Даже искушённый читатель новостной ленты, имея неплохую подкованность в международной повестке, зачастую не может понять, что на самом деле происходит в Ближневосточном регионе. Как отличить ХАМАС от «Хезболлы», связаны ли они с международным терроризмом, что собой представляет Палестина, откуда у палестинских бойцов оружие и вообще, с кем воюет Израиль. А главное – чего хотят противники еврейского государства и каковы их реальные перспективы? Разберёмся, как пишут иноагенты, «на карточках».
Вторжение на израильскую территорию 7 октября текущего года организовало «Исламское движение сопротивления» – ХАМАС (аббревиатура от арабского Харакат аль-Мукавама аль-Исламия). Возникло оно в 1987 году на волне Первой интифады, когда палестинцы пытались добиться уступок от Израиля, организуя массовые беспорядки (пресловутые кидания камнями по военным ЦАХАЛа). К тому времени в Арабском мире произошло определённое разочарование в светских идеологиях и лидеры, ранее видевшие в качестве ориентира и примера для подражания социализм, такие как, скажем, иракский президент Саддам Хусейн, всё больше уходили в религиозность.
Надо отметить, что именно в тот период консервативный, религиозный поворот сделало и просоветское правительство Афганистана. Принятая в том же 1987 году новая афганская Конституция утверждала ислам в качестве государственной религии, причём Основной закон больше не содержал упоминаний о социализме и коммунизме. Весьма красноречивое описание тогдашних трендов. К слову, отдельные боевики ХАМАС успели поучаствовать на заключительном этапе Афганской войны против наших войск.
Идеологически ХАМАС восходит к международной религиозно-политической ассоциации «Братья-мусульмане»*, проповедующей исламский фундаментализм и панисламизм. Лозунг структуры красноречив и понятен – «Ислам является решением». Примечательно, что первоначально ХАМАС негласно оказывали поддержку… израильские спецслужбы. Руководство Израиля полагало, что исламисты могут стать неплохим противовесом Ясиру Арафату и его более светскому движению ООП – Организации Освобождения Палестины.
Как показали события, Тель-Авив допустил чудовищную ошибку. В 2004 году Ясир Арафат – подлинный символ палестинского сопротивления, глава ООП на протяжении 35 лет, основатель партии ФАТХ (Движения за национальное освобождение Палестины) – умер. Его преемником стал Махмуд Аббас – палестинский вариант Виктора Януковича. С именем Аббаса связаны ближневосточные аналоги «Минских договорённостей», курс на «умеренность», отказ от насильственного сопротивления тем, кого все арабы мира считают оккупантами, ряд коррупционных скандалов.
Справа – Махмуд Аббас, слева – Биньямин Нетаньяху
На фоне Аббаса члены ХАМАС выглядят настоящими «героями». Они бескомпромиссны, взывают пребывающий в нищете народ к борьбе (ФАТХ отказался от прямой вооружённой борьбы в 1988 году). Эвакуация израильтян из Газы в 2005 году была воспринята палестинцами именно как следствие успешной борьбы ХАМАС. Кроме того, движением разработана эффективная система социальной поддержки населения, налажены связи с мусульманским духовенством, имеющим большой вес в глазах простонародья. Немудрено, что в 2006 году на выборах в Палестинский законодательный совет ХАМАС победил, получив 74 депутатских мандата (против 45 у ФАТХа). До этого аналогичная ситуация возникла на муниципальных выборах, где радикалы и их союзники получили 91 мандат из 118.
В 2007 году ХАМАС и ФАТХ окончательно друг с другом переругались. «Исламское движение сопротивления» сумело поставить под свой контроль Сектор Газа, Аббас сохранил в своих руках Западный берег реки Иордан. Отношения между ХАМАС и ФАТХ натянуты до предела, тем более они омрачены пролитой между партиями кровью. Все попытки прийти к компромиссу, в том числе при поддержке иностранных посредников, пока ни к чему не привели.
Зелёным выделены территории, находящиеся под контролем Палестины. Газа контролируется ХАМАСом, Западный берег реки Иордан (вернее, его часть) – ФАТХом.
За 16 лет правления в Секторе Газа ХАМАС трансформировал регион в настоящий военный лагерь, угрожающий Израилю регулярными ракетными обстрелами и террористическими атаками. Вообще, когда мы говорим о терроризме на Ближнем Востоке, то должны понимать, что, как ни прискорбно, там так принято решать вопросы. Сам Израиль, ныне клянущий на все лады терроризм, появился благодаря террористической деятельности сионистских радикалов из таких структур, как «Иргун» и «Лехи».
Моральный облик этих ребят, мягко говоря, не лучше, чем у ХАМАС, который западные медиа представляют исчадием ада. «Лехи», еврейская организация, контактировала с гитлеровским Третьим Рейхом и ответственна за резню мирного населения деревни Дейр-Ясин в 1948 году (там погибло примерно столько же людей, сколько в белорусской Хатыни). «Иргун» все 1930-е годы устраивал взрывы в людных местах, направленные на арабское гражданское население. На совести структуры – сотни жизней ни в чём неповинных людей.
