Русские Вести

Чем больше проблем у Скопье, тем дольше они не войдут в НАТО


О выступлении монахов святой Горы Афон против переименования Македонии в «Республику Северная Македония».

Предлагаем вниманию читателей продолжение обсуждения «македонского вопроса». Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), специалистом по юридической истории, членом Правового-политического совета Автономного края Косово и Метохия Зораном Чворовичем.

Павел Тихомиров: Как стало известно, монахи св. Горы Афон выступили против соглашения Ципраса-Заева по переименованию Республики Македонии, которая теперь будет официально называться «Республика Северная Македония».

Это соглашение ставит точку в многолетнем споре между греками и славянами Вардарской Македонии, позиционирующими себя уже сотню лет в качестве «македонцев».

Если предположить, что деятельность монахов Афона направлена на косвенное препятствование поглощению бывшей югославской республики Македонии в НАТО, то это одно. Это не может не радовать, ибо как только Республика Северная Македония войдёт в НАТО, то в мешке, в прямом смысле слова, окажутся наши последние (а, быть может, единственные) друзья – сербы. Как бы цинично это ни прозвучало, но реалии таковы, что с политической точки зрения — чем больше проблем у Скопье, тем дольше они не войдут в НАТО.

Но с исторической т.зрения — какой смысл в таком упрямстве?

Ведь уже более 100 лет местность той части Македонии, которая была отвоёвана у турок Сербским Войском в 1912 году, называется именно Вардарской Македонией, ну, быть может, «Северной», иногда – «Славянской», но ведь Македонией, а не как-то иначе?

Я не думаю, что в греческом православном сознании до сих пор теплится надежда на реинтеграцию всех кусков исторической Македонии. Куда тогда девать славянское население? Опять эллинизировать, как в эпоху турецко-фанариотского управления? Это маловероятно.

Впрочем, возможно, прав известный в Сербии публицист Владимир Коларич, который прокомментировал ситуацию с заявлением афонитов таким образом, что «Македонский вопрос – это символ всех тех подмен идентичностей, которыми столь богаты Балканы. Возможно, монахи просто начинают расставлять точки над i. Ибо времени осталось немного».

Зоран Чворович: Отношение святогорского монашества к названию «Северная Македония» понятен не только с т.зрения противоборства дальнейшим евроатлантическим интеграциям Македонии, но и с точки зрения более чем четвертьвекового опыта соприкосновения с усилиями официального Скопье, направленными на выстраивание национальной идентичности на основе искажения истории.

В Македонии сразу же после провозглашения независимости в начале 90-х развернулась широкомасштабная кампания по пропаганде тезиса о неславянском происхождении предков жителей б. Югославской Республики Македония. Людей убеждали в том, что обитатели Вардарской Македонии являются прямыми потомками соплеменников легендарных Филиппа и Александра.

За этой пропагандой стояли все представители официальных властей Скопье, вне зависимости от партийной принадлежности. Достаточно напомнить, что одним из пионеров пропаганды античного прошлого «славяноязычных македонцев» был последний член Президиума СФРЮ от Македонии Васил Тупурковски, профессор международного права, стипендиат Университета в Мичигане (США), председатель Македонского Олимпийского комитета.

Поскольку новое «учение» получило всестороннюю поддержку власти, то оно сразу же стало «единственно верным» не только в газетах, но и в учебных программах университетов б.Югославской Республики Македонии. Воплощением этой пропаганды стали многочисленные памятники как различным личностям, символизирующим античную эллинскую цивилизацию, так и персонажам древнегреческой мифологии.

Новое толкование истории не просто являло собою пример издевательства над исторической наукой, но сфабриковало идейно-теоретическую основу для удаления македонцев от болгар и сербов, а с другой стороны – закладывало основу долгосрочного конфликта с православными греками.

Эта новая историческая «школа» не могла быть инсталлирована без финансовой и прочей поддержки Запада, которому было весьма с руки формирование нового очага напряжённости на Балканах.

Таким образом, решение проблемы названия бывшей Югославской Республики Македонии на может быть решено без подлинного возвращения официального Скопье к славянской идентичности. И признания того факта, что этногенез македонцев является плодом новейшей истории. Является следствием ряда факторов, выделивших население этого края как из болгарского, так и из сербского национально-культурных корпусов.

Только в рамках этой исторической славянской основе можно найти оправдание имени государства, которое будет содержать в себе географическую составляющую – отношение к некой части исторической Македонии.

Договор Ципрас-Заев не касается вопроса идентичности, название державы решается как обособленный вопрос.

Святогорское монашество понимает, что Ципрас представляет собою так сказать «экспоненту глобальной плутократии», который позволяет себе от имени Греции отрекаться от права на национальное имя Македонии. И при этом не решает вопроса злоупотребления эллинистическим наследием со стороны Скопье.

П.Т.: И до тех пор пока Скопье и дальше будет продолжать настаивать на своей псевдоантичной идентичности, раздор между двумя православными народами – между греками и славянами-македонцами – преодолен не будет. Не будет преодолеваться и отчуждение македонцев от болгар и от сербов. Ибо сами славяне-македонцы будут укореняться в поддельной идентичности, сфабрикованной вместо трезвого осмысления процессов сербско-болгарского синтеза, имевшего место на территории Вардарской Македонии в среде славянского анклава, некогда отделённого от православных сербов и болгар краями, заселёнными исламизированными болгарами-помаками; албанизированными сербами-мусульманами Косова и Метохии, а также собственно турками и шиптарами.

З.Ч.: Обращаю особое внимание на том, что упорство в отстаивании античного происхождения нынешних македонцев неразрывно связано с культивированием неоязычества. Что в конечно итоге подстегнёт к развитию форм неонацизма, что можно наблюдать на примере генезиса националистического сознания нынешней Украины.

Это всё совершенно очевидно для трезвого стороннего наблюдателя.

А трезвость – является одной из наиболее важных духовных добродетелей монашества. И монахам св.Горы Афон в обладании этой добродетели не откажешь.

Источник: ruskline.ru