Русские Вести

Афганистан: цена отвергнутой сделки


Очевидным признаком грядущей серьёзной трансформации внешней политики США стала произошедшая несколько дней назад отставка «главного вашингтонского ястреба» Джона Болтона, до недавнего времени занимавшего один из ключевых постов в американской системе власти — пост советника президента по национальной безопасности. О том, что за этим последует в целом, сейчас можно только гадать. Но уже сейчас понятно, что одной из причин его отставки стал фактический срыв т.н. «афганской сделки» - заключения мира в этой горной стране, переговоры о котором должны были пройти в Кэмп-Дэвиде в минувшее воскресенье. Сама эта сделка и её условия очень у многих вызывали и вызывают сомнение. Тем не менее, Дональд Трамп должен был встретиться там с афганским президентом Ашрафом Гани и с делегацией талибов, но, в итоге, не встретился  ни с теми, ни с другими.

Как и большинство подобных шагов вашингтонской администрации, предпринимаемых сейчас, этот явно был предпринят в рамках надвигающейся президентской кампании и имел скорее внутреннее, чем внешнее значение. Подоплёка здесь очевидна: существенная часть правящей ныне группировки американского политикума желает прекращения войны любой ценой и приобретения для себя лавров миротворцев. Но какова цена этого мира для самого Афганистана? Что для него самого означала бы сорвавшаяся «афганская сделка»?

Насилие

Сразу же после того, как стало известно о срыве переговоров с США, президент Афганистана Ашраф Гани высказал намерение всё равно пообщаться с Дональдом Трампом, отправившись в Вашингтон в ближайшее время. Он намеревался посетить столицу США на минувшей неделе, чтобы встретиться с американскими официальными лицами. Основные переговоры были запланированы на субботу, но, в итоге, и этот визит был отложен. Между тем, главный американский «мирный переговорщик» Залмай Халилзад посетил Катар, чтобы встретиться с официальными лицами талибов после того, как с переговорами в Кэмп-Дэвиде наступила ясность.

Оба эти шага были довольно неожиданными и произошли на фоне резкого обострения насилия в самом Афганистане. Когда афганское общество, и без того привычное ко многому, буквально содрогнулось от всплеска нападений талибов, произошедшего в Кабуле и в других городах страны, некоторые из которых были довольно кровавыми даже для Афганистана. Они начались ещё до срыва переговоров, когда Халилзад и другие официальные лица США объявляли, что мирное соглашение неизбежно. В результате нападений погибли десятки людей, а гражданское население было напугано, растеряно и разгневано.

Особую напряжённость вызывает то, что нападениям талибов подверглись шиитские общины в Кабуле, причём сделали они это в самый разгар месяца Мухаррам, ключевого для шиитов с религиозной точки зрения. Подобные демарши для региона не в новинку: боевики из движения "Талибан" и "Исламского государства" уже не раз нападали на мечети, мавзолеи и другие святыни и места, важные для шиитов во время Мухаррама в предыдущие годы.

По словам местных жителей, теперь все напуганы, никто не хочет идти на работу или отправлять своих детей в школу — ведь кто сказал, что взрывов больше не будет? В стране, где все друг другу родственники, произошедшие теракты, без преувеличения, коснулись каждого.

«Мы все надеялись на мир, но талибы хотят показать, что они сильны, убивая людей. Мы хотели бы провести выборы, но люди будут слишком бояться голосовать. Теперь все застопорилось. Мы снова не знаем, куда идти дальше», - говорит Камаль Хан, каменщик из Джалалабада, города, бывшего на острие этой войны ещё во времена советского военного присутствия.

Разочарование и тревога

После многих лет конфликта афганцы привыкли к страшной рутине городского насилия — тяжёлым ранам, нанесенным взрывчаткой, наспех вырытым могилам, регулярной стрельбе и взрывам на периферии слуха. Но растущее ожидание мира и планы проведения выборов в обозримой перспективе позволили людям впервые за последние десятилетия всерьёз представить себе жизнь без войны.

Теперь же противоречивые сигналы от талибов и американских чиновников, ожесточенная борьба среди афганской политической элиты за то, кто будет в дальнейшем вести переговоры с талибами, а так же сомнения ряда политиков относительно того, следует ли вообще проводить выборы, оставили многих афганцев в недоумении и тревоге.

«Это очень тревожный момент для афганцев. Они страдают от усилившегося насилия талибов, в то время как Вашингтон пытается завершить сделку, которую многие считают капитуляцией», - сказал Майкл Кугельман, региональный эксперт в Международном научном центре имени Вудро Вильсона в Вашингтоне. По его словам, афганское политическое руководство кажется нерешительным и разделенным в критический момент, когда до выборов осталось всего несколько недель. «Это полноценный беспорядок» - говорит он.

Одной из красноречивых иллюстраций разочарования афганцев стал произошедший в начале сентября теракт, в ходе которого талибы взорвали охраняемый комплекс для иностранных подрядчиков и посетителей на окраине Кабула. Представитель их движения заявил, что целью были «иностранные оккупанты», но большинство из 16 убитых были афганскими гражданскими лицами. Иностранцев из них было пятеро, в том числе румынский дипломат. После этого разъяренные местные жители окружили участок, крича, что иностранцы должны уйти, потому что толку от них всё равно никакого, но при этом они являются магнитом для нападений.

