После инцидента во время футбольного матча в друзской деревне на Голанских высотах весь мир замер в ожидании большой ближневосточной войны. Политолог Сергей Марков в своем телеграмм-канале вообще предположил, что война начнется сегодня-завтра. Неизвестны только ее масштабы.
Мы поинтересовались на этот счет мнением человека, который в силу специфики профессии регулярно общается с коллегами из Ирана – и в сфере политики, и в области бизнеса, – журналиста Игоря Моисеева.
– Игорь Николаевич, когда вы в последний раз общались с коллегами из Ирана?
– Вчера.
– И что они говорят по поводу трагедии в местечке Маджлаль Шамс?
– Это были израильские ракеты – из системы ПВО «Железный купол». Как они попали на стадион? Тут три варианта. Первый. Израильская ракета промахнулась, пытаясь перехватить ракету или дрон «Хезболлы», и взорвалась в воздухе. Обломки ее приземлились на стадионе. Второй. Она лупанула-таки по дрону-разведчику, и обломки разлетелись в разные стороны, включая стадион. Третий. Это была провокация. И обломки ракеты катапультировались на стадион не просто так. Их могли запустить откуда угодно – хоть с самолета, хоть с дельтаплана, хоть с какой-нибудь самоходной артиллерийской установки – что-то типа нашей «Ноны», которая может лупить по врагу чем ни попадя – от мин до снарядов большого калибра. Для этого достаточно поменять какой-нибудь стартовый модуль.
Сами иранцы склонны считать, что это спланированная израильская провокация. Они утверждают, что «Исламское сопротивление» (так они слегка пафосно себя называют) никогда не бьет по мирным жителям. А только по военным объектам Израиля. И этим она типа выгодно отличается от израильской армии, которая крошит все вокруг себя направо и налево. И на счету которой – сотни, если не тысячи убитых палестинских детей. Они это называют «издержками и сопутствующей трагедией войны». И продолжают лупить по мирным в том же секторе Газа.
– Кстати, а что на самом деле произошло в секторе Газа 7 октября? Кто ворвался с этой территории в Израиль? Что это были за люди? И кто планировал операцию?
– Ну, все эти вопросы из разряда: кто на самом деле убил Кеннеди? Кто организовал трагедию с башнями-близнецами в Нью-Йорке? Кто стоит за терактами в Беслане и «Крокус Экспо»? Кто, в конце концов, отстрелил ухо Трампу? Авторы и исполнители таких акций политического террора умеют и следы заметать, и держать язык за зубами. А персы вообще язык за зубами умеют держать очень хорошо. В отличие от тех же арабов, кстати. Отчасти поэтому у них и разведка такая сильная. Она при подготовке акций подобного рода любит тишину. Чтоб потом весь мир взорвался. Просто при анализе таких ситуаций надо отталкиваться от вечного постулата: кому это выгодно?
– То есть вы думаете, что это «Хезболла»?
– Или КСИР (Корпус стражей исламской революции – М.Л.). Вообще, когда узнаешь о методах работы иранской разведки, ты удивляешься их изощренности и креативности, а от их жестокости волос просто дыбом встает. Но эта жестокость в определенных обстоятельствах позволяет им добиваться эффекта в предельно сжатые сроки (в разведке это важно) с предельно низкими затратами. Высшим пилотажем у них считается, не нанеся никаких телесных повреждений отловленному интересанту, заставить его «выложить на стол всю интересующую их информацию. Но об этом я рассказывать не буду. Это за гранью добра и зла. Виртуозы, что сказать. Ни один «Моссад» до этого не додумается.
Не исключено, что акцию 7 октября тоже планировали иранцы – вековечные враги Израиля. Сначала они с помощью тех же дронов-разведчиков совершенно четко уяснили себе, что охрана израильской границы поставлена из рук вон плохо. Израильские пограничники, что называется, мух не ловят даже ртом. От слова «совсем». Они и погибли первыми. Передовой отряд диверсантов включал в себя человек 20-30 бойцов. Они перелетели на территорию. Израиля на дельтапланах, перебили пограничников и стали «заходить в адреса». По этим «адресам» квартировались офицеры армии ЦАХАЛ среднего звена. Практически все они нашли смерть в своих теплых семейных постелях.
