Людмила Виноградова
Законопроект об ускоренном отобрании детей через суд обладает неискоренимым дефектом, поскольку возникает спор о правах детей и родителей, заявила член Совета при уполномоченном по правам ребенка в РФ, почетный судья в отставке Людмила Виноградова 23 июля на слушаниях законопроекта в Общественной палате РФ.
«Часть 3 ст. 263 ГПК РФ предусматривает, что „в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения“», — заявила Виноградова. «Таким образом, предлагается заведомо дефектная норма, поскольку не может отбираться ребёнок по решению суда у родителя, не лишённого родительских прав», — пояснила она.
Такую коллизию создает особый порядок рассмотрения дела в суде, предлагаемый в законопроекте. Также представленный законопроект ущемляет возможности родителей защищаться и отстаивать свою точку зрения, для вынесения решения суду не требуется ни рассматривать доказательства, ни привлекать экспертов. Не предусмотрено и выделение адвоката родителям.
Фактически, органам опеки и полиции не надо будет ничего доказывать суду, для того, чтобы отобрать ребенка. «Поскольку новая глава 38.1 ГПК РФ предусматривает изъятия из общего порядка рассмотрения гражданских дел, для рассмотрения заявлений об отобрании ребёнка из семьи никаких доказательств, свидетельских показаний и документов не требуется», — обратила внимание на изъяны предлагаемого законопроекта общественница.
По мнению Виноградовой, из двух пакетов законопроектов, меняющих порядок взаимодействия государственных органов с семьями, который были внесены в Государственную думу, наиболее проработанным является законопроект Елены Мизулиной. Он должен обсуждаться и приниматься, а законопроект, внесенный сенатором Клишасом совместно с другими законотворцами, следует отозвать.