Чтобы остановить ювенальную юстицию в России, надо прежде всего понять как она устроена.
Основные тезисы и исторические пункты ювенальной юстиции в России:
Начало внедрения ювенальной юстиции в России
В конце 90-х начались попытки узаконить систему ювенальной юстиции в России, сначала "в лоб" через соответствующий закон, потом, когда не прошло, через систему подзаконных Актов, идеологию, административные регламенты , продвигаемые фондами-грантоедами, лоббированием через центральный аппарат власти и регионы.
Основоположником борьбы с ювенальной юстицией в России является Ирина Яковлевна Медведева , детский психолог, публицист, член Союза Писателей , член правления Детского Фонда, член Совета при Уполномоченном по правам ребенка.
В соавторстве с Т.Л.Шишовой написано большое количество статей, книг, посвященных ювенальной юстиции и другим проблемам современного общества.
Недавно Детским Фондом Альберта Лиханова выпущен сборник из актуальных статей Медведевой-Шишовой « Детство в омуте лукавства, или С кем воюют «ювеналы».
Родительское сообщество, съезд
В течении этого времени движение против ювенальной юстиции приобретало сторонников, образовывались родительские организации и сообщества.
Прошел съезд родительской общественности в 2013 году в Колонном зале , организованный РВС (рук.Мамиконян М.Р.), на который пришел В.В.Путин и пообещал, что без всенародного обсуждения ЮЮ в России не будет.
Потом приняли, невзирая на протестующую общественность, 442 ФЗ "О соцобслуживании" , который во многом создает комфортные условия для ювенальной юстиции.
Декриминализация побоев,116 ст.УК
Первым законодательным закреплением ювенальной юстиции стала поправка 116 ст.УК (лето 2016 года), которую можно охарактеризовать как полный запрет телесных наказаний, на Западе существует давно.
Родительское Всероссийское Сопротивление, а также другие род.организации собрали 213 000 подписей против этого закона.
На пресс-конференции В.Путина 23 декабря 2016 года Элина Жгутова руководитель информационно-правозащитного центра "Иван Чай ( ivan4.ru) ,специализирующегося на борьбе с ювенальной юстицией ,соратник И.Я.Медведевой и М.Р. Мамиконян (РВС ) задала вопрос Президенту про 116 ст. и ювенальную юстицию в России.
Поручение Путина
3 января 2017 года Президент поручил Министерству соцтруда , УПР и Общественной Палате провести всесторонний анализ практики изъятия детей из семей на предмет правомерности.
Поручение должно быть выполнено до 1 марта.
На сегодняшний уже начались попытки фальсифицировать выводы, маргинализировать родительский протест и представить ситуацию не как систему, выстроенную за долгие годы и большие деньги , а как "кто-то кое где у нас порой...".Дескать, сейчас уволим несколько нерадивых сотрудников опеки в Магадане и ювенальной юстиции не будет.
На самом деле проведение подобного мониторинга - колоссальная работа в масштабах страны. Должны быть подняты все истории попадания детей в приюты и приемные семьи, документы, опрошены участники на предмет добровольности и отсутствия давления на них со стороны органов. Проведена инспекция финансирования всех отраслей семейной политики. Исследована методологическая и идеологическая база
Вот статья М.Мамиконян на эту тему "Большая стирка, или Как выполнить поручение Путина без профанации"
Семья Дель
История с семьей Дель обнажила сразу несколько граней ювенальной юстиции в России.
Манипуляторы и недалекие ревнители пытаются представить это как случай монохромный : "Так вот она какая - ювенальная юстиция!"
Но это не совсем так. Здесь как минимум четыре аспекта видения этой проблемы ювенальной юстиции, и каждая требует отдельного подхода.
И.Я.Медведева и Элина Жгутова вошли в комиссию ,выехавшую в Зеленоградский приют для опроса детей семьи Дель.
Консилиум при Департаменте соцзащиты практически единодушно принял решение вернуть детей семье Светланы и Михаила, решили соблюсти простую формальность - спросить о желании самих детей.
Сформировали две независимые группы психологов, которые в отдельных помещениях беседовали с детьми.
В результате родилось общее мнение , что детей лучше не возвращать в семью до выяснения всех обстоятельств.
Фейсбучно-инстаграмная тусовка мощной волной гнева накрыла всех участников выездной комиссии.
Вот интервью "Комсомолке" И.Медведевой и Э.Жгутовой
Статья в "Регнум" Э.Жгутовой на эту же тему "Дети как бизнес: защитники семьи Дель готовят протест?"
Тезисно можно так определить их позицию по данной истории:
1.Отобрание неправомерное, нужно судиться с полицией и опекой, как всегда (семья Дель отказалась от иска)
2. Родные и усыновленные дети не могут удерживаться в приюте без воли матери., это противозаконно, если она не лишена ,не ограничена в правах.Но Светлана САМА написала заявление в опеку на помещение детей в приют.Поэтому оставление детей в приюте было законным.Ей предлагали ночевать с детьми ,она отказалась.
3. По опекунским детям.Расторгать или не расторгать Договор опеки решает Департамент,исходя из условий выполнения/невыполнения пунктов этого договора.Мы не являемся третьей стороной договора, не можем принимать участие в этом.Прописаны условия передачи детей под опеку Дель.Нарушала или нет - должен разбираться департамент. Является ли выявленная пед.запущенность , нарушение режима ВИЧ больных, употребление просроченных лекарств, режима дня, сна , питания и т.д. и подтвердились ли эти факты решают участники Договора или суд, если они не пришли к единому решению в досудебном порядке.Не было психолого-педагогической экспертизы (ППЭ), было собеседование. Департамент волен принимать во внимание или не принимать мнение психологов. Психологи услышали от детей, что они возвращаться домой не хотят. Суд принимает только заключение ППЭ , составленное в установленном порядке.То есть нельзя говорить, что "психологи оставили детей в приюте"
4. Родительские наказания ,в том числе телесные, не должны квалифицироваться как побои по ст.116.С этим боролись и боремся и , кажется, пока успешно.
Опыт борьбы с ювенальной юстицией в России
Мы бы хотели добавить недостающие детали в пазл, который сложил для себя В.Соловьев, изучив семейную драму Светланы и Михаила Дель.Дополнить из своего богатого опыта.
Систематизировать опыт мы начали 2-3 года назад, за это время вернули в семьи более 40 детей ( суды, ремонты, досудебные урегулирования и пр) в Москве, информационно и дистанционно поддержали более 250 семей. (Мы - московский центр. Наши коллеги РВС- Родительское Всероссийское Сопротивление - имеющее филиалы в 67 регионах страны также вели системную работу и имеют более масштабные результаты.)
Все истории стараемся отражать на нашем сайте в разделе "Ювенальная юстиция".
Сделали мультфильм, доходчиво показывающий схему ювенальной юстиции в России.
Прежде всего мы бы хотели не допустить профанации поручения Президента и фальсификации итогов по завершению мониторинга .
Возможно, более широкая освещенность этой проблемы не позволит чиновникам уйти от ответственности и пересмотра всей семейной политики РФ.