А остальную толпу палестинцев организаторы наверняка использовали «втемную». Просто собрали в нужное время в нужном месте пару тысяч молодых безработных палестинцев (это сделать совсем несложно) и сразу после прорыва границы вручили им оружие и сказали: вот вам «пробитый» коридор в заграждениях, бегите туда и бейте ненавистных евреев! Они и рванули – как сохатые по сушняку. И именно они наворочали там делов на фестивале, убивая, насилуя и захватывая заложников. А настоящие диверсанты передового отряда тихо умыли обагренные кровью руки и беззвучно исчезли в том направлении, откуда и пришли. Вернее, прилетели на своих мотодельтапланах. Мавр сделал свое дело – мавр тихо испарился. Классика жанра диверсий.
– Вы сказали про иранские дроны-разведчики. И часто они заходят на территорию Израиля?
– Да они оттуда, можно сказать, не выходят. Это – излюбленное оружие, глаза и уши и иранцев, и ливанцев, и «газоватов» (так в Израиле называют обитателей Сектора Газа). Причем у них уже созданы несколько поколений этих разведчиков – «Худхуд-1», «Худхуд-2» и «Худхуд-3». Они постоянно барражируют над военными объектами Израиля. Собирают информацию, фиксируют стратегически важные цели. После чего возвращаются на базы. Кстати, часть этих съемок персов опубликована. Она есть в открытом доступе.
Я вполне допускаю мысль о том, что израильтяне хотели ударить по дронам так филигранно, чтобы именно их обломки упали на территорию футбольного поля. А получился эффект «уха Трампа». То бишь строго противоположный ожидаемому. Да еще и с планетарным эффектом. Молодцы, нечего сказать. Круче них по степени идиотизма оказались только те, кто организовал покушение на «рыжего Дональда». Как шутят в разведке, «тупой и еще тупее тупого, хотя тупее уже некуда».
– Что из себя представляет население Мадждаль Шамса?
– Друзы и арабы. Примерно пополам. Там и играли, я так понимаю, друзская молодежная сборная против сборной арабской. Доиграть не дали. Тут пошла другая игра. Друзов вообще на Ближнем Востоке – чуть более полумиллиона. Это выходцы из Сирии. Живут довольно замкнуто – и в Сирии, и в Иордании, и в Израиле. Те еще сепаратисты. Даже от гражданства Израиля отказывались. Хотя некоторые друзы служат в израильской армии. Но в родной среде они считаются предателями и вероотступниками. Сами друзы называют их «еврейскими оборотнями».
– А что думают по поводу произошедшей трагедии сами жители Мадждаль Шамса и представители друзской общины?
– Многие жители видели воочию, как ракеты «Железного купола» падали в их районе. Эта информация стала уходить в соцсети. Но многие блогеры, журналисты и очевидцы сразу стали получать угрозы от властей оккупационного режима с требованиями не публиковать какую-либо информацию по этому поводу. Им угрожали всеми карами небесными, от уголовного преследования до тюремных нар. А так как территория Голанских высот израильтянами оккупирована плотно и в принципе неплохо контролируется, привести свои угрозы в исполнение им не составит труда. На самом деле, могут «в кутузку замести». А кому охота нары полировать?
– А как ведут себя представители друзской элиты и диаспоры? Что нам ждать от самих друзов?
– Один из лидеров друзов – Валид Джумблат – недавно заявил: «В связи с заявлением «Хезболлы», отрицающей связь Исламского Сопротивления с тем, что произошло в Мадждаль Шамсе, мы прекрасно отдаем себе отчёт в том, что враг усиленно работает над тем, чтобы разжечь раздор, фрагментировать на части весь ближневосточный регион и нанести удар по всем его компонентам. Мы стоим на стороне Исламского Сопротивления и всех его бойцов, которые борются с преступной израильской оккупацией». Вот вам и весь сказ.
– Как вы считаете, Израиль после неудачи в Газе решится-таки на вторжение в Ливан?
– На полномасштабную войну Нетаньяху в одиночестве не пойдет, это маловероятно. Ибо это будет конец режима. Стоп-игра, game over, как говорится. И вообще – Израиль слишком травмирован своими воинскими неудачами в Газе и том же Южном Ливане. Во время операции «Литой свинец» в декабре 2008 года «Хезболла» жгла танки ЦАХАЛа целыми колоннами. Вторично на такой опасный и непредсказуемый трюк он не решится. Теоретически под прикрытием огневой мощи, которую им обеспечит поддержка Штатов, ЦАХАЛ может пойти на ограниченную наземную операцию. Но какой ценой? На сегодняшней день более 70 тысяч поселенцев в Израиле, осевших на границе с Ливаном, уже не могут вернуться на север страны. «Хезболла» утверждает, что ее ракеты могут бить до Тель-Авива. Да и вообще до юга страны. Если это так, то в результате половина населения Израиля может стать беженцами.
