Русские Вести

Берут на измор


В Латвии нарастает угроза гуманитарной катастрофы, нависшей над проживающими там пенсионерами, имеющими гражданство РФ. Речь идёт об уроженцах и многолетних жителях Латвийской Республики, которым она в 1991 году отказала в гражданстве. Многие из новоявленных неграждан впоследствии взяли гражданство России, сделав это с целью выживания – так они снова смогли получать более или менее достойные пенсии, поскольку Латвия аннулировала советский пенсионный стаж.

Изначально латвийские власти против такого положения дел не возражали, наделив новоиспечённых россиян постоянными видами на жительство. Но в 2022-м году латвийское государство изменило на ходу правила игры, аннулировав ВНЖ у почти 20 тысяч человек. Их поставили перед выбором – либо отъезд из страны, либо сдача экзаменов на новый вид на жительство. Однако сдать эти экзамены смогли далеко не все старики.

Первое, что должны сделать проживающие в Латвии пенсионеры с гражданством РФ – сдать экзамены и получить новые удостоверения, свидетельствующие о владении латышским языком. Все эти люди получили такие удостоверения ещё в 90-х – потому что без их наличия в Латвии нигде нельзя официально устроиться на работу. Но теперь те старые документы объявлены вышедшими из годности. Люди же, выйдя на пенсию, латышский язык банально позабыли. Дело в том, что в таких городах Латвии, как, например, Даугавпилс (95% населения которого русскоязычны), на латышском практически не с кем общаться, ибо доля «титульного населения» там крайне мала. Русские пенсионеры живут своим узким кругом, общаются, как правило, с людьми своего круга и национальности – неудивительно, что латышский они подзабыли.

У стариков, которым грозит выселение, и понимающих, что экзамен они не сдадут, уже наблюдаются проблемы со здоровьем из-за стресса. Юрист Карина Барткевич, проживающая в Резекне, поведала в соцсети: «Пожилые люди не спят ночами, пьют пачками таблетки, ходят по юристам на старости лет, пишут CV, фотографируются, заполняют анкеты с вопросами типа: "Чей Крым?", "Почему вы хотите остаться в Латвии?". Если я назначаю им на 12.00, то они приходят в 10.00. Поднимаются на четвёртый этаж и достают из своих кулёчков документы… И мы пишем: "Хочу остаться в Латвии, так как прожила тут пятьдесят лет. Пятьдесят лет я была замужем за гражданином Латвии, все мои дети и внуки граждане… Тут дорогие мне могилки… Прошу разрешить остаться в Латвии…"».

Запись на экзамены проводится онлайн – но многие из стариков, которым грозит выселение, элементарно не владеют азами компьютерной грамотности. Да и те из них, кто попытались сдать экзамен, справились с этой задачей далеко не все – из-за трудной письменной части, с которой совладает и не всякий латыш. Руководитель Государственного центра содержания образования Лиене Вороненко сообщила: «Большинство не сдаёт одну часть экзамена – проверку письменных навыков. В отдельных случаях мы видим, что мог бы быть более стабильным результат по чтению. Но письменная часть в большинстве случаев является главным аспектом, почему люди не проходят проверку». В этом плане повезло тем, кому исполнилось семьдесят пять лет – над такими стариками латвийские политики смилостивились и освободили их от языковых экзаменов.

В июле Латвию посетили несколько депутатов Европарламента – и неравнодушные активисты организовали их встречу с людьми, которым грозит выселение. Те, кто из латвийских россиян осмелился встретиться с ними, сообщили гостям из ЕП, что в своё время они, следуя абсолютно законной процедуре, приняли гражданство России. В большинстве случаев – для того, чтобы получать пенсию. Они сообщили, что их российская пенсия за квартал (три месяца) составляет, к примеру, 320-370 евро. При этом они должны оплатить 52 евро за экзамен по латышскому, 12,30 евро за то, чтобы узнать ответ по этому экзамену, и 70 евро за то, чтобы государство рассмотрело их документы на новый ВНЖ. Перспектива депортации в Россию вызывает у них страх – поскольку, как правило, близких родственников и знакомых в РФ у них нет, а ехать на «голое место», когда тебе под семьдесят, занятие не из приятных. 

Заговорили о том, что тех, кто не сдаст экзамен, после 1 сентября начнут силой выдворять из Латвии. Выглядеть это будет следующим образом: к дому пенсионера подъезжают силовики, насильно препровождают в машину, вывозят на границу с Россией и выталкивают туда: иди, мол, и делай что хочешь...

