Законопроект об ускоренном отобрании детей расширяет возможности по отобранию детей. Об этом 23 июля заявила кандидат юридических наук, эксперт общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр на «нулевых чтениях» проекта федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Адвокат отметила, что законопроект предполагает, что вопрос об отобрании ребенка будет решать суд на закрытом заседании в течение 24 часов. Если суд должен решать этот вопрос в рамках «особого производства», то, по мнению эксперта, это исключает спор о праве. А в данном случае наличие двух спорящих сторон очевидно, поскольку ставится вопрос о праве родителя лично воспитывать своих детей.
Закрытость заседания также не позволит общественным организациям помочь родителям в отстаивании своих прав на воспитание ребенка. Юрист заявила, что изучила практику закрытых семейных судов в Германии, Австрии, Англии, США. Везде при их внедрении возникают аналогичные проблемы.
В частности, по словам адвоката, в книге «Черная книга югендамта» сотрудник семейных судов Германии рассказал, что семейные суды выносят решение о возможности родителей воспитывать детей исключительно на основании отзыва одного психолога. Поэтому судьбу ребенка сможет решить «любой жадный до денег психолог».
Кроме того, опыт западных стран показывает, что закрытые суды провоцируют правоохранителей и социальные службы использовать подложные доказательства.
Юрист также указала, что согласно проекту федерального закона ребенок может быть отобран у родителей даже при отсутствии их вины, а это нарушает конституционные права граждан.
«Отобрание ребенка должно быть связано только с виной родителя, определенной в полноценном судебном процессе лишения родительских прав. Но это не значит, что дети остаются беззащитными в экстренных ситуациях. В экстренных ситуациях приезжают правоохранители на место. Если родитель совершает посягательство уголовно-процессуальное он должен быть задержан, страдать должен не ребенок, а преступник! Ребенок должен быть передан родственнику — четко, и только если их нет — в социальное учреждение. Это законопроект совершенно никак не учитывает», — подчеркнула юрист.
Швабауэр также обратила внимание, что законопроект предполагает возможность анонимного отобрания детей.
Напомним, 23 июля в ОП РФ прошла общественная экспертиза («нулевые чтения») проекта федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за авторством председателя Комитета Госдумы РФ по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова и члена Совфеда Андрея Клишаса. Обсуждение проекта закона завершилось скандалом из-за того, что авторы законопроекта и его сторонники выступили и покинули слушания, не выслушав ни мнений, ни вопросов общественных организаций — противников закона.
Руководители ряда общественных организаций подписали открытое обращение против законопроекта, в котором дана юридическая оценка законопроекту. Авторы обращения считают, что проект может привести к злоупотреблениям и новым незаконным отобраниям детей, при этом родители и общественные организации будут серьезно ограничены в возможностях по противодействию отобранию детей.
Предложение пресс-службы Госдумы оценить новый законопроект вызвало острую полемику в Сети, при этом свыше 73% из 15 998 проголосовавших высказались в итоге против законопроекта.
Фото: Анна Швабауэр / Татьяна Барыбина © Красная Весна