Уже через несколько дней после этого в результате взрыва заминированного автомобиля рядом с посольством США и штаб-квартирой афганской разведки погибли ещё 10 афганских гражданских лиц и двое военнослужащих НАТО, один из которых американец. Талибы также начали наступательные операции в дальней западной провинции Фарах и северо-восточной провинции Баглан, напоминая о своей боеспособности.

На фоне происходящего в стране, афганские официальные лица выразили серьезную озабоченность по поводу предложенной американцами «афганской сделки». По их мнению, она не дает достаточных гарантий того, что афганские гражданские лица и силы безопасности будут защищены, если американские войска уйдут, как это было бы согласовано данной сделкой в её нынешнем виде. Новый всплеск насилия усилил эту озабоченность и, как представляется, именно это стоит за настойчивым желанием Гани посетить Вашингтон.

На пороге хаоса

«Искать мира с этой группировкой, которая продолжает исповедовать убийство невинных людей как метод политической борьбы, бессмысленно», - сказал президент Гани перед тем, как о срыве «сделки» стало известно широко.

В то же время в управлении его страны хаос продолжает нарастать. На днях его ещё более усилило то, что глава афганского разведывательного управления был вынужден уйти в отставку практически одновременно с выступлением своего президента, после взрыва у посольства США в Кабуле и рейда афганской службы безопасности в Джалалабаде, в результате которого погибли гражданские и произошли протесты местного населения.

Критики внутри страны сразу же обвинили Ашрафа Гани в подстрекательстве к политическим беспорядкам и в том, что он настаивает на проведении выборов даже в нынешних опасных условиях в попытке подтвердить собственную власть. Другие обвиняли его правительство в том, что оно саботирует внутриафганские переговоры с лидерами талибов, которые должны были бы состояться в случае принятия «афганской сделки» по американским условиям.

Противоречивые заявления в самих США также усилили общественное замешательство и беспокойство по поводу предложенной американскими дипломатами сделки, которая, по сути, готовилась в тайне. Залмай Халилзад назвал её подготовку «позитивным шагом», а президент Трамп подчёркивал срочность вывода американских войск из страны. Но ключевые сенаторы-республиканцы и группа бывших американских дипломатов категорически предостерегли Дональда Трампа от поспешного ухода. Дипломаты указали на то, что Афганистан может снова рухнуть в гражданскую войну, если хотя бы некоторое количество войск не останутся, чтобы гарантировать мир, и если в итоге не будет подписано более сильное соглашение, окончательно расставляющее все точки над «i».

Тем временем, представитель талибов Сухайль Шахин написал в своём твиттере уже после всех заявлений президента Гани, что их группа провела встречи с Халилзадом, министром иностранных дел Катара Мухаммедом бен Абдулрахманом Аль-Тани и генералом армии США Остином «Скоттом» Миллером, командующим силами США в Афганистане. 

«Обе встречи были позитивными и обещают хорошие результаты», - написал он. Что ещё более поспособствовало росту напряжённости в стране. Отсутствие открытости в действиях правительства США относительно «афганской сделки», панические слухи распространились по всему афганскому обществу. Люди обеспокоены тем, что тысячи заключенных талибов могут быть освобождены, что в соглашении не будут прописаны права женщин, и особенно тем, что талибы будут ждать, пока не будут выведены тысячи американских войск, а затем безнаказанно откажутся от своих обещаний, занявшись тем, чего от них и ожидают — резнёй.

Видя возможность повторения катастрофической истории с выводом советских войск и всего, что за этим последовало, афганское общество находится на пороге хаоса. Люди напуганы. И справедливо это для всех страт общества: политиков, силовиков, простых граждан.

Напуганы не только проживающие в западном Кабуле представители религиозных и национальных меньшинств — хазарейцы и мусульмане-шииты. Напуганы и вполне рядовые жители афганской столицы, помнящие господство талибов. Напуганы афганские женщины, которые при талибах подвергались настолько жестокому террористическому подавлению, что это вызывало оторопь даже у представителей других исламистских режимов, и которые в последние годы получили много свобод благодаря деятельности нынешней первой леди Афганистана Рулы Гани.

Для них всех цена той сделки, которая, хоть и была отвергнута на данном этапе, но всё ещё не снята с повестки дня, может быть максимальной. И когда становится очевидно, что Америка, в угоду своим внутриполитическим интересам, хочет остановить войну (развязанную ею же много лет назад) любой ценой, фактически подарив Афганистан талибам, то надо понимать, что ту самую «любую цену» заплатить придётся именно им — простым гражданам этой страны, а так же той части её политической и силовой элиты, что когда-то поверила американцам. И верила им даже тогда, когда они, в угоду собственным политическим играм, не добили «Талибан», позволяя его сторонникам годами копить силы как в самом Афганистане, так и в сопредельном Пакистане.

А помимо них эту цену придётся заплатить другим странам региона, которые ещё помнят, каким рассадником исламского радикализма и откровенного терроризма (не говоря уж о наркотрафике) был Афганистан в период правления талибов. Впрочем, американских патронов «афганской сделки», надёжно отделённых от того, чему она может открыть дорогу, водами Атлантики, всё это вряд ли волнует. Что именно заставило их остановить её подготовку и реализацию, сейчас трудно сказать. Надолго ли она остановлена — вот единственный вопрос, который волнует сейчас и самих афганцев, и их соседей. Для тех и других это, возможно, вопрос жизни.

Павел Кухмиров