При этом, что интересно, грядущее выдворение русских стариков запретили называть «депортацией» – официальная госпропаганда всецело зарезервировала данный термин за событиями 1941-го и 1949 гг, когда коммунисты выслали из Латвии в Сибирь несколько десятков тысяч местного населения, которое они сочли «неблагонадежным». Латвийские идеологи язык стерли до костей, рассказывая об ужасах тех депортаций, а теперь что же получается – современная Латвия готова действовать вполне сталинскими методами? Нет, решительно запретим называть изгнание русских пенсионеров «депортацией»! Вполне себе провластный портал TVnet, допустивший употребление этого слова по отношению к происходящему сейчас с русскими стариками, оштрафован на 8 500 евро.

Между тем в интернете появились видеоролики, где на сдачу экзаменов несут прикованных к постели инвалидов – что вызвало у тех, кто стал свидетелями этого зрелища, гнев и отчаяние. Люди говорили, что не могут поверить тому, что подобное может происходить в одной из стран ЕС в XXI веке.

Но кого не удалось разжалобить этими роликами, так это латышских националистов. Они продолжают твердить, что «вату нужно вышвырнуть из Латвии» и уверяют, что это «постановочные съёмки», изготовленные, дескать, некими «агентами Кремля». А на днях стало известно, что в Риге арестовали врача-психиатра Марину Лосевич, которая выписывала старикам, которым грозит выселение, «липовые» справки о том, что они не могут пройти экзамен по состоянию здоровья…

Одной из тех, кто не побоялся вступиться за стариков, стала активистка из Даугавпилса Ольга Петкевич. Она, являющаяся по своей основной профессии журналисткой локального издания, записала уже несколько видеообращений к властям Латвии с просьбами оставить пенсионеров в покое. Петкевич рассказывала о них со слезами на глазах – под впечатлением от общения с этими перепуганными людьми, живущими последние месяцы в состоянии жёсткого стресса. «Я всегда учу своих детей никогда не обижать слабых. Самоутверждаться за счёт того, кто заведомо слабее тебя – это самое низкое, что можно делать в этой жизни. Я много раз приглашала тех, кто принял решение аннулировать ВНЖ для жителей с российскими паспортами, приехать в мой город и познакомиться лично с этими людьми. Посмотреть в глаза одинокой больной пенсионерке, которая получает нищенскую пенсию за сорок семь лет рабочего стажа, плачет и повторяет: "Что со мной будет?!" Я рассказываю ей варианты, пытаюсь поддержать, но она не понимает. Не слышит. Не понимает. Уже мысленно похоронила себя, что уж там…», – горько повествует активистка.

Заметим, что помимо сдачи языкового экзамена, старикам, если они не хотят лишиться права на проживание, необходимо заполнить анкету о «лояльности», где нужно «правильно» ответить на вопросы о том, «чей Крым?», одобряет или осуждает человек снос памятников советским воинам в Латвии, оказывал ли поддержку российской армии и т. д.

Люди, сопровождавшие пенсионеров на сдачу экзаменов, свидетельствуют, что необходимость заполнять эти анкеты стала для стариков особо тяжким испытанием. Очень трудно писать, что они согласны со сносом памятников советским солдатам – их собственным отцам. Старушки извиняются перед «павшими солдатиками», объясняя мёртвым, что им нужно дожить в родном доме, среди детей и внуков. Некоторые придумали сглаженную формулировку, с помощью которой пытаются уйти от прямых ответов на поставленные вопросы, пишут: «Доверяю по этим вопросам мнению латвийского правительства».

В начале августа поступила информация о том, что примерно шесть тысяч граждан РФ в следующем месяце должны получить письмо от государственного Управления по делам гражданства и миграции – с настоятельной «просьбой» покинуть Латвию.

Речь идёт о тех, кто даже не попытался пройти проверку на получение статуса постоянного жителя ЕС. Это, как правило, те люди, которые отчаялись заранее, решив, что сдать экзамен им не по силам. Нашлись среди них и фаталисты, решившие сохранять бездействие по принципу «будь, что будет». А одна 69-летняя женщина прямо сказала прессе: «Это неправильный, несправедливый и дискриминационный закон. Участвовать в этом – переступать через себя. Я не хочу и не буду». Что же касается тех, кто попытался сдать экзамен и не справился, то им государство согласилось предоставить отсрочку – на вторую попытку.

