригой связывает не только факт рождения – ряд его родственников занимали высокие посты в местном муниципалитете.
«Памятник русскому полководцу шотландско-немецкого происхождения до недавнего времени никому не мешал. Война была развернута вокруг советских монументов, которых приговорили очень быстро. Потому что типа оккупация и бла-бла-бла. А редкие и уникальные памятники времён Российской империи обещали не трогать. Но когда с советскими памятниками покончили, взялись за оставшееся наследие», – констатирует журналист-политэмигрант из Латвии Алексей Стефанов.
Однако совет рижской мэрии по культурному наследию разочаровал националистов – там их предложение о сносе монумента Барклаю не утвердили. Тогда русофобы ночью залили постамент памятника красной краской – и, что характерно, краску в течение нескольких дней никто не потрудился стереть. Надо полагать, Барклай-де-Толли попадет под следующую кампанию «дерусификации» – нужны же националистам хоть какие-то «заначки» на будущее, чтобы можно было и впредь изображать бурную деятельность! По словам Стефанова, точно также было и с монументами советским солдатам – сначала их под покровом ночи заливали краской и уродовали уличные маргиналы, а потом солидные чиновники в пиджаках подписывали распоряжения о сносе.
Всё же уже сейчас рижские чиновники порадовали русофобов «утешительным призом». Внимательно ознакомившись с поданным «нациками» списком «оккупационного культурного наследия», чинуши рекомендовали убрать с улиц Риги ряд объектов. В частности, они в рамках окончательной «депушкинизации» сочли нужным демонтировать мемориальную доску Пушкину и бюст его музы Анны Керн (она одно время жила в Риге), находящиеся возле Церкви Петра и Павла на улице Цитаделес, 7. Также лишней сочли мемориальную доску, установленную в честь Петра I на улице Паласта, 9. Ведь, с точки зрения националистов, Петр Великий тоже был «оккупантом», он выгнал из Риги «хороших добрых шведов».
Сейчас главным националистом Риги числится вице-мэр города Эдвардс Ратниекс, член праворадикальной партии Национальный союз. Он с огромнейшим рвением искореняет как русское культурное наследие, так и русский язык. Ратниекс уже пообещал, что так просто Барклая в покое не оставит и недолго ему осталось стоять на прежнем месте. А недавно какие-то «нацики» донесли вице-мэру о возмутительном явлении – они увидели театральные афиши на русском! Ратниекс жутко возбудился и сразу же обратился в Министерство юстиции с настоятельной просьбой запретить любые надписи на русском языке в городской среде. 12 сентября ведомство прислало чиновнику ответ следующего содержания: «Раньше в Риге можно было размещать информацию на русском языке: там, где она нужна для туристов. Теперь поток туристов из РФ значительно снизился, поэтому необходимости в использовании русского языка больше нет». То есть, хотя законодательного запрета на русскоязычные афиши пока нет, но рижская мэрия имеет право ввести его самостоятельно.
Вообще, ответ, который министерство прислало Ратниексу, весьма занятный – мол, законы и нормативные акты нужно соблюдать, но с учетом «духа времени». То есть, государство делает официально легализованной юридической практикой известную русскую поговорку: «Закон – что дышло: куда повернул, туда и вышло». Нынешний «дух времени» в Латвии более чем понятен – искоренение всего русского. Также Минюст напомнил, что подготовил закон, по которому «предприниматели и госучреждения в рекламных материалах должны использовать государственный язык или язык любой страны, которая входит в Евросоюз». В соцсетях Ратниекс сообщил, что оценил ответ Минюста как карт-бланш на полный запрет русского языка в латвийской столице. Он пообещал, что больше в Риге не будет русскоязычной рекламы, афиш и надписей. Вице-мэр понимает, что отказ согласовать афишу или рекламу, созданную с соблюдением всех требований «Закона о госязыке», непременно приведёт к судебному иску. Поэтому заранее сообщил: он в своей позиции уверен и разбирательств не боится.
Латвийский политолог Данута Дембовская напоминает, что в следующем году в стране состоятся муниципальные выборы, а приближение выборов всегда вызывает обострение у националистов, стремящихся продемонстрировать своему «ядерному электорату» всё новые и новые пакости, которые они заготовили для русских.
Тот же Ратниекс очень хочет из вице-мэрского кресла перепрыгнуть в мэрское – оттого он так и усердствует. При этом, по словам Дембовской, если националисты выберут дальнейший путь в соответствии со своими принципами, то «могут найти для себя большие неприятности». «В этом случае не удастся сражаться только с забитыми русскоязычными – придётся рано или поздно переключаться на нетипичные для Латвии нацменьшинства (в последнее время в Риге появилось много гастарбайтеров из Азии и Африки – авт.), бороться с притоком иностранной рабочей силы, обратить внимание на засилье английского языка. Но поскольку спонсором латвийского банкета в целом являются союзники, то путь этот чреват – можно выпасть из обоймы рукопожатных», – подчеркивает политолог. По её словам, националисты это понимают и потому основный упор в борьбе делают на традиционное русскоязычное меньшинство, хотя данная их деятельность начинает носить всё более гротескный характер.
Да, сейчас русские превратились в безответную мишень и терпят всё более жуткие оскорбления. Один из идеологов «дерусификации» Элвис Мейстарс вывесил в соцсети предупреждение: «Cмepть всем оккупантам и каждому, кто поддерживает Россию! Не может быть и речи о спокойной жизни русских, поддерживающих Россию в Латвии, этим тараканам нужно портить жизнь как можно больше. Время закончить чистку вшей в Латвии. И поддерживаем Украину!!» Ранее Мейстерс прославился своим призывом «не сдерживать гнев в отношении русскоязычных 9 мая», а также тем, что однажды ночью надел на голову памятнику Пушкину мусорный мешок (пострадал тот самый монумент, вскоре демонтированный по приказу рижских властей). После того же, как он назвал русских на своей странице в соцсети «биомусором» и ему ничего за это не было, Мейстарс окончательно обнаглел и уверился в собственной безнаказанности.
Призыв к убийствам «оккупантов» Мейстарс вывесил после того, как в Риге прошёл митинг, участники (среди них было и несколько депутатов думы Риги) которого протестовали против запрета русских школ. «Так сегодня можно писать, к этому сегодня можно призывать и при этом можно быть уверенным, что за такое ничего не будет. И никакая полиция со Службой госбезопасности даже внимания не обратит. Подумаешь, тараканы и вши… Примечательно, что Элвис призвал уничтожать не только рядовых оккупантов, но и вполне себе представителей власти, описав ранее пришедших к Сейму на пикет в защиту образования на родном языке», – констатирует депутат самоуправления Елгавы, член оппозиционной партии «Русский союз Латвии» Андрей Пагор.
Действительно, Мейстарс и ему подобные упиваются полной безнаказанностью. Говорят, что латвийская полиция специально отписалась от страницы Мейстарса в соцсетях…
Виталий Лекомцев