– Как вы оцениваете ситуацию на сегодняшний момент в секторе Газа?
– В Газе Израиль не добился ни одной из своих целей. Помнится, он обещал разобраться с «газоватами» к январю этого года. На всех израильских пабликах в Телеграме как по команде вывесили лозунг «ХАМАС должен быть уничтожен!» По аналогии с более ранним – «Карфаген должен быть рарушен!». Ну и где этот разрушенный «Карфаген газоватов»? Вернее, покромсали-то они его своими танками и артиллерией изрядно, что и говорить. Но вся хитрушка городской войны в том, что все эти многоэтажные руины и развалины стали прекрасным прибежищем и укрытием для партизан, ведущих с армией уличный бой. Типичный «эффект Сталинграда-Грозного». Но ни в Сталинграде, ни в Грозном не было таких модных мощных подземных тоннелей, какие есть в том же Секторе Газа. По ним целые армейские корпуса могут передвигаться – причем вместе с бронетехникой.
Их цахаловцы сначала хотели затопить. Не тут-то было. Не так все это просто. Потом стали долбить артиллерией. Но сложенные над тоннелями руины из домов стали служить некоей амортизационной подушкой. Удар многократно смягчается, когда доходит до земли. Сами израильтяне признают, что смогли разрушить от силы треть этих тоннелей. В итоге, несмотря на все усилия и гору трупов – и своих и чужих, израильтяне так и не смогли зачистить небольшую оккупированную территорию в 360 квадратных километров. Представьте себе квадрат двадцать на восемнадцать километров. Площадь скромного российского райцентра где-нибудь на Вологодчине. А воз и ныне там. Поэтому Нетаньяху, чтобы замазать «газоватский провал», хочет перебить его в мировой информационной повестке другой, более ожесточенной войной. Теперь уже на всем Ближнем Востоке.
– В чем, на Ваш взгляд, причина столь экзистенциальной взаимной ненависти евреев к персам и арабам?
– Эта ненависть уходит корнями в тысячелетия. И тут нужно немного знать историю и национальный характер и менталитет народов Ближнего Востока.
– Ну, историю, допустим, можно и в Википедии прочитать. А вот национальный характер персов нам практически неизвестен. Да и арабов тоже. Вот вы много лет работали с иранцами…
– Тем не менее, до конца персов я так и не раскусил. Они, вообще-то, очень скрытные люди. Могу поделиться только субъективным мнением.
– Давайте хоть так…
– Первое. Очень упертые и неуступчивые переговорщики. Сотни раз садился с ними за стол переговоров. То еще испытание, скажу я вам. До последнего отстаивают свои собственные интересы и пытаются навязать свою волю партнеру, союзнику, коллеге или оппоненту. Они хотят до последнего дирижировать процессом переговоров. Хотя ведут себя при этом крайне дипломатично и пытаются микшировать свои эмоции. Не всегда это получается. Когда переговоры затягиваются и явно дрейфуют в тупик, в воздухе висит такое напряжение, такая концентрация взаимного недовольства, что кажется, будто прямо сейчас в помещении произойдет электрический разряд и в стол или в кого-то из переговорщиков ударит молния. Но при гигантском внутреннем раздражении все стараются до последнего сохранить хорошую мину при плохой игре.
Я предполагаю, что именно из-за этой специфики их ментальности связан тот факт, что они лет на 30 выпали из зоны нашего внимания. А не потому, что мы тогда радикально развернулись на Запад. Торговать и сотрудничать можно со всеми – от афганцев до папуасов. Но не со всеми можно договориться. А теперь нас, похоже, сплотила общая беда. Именно Иран оказал нам поддержку в первые же дни операции – и своими знаменитыми «Шахедами», и другими беспилотниками. И сейчас наше военно-стратегическое партнерство вышло на принципиально иной уровень.
Второе. Мы всегда считали Иран какой-то закрытой, слаборазвитой в экономическом отношении страной. И нам этот стереотип навязывался Западом искусственно много лет. Им это было выгодно. Они боялись этого союза. Как и союза России с Китаем. Самое интересное – своими непродуманными действиями они его в конце концов так и получили. И мы внезапно поняли, что всеми этими байками про Иран нас вводили в жесточайшее заблуждение. В Иране эту пропаганду иронично называют «симфонией лжи». И я скажу совершенно неожиданную для многих обывателей вещь: Иран – это высокотехнологичная страна. Это абсолютно суверенная страна-цивилизация. У них есть своя инженерная школа. Точнее, масса инженерных школ по самым разным направлениям. Довольно серьезно развит военно-промышленный комплекс. Есть свой флот, свои верфи, свое судостроение. Масса наработок в области ракетостроения. Да и ракеты свои тоже есть – как минимум средней дальности. Рано или поздно их ядерные физики – с нашей помощью или без – создадут свое ядерное оружие. Как минимум тактическое. Они делают свои смартфоны, потому что давно сделали ставку на цифровой суверенитет. Я перечислил только крохи того, что известно лично мне. То, что бросается в глаза, когда ты хоть какое-то время поживешь в Иране.