В последнее время некоторые из латвийских политиков спохватились и заговорили о том, что массовая депортация стариков больно ударит по международному имиджу Латвии. «Я думаю, что каждый здравомыслящий депутат и политик понимает, что приближается очень большая проблема, которую придётся решить. Я не думаю, что нам разрешат кого-то выдворять из Латвии. Евросоюз нас просто затопчет за это. Но всё-таки достаточно многие в Сейме этого не понимают», – рассуждает председатель парламентской комиссии по гражданству, миграции и сплочению общества Ингмар Лидака. Однако, в пику этому мнению, немало представителей правящей коалиции продолжают рассуждать, что, мол, «закон суров, но это закон» – и его надо исполнить. «Правящим политикам самим воевать на украинском фронте с российскими военными не хотелось, а вот наказать гражданских россиян здесь на месте – и приятно, и безопасно», – отмечает по этому поводу сопредседатель оппозиционного «Русского союза Латвии» Мирослав Митрофанов. Он добавляет, что если бы депортацию тысяч людей из Латвии можно было бы сделать незаметной, то вообще никакой реакции от западных правительств и международных организаций не последовало бы. По словам политика, россиян в настоящее время в Евросоюзе воспринимают как «угрозу».

Никто не хочет вникать в тот факт, что из Латвии выгоняют не иностранцев, а местных жителей, по разным причинам принявших российское гражданство. Однако единовременное насильственное выдворение тысяч человек незаметно пройти не может.

По мнению Митрофанова, теперь власти Латвии будут искать пути обхода препятствия, которое они сами же и соорудили на своём пути. Первые выдворения осенью будут точечными – редкими и направленными против тех отказников, которые не вызывают сострадания. Ставка будет сделана на принудительно-добровольный отъезд. Для этого будут применяться письменные напоминания, подкрепленные "взятием на измор". Использование этой средневековой тактики наиболее вероятно, – считает оппозиционер. – Из "отказника" гражданин РФ превращается в нелегала. Каковы последствия нелегального статуса? Сразу после 1 сентября или с небольшой задержкой замораживаются все латвийские банковские счета. Нелегал перестаёт получать пенсию и не сможет с латвийского счета в банке платить коммунальные платежи. Работающие граждане РФ из категории "отказников" с первого числа теряют работу».

Он считает, что в самом худшем положении окажутся те новоявленные «нелегалы», кто не имеет ни денег на счетах в банках ЕС, ни накоплений наличными, ни близких людей, готовых помочь финансово. «Таких одиноких и бедных нелегалов ждёт голод. Тот самый "измор". Он должен заставить их уехать в Россию, поскольку через какое-то время на новом месте жительства получение пенсии возобновится. И можно будет работать», – отмечает Мирослав Митрофанов.

Другой механизм «взятия на измор» – накопление долгов по коммунальным платежам. Уже через три месяца управляющая кампания или поставщики коммунальных услуг напрямую могут подать на должника в суд, а ещё через полгода забрать квартиру в счёт погашения долга. За это время, если платежи не возобновятся, может быть отключено электричество и газ. Угроза потери собственности – это рычаг давления, призванный заставить нелегалов выехать из Латвии. При этом необходимо отметить, что нелегалы будут лишены любой помощи от самоуправлений и смогут рассчитывать лишь на помощь частных лиц. Будет ли нелегалам, кроме кнута, предложен ещё и пряник? Нет. Никаких пособий на выезд государство не предлагает. Особо упрямых доставят до российской границы на машине погранохраны, считает Митрофанов.

У людей, которых постараются выдавить из страны, нет особой надежды на то, что можно будет отстоять свои права в суде. Сопредседатель «Русского союза Латвии призывает не верить тем оппозиционным политикам, которые обещают быстро решить вопрос через Европарламент.

«Жаловаться туда можно, но быстрого и обязательного решения Европарламент не примет. Тот, кто в это верит – наивный несчастный человек», – говорит Митрофанов. Он уверен, что «по отношению к тысячам нелегалов после 1-го сентября власти будут применять в основном меры экономического принуждения – брать на измор, голодом и холодом принуждая к отъезду из Латвии». А это значит, что властям России уже сейчас надо готовиться встретить этих людей, наших несчастных соотечественников: обеспечить им какой-то кров над головой и провести для них курсы адаптации к новым реалиям.

Автор: Виталий Лекомцев

Заглавное фото: bb.lv

Источник: www.stoletie.ru