Гостиница «Царь Давид», взорванная террористами «Иргуна» 22 июля 1946 года. Итог – 91 погибший. Организатор теракта Менахем Бегин впоследствии стал премьер-министром Израиля и лауреатом Нобелевской премии мира.
Нынешний ХАМАС имеет под ружьём от 15 до 40 тысяч бойцов – как показали события последних дней, неплохо вооружённых. Застройка в Секторе Газа весьма плотная, что сковывает ЦАХАЛ при проведении полномасштабной военной операции. Движение, если верить западным источникам, получает поддержку, в том числе и военную, от Исламской Республики Иран (иранцам приписывают помощь в создании ракетного потенциала). Финансовую и политическую помощь оказывают Катар и Турция (при Эрдогане она сделала решительный шаг в сторону от секулярного кемализма к религиозности).
Цель ХАМАС ясна и понятна – уничтожение Государства Израиль и изгнание еврейского населения за пределы палестинских территорий. Звучит чудовищно, но опять же следует понимать ближневосточный контекст. Израиль реализует стратегию «народа-армии», где, как в старом советском лозунге, оба эти компонента едины. Почему мы видим тик-токи с девушками военной форме? Потому что женщина в понимании израильских военных – такой же боец, как мужчина.
Далее. Израиль использует своё гражданское население как оружие агрессии. На палестинских территориях, вопреки резолюциям Совбеза ООН, возводятся еврейские поселения. Палестинцы лишаются земли. «Народ-армия» или «армия-народ» лягушачьими прыжками идёт всё дальше и дальше, не оставляя Палестине шансов хоть на какое-то будущее.
Незаконные еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан.
Поэтому нынешняя война такая жестокая. Для ХАМАСа любой еврей, вне зависимости от возраста, пола и чего бы то ни было – потенциальный поселенец или солдат израильской армии. Для Израиля любой араб из Сектора Газа – мобилизационный резерв «террористической» организации и, если так можно выразиться, член фан-клуба ХАМАСа. И там, и там – налицо коллективная ответственность. А посему за ужасную гибель людей на фестивале от рук «хамассовиков-затейников» в Израиле отвечает вся Газа, которую ВВС еврейского государства сносят под ноль в худших традициях Люфтваффе.
Надо понимать и то, что есть варианты гораздо хуже ХАМАС. К примеру, «Исламское движение сопротивления» перебило местных фанатов «Аль-Каиды»*, недовольных «умеренностью» самого ХАМАСа. «Они не соблюдают шариат и предпочитают встречаться с конгрессменами, с Тони Блэром и Джимми Картером… Почему ХАМАС не вводит шариатские суды и не вводит исламское право?», – распекал правящую в Газе партию местный аль-каидовский* лидер Абдель-Латиф Мусса.
Что будет в случае ликвидации режима ХАМАС в Секторе Газа? Скорее всего, это вызовет ещё более радикальную реакцию палестинцев, ещё более глубокий уход в исламизм от принципов национализма (к которым хамасовцы стали гораздо ближе в последние годы). А главное: исламский фундаментализм, во много раз более жёсткий, расползётся по всему региону. Метастазы охватят и Западный берег реки Иордан, и израильских арабов. Чем жёстче утюжат Газу, тем более суровым будет ответ.
Где же выход? На него указал наш президент в ходе пленарного заседания форума «Российская энергетическая неделя»:
Когда принималось решение о создании государства Израиль, было принято параллельно решение о создании второго. Речь шла изначально о создании двух независимых и суверенных государств — Израиля и Палестины. Израиль, как известно, создан, а Палестина как самостоятельное, суверенное государство так и не создано… Более того, часть земель, которые палестинцы считали исконно палестинскими, заняты Израилем. Разными способами, но в основном, конечно, с помощью военной силы
Возврат к границам 1967 года, создание арабской Палестины наряду с Израилем, соблюдение прав человека со стороны карательных органов еврейского государства, возвращение беженцев, окончание незаконной блокады Газы и нормализация социально-экономической жизни в регионе – вот те базовые принципы, которые отстаивает Россия. И не только она. На тех же принципах стоят сегодня Китай, Турция, Бразилия и многие другие.
Скептики скажут: дескать, ХАМАС нацелен уничтожить Израиль. О каких же компромиссах может идти речь? На это можно сказать следующее. Идеология идеологией, а реальность реальностью. В своё время и сионисты планировали создать «Великий Израиль» от Нила до Евфрата. Нынче довольствуются той территорией, что позволили поставить под контроль. И ХАМАС вынужден будет пойти на уступки, как ранее пошли арабские государства-соседи евреев. Тем более такие посылы от организации уже были. В 2008 году экс-президент США Джимми Картер заявил, что ХАМАС готов признать границы 1967 года.
Готов ли к компромиссу Израиль? Здесь следует поставить жирный знак вопроса.
* Организации признаны террористическими и запрещены в России.
Автор: Государственник // Дзен
Заглавное фото из открытых источников