Третье. Иранцы абсолютно самодостаточны. У них нет – и никогда не было – комплекса неполноценности и низкопоклонства перед Западом, который, к сожалению, много лет был присущ и нам, и элите всех без исключения постсоветских республик. Частично это объяснимо. Мое поколение выросло на западной культуре. Мы считали Запад вершиной цивилизации и смотрели на него, пуская розовые слюни. На этом, кстати, после нас очень здорово погорели украинцы. Помните, с какими лозунгами они рвались к власти? "Украина - це Еуропа!». "Кто не скачет – тот москаль! " и прочий бред. Но этот бред вписался в украинскую ментальность как хорошо пригнанный патрон в оружейный ствол. И Запад на этом сыграл по полной программе. Запад вообще обожает играть на отрицательных чувствах национального характера в странах-интересантах. И теперь украинцы за все свои заблуждения относительно Запала платят страшную цену. И, похоже, будут платить еще долго. Потому что просто так плотно засевшие в сознании стереотипы (или искусственно внедренные в него) из этого сознания не выйдут. Разве что вся картина мира в их глазах перевернется.
– Но вернемся к нашим иранцам…
–Так вот, у иранцев этих стереотипов, этого преклонения перед Западом не было никогда. Более того – они совершенно искренне презирали Запад с точки зрения царящих в нем моральных ценностей. Не путать, кстати, с ценностями христианскими. Но персы считают, что подлинное христианство в массовое сознание западоидов так и не зашло. «Христос выгнал торговцев из храма, но не из душ и сердец европейцев» – есть у них такая поговорка. Именно на почве морально-нравственного неприятия и политическое руководство Ирана, и население в своей массе по сей день испытывает к США и Израилю экзистенциальную ненависть. «США – это большой Сатана, а Израиль – маленький» – так говорят в Иране. Персы никогда не употребляют слово Израиль даже вербально. В ходу у них другие фразы – «сионистское фашистское образование», «оккупационный режим», «израильская военщина» и так далее. Они, не мудрствуя лукаво, прямо называют израильтян фашистами. Я так понимаю, и Израиль, и США платят им той же монетой.
– Многие российские эксперты считают, что, если американцы переключатся на знакомый им Ближний Восток, они на какое-то время забудут об Украине.
– К счастью ли, к сожалению, но этого не будет. Во-первых, самих американцев хватит на все горячие точки в мире. Смотрите, какой они хаос на днях в Венесуэле устроили…
Второе. В Украину они вцепились мертвой бульдожьей хваткой и расходовать ее будут до последнего. Ну где еще на планете они найдут столько миллионов идиотов, готовых умирать у себя на родине, обслуживая американские интересы? Какой еще народ на Земле будет умирать за маленького злобного карлика? Вон грузины что-то не пошли у американцев на поводу. Не пойдут и друзы – на поводу у израильтян. Не поведутся на это и поляки с прибалтами. И только украинцы готовы устилать свою землю трупами, лишь бы американцам было хорошо.
Кроме того, эта война приносит колоссальную прибыль штатовскому ВПК. И от такой прибыли они просто так не откажутся. А если славянам так нравится убивать друг друга – так это их проблемы. Может, это забава у них такая. Так что кровавое шоу под названием «славянский самогеноцид» будет продолжаться. Да такого персонажа и не выбрали бы нигде на свете, кроме Украины. Тоже специфика национального хуторского характера и местной ментальности.
Кроме того, этот военный конфликт стал масштабным и воспроизводит сам себя. Остановить этот раскрученный маховик войны чрезвычайно трудно. Так что переключения рубильника эскалации с Незалэжной на Ближний Восток не произойдет.
– А что будет на Ближнем Востоке?
– Вялотекущие перестрелки, спорадические теракты, время от времени – артобстрелы, бесконечная возгонка животной ненависти. Все как всегда. Но только не большая война. Для этого есть русские и украинцы.
Михаил Лазарев
Фото: Стоп-кадр из видео / Zmaps.ru