Вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что органы опеки в их нынешнем виде не отвечают запросам общества, а единственный вариант исправить ситуацию — полностью распустить их, чтобы создать новые. Такое радикальное заявление он сделал в четверг в ходе рабочей встречи председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства с депутатами Госдумы.
«В нынешнем виде органы опеки реформировать невозможно, их можно только распустить и создать другую опеку. Опеку, которая действительно отвечала бы значению этого слова, защите интересов семьи со стороны государства. Вот этим будем заниматься системно, спокойно, без спешки», — подчеркнул Толстой. Он считает, что органы опеки сейчас — это «бюрократическая машина с абсолютно ювенальной идеологией, позаимствованной в 90-e годы в качестве западного карго-культа».
«Сегодня функционал службы опеки абсолютно не отвечает запросам общества. Наоборот, все их усилия, этих бывших учителей, бывших сотрудниц правоохранительных органов в маленьких городах и селах направлены на выполнение некоего плана по изъятию детей из семьи. Зачем нужны такие органы?», — сказал Толстой.
Он подчеркнул, что сотрудники органов опеки получают государственные средства «на компьютеры и новую мебель в своих офисах в зависимости от того, сколько детей они отберут из семей». Депутат уверен, что нет необходимости в функционировании органа, который невозможно реформировать.
«Уверен, что нам удастся остановить этот беспредел, когда государство в лице органов опеки вмешивается в дела семьи, когда изымаются дети из семей, когда рушатся человеческие судьбы в угоду мнимым показателям и цифрам в их отчетах», — подчеркнул Толстой.
Такое тревожное заявление вице-спикера Госдумы не случайно. Органы опеки в России уже давно подвергают самой жесткой критике. «В России в последнее время в поле зрения следователей стали попадать сотрудники органов опеки и попечительства, — пишет, например, «Российская газета». —Их все чаще привлекают к ответственности, в том числе и уголовной. Причины разные: с одной стороны, они не принимают своевременные меры, и малыши подвергаются смертельной опасности в опекунских и приемных семьях, а с другой — наоборот, чрезмерно контролируют родителей и изымают детей с полицией и скандалами».
Вот всего лишь один такой чудовищный случай, произошедший в поселке Тюльпанный Оренбургской области, когда специалисты органа опеки вместе с полицией отбирали четверых детей у многодетной матери, о котором рассказал газета.
Он стал широко известен только потому, что попал на видео. Там на женщину, защищавшую своих малышей, стражи порядка надели даже наручники, а потом еще и оштрафовали за неповиновение сотруднику полиции.А вся «вина» несчастной матери была в том, что в доме, который она приобрела на средства материнского капитала, в аварийном состоянии оказалась кровля. Поэтому глава Домбаровского района, где она живет, не придумал ничего лучшего, как вынести постановление и забрать детей. Чиновники рьяно выполняли задание. В региональной полиции, оправдываясь, пояснили: семья была под контролем социальных служб как неблагополучная. Однако соседи по поселку так не считают: обычная многодетная семья...
«Надо исходить из того, что семья живет в своих ценностных нормах. Ну, нет у нее нагромождения мебели, стиральных машин и телевизоров последних марок. Это не должно быть показанием к тому, чтобы в дом вламывались и определяли социальное благополучие на глазок, — прокомментировал случившееся известный детский правозащитник Александр Гезалов. — Я уверен, что органы опеки нужно реструктуризировать. Забрать у них монополию и эксклюзивность на работу с семьей… Есть мнение, что в детский дом попадают только из асоциальных семей. Далеко не так. Процентов 10-15 — это действительно маргинальные элементы, все остальные находятся по государственному недоразумению», —говорит правозащитник.
Лица, принимающие решения об изъятии, должны понимать, что за жесткие действия последует наказание, — считает Гезалов. — Потому что у нас фактически некого наказывать, когда случаются подобные инциденты.
Надо пересматривать законодательство в сфере поддержки семьи и реформировать органы опеки, в которой помимо изъятия появится юридическая и социальная поддержка семей. Чтобы у опеки не было эксклюзивного права творить то, что они сейчас творят. Еще очень важно отдать часть работ и услуг общественным организациям. Должна быть совместная работа, а не эксклюзивное право изымать детей в закрытой структуре.
«Работа этих ведомств имеет нарекания во всех регионах, где-то она просто превратилась в торговлю людьми, — считает депутат Госдумы Сергей Вострецов. — Бесплатно усыновить здорового ребенка сегодня практически невозможно. И в то же время опека умудряется не замечать действительно страшных ситуаций, когда дети в опасности. Немало вопросов и к финансовой стороне. Непонятно, почему родственникам обычно стараются навязать безвозмездные варианты опеки над детьми, потерявшими родителей. Например, бабушка-пенсионерка, родной человек, но ей может быть просто не на что растить внука. На что она будет его кормить?», — возмущается депутат.
«Органы опеки превратились в автономную структуру, которая выведена из-под контроля государства, — указывает в этой связи агентство «Царьград». — Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних больше похожа на круговую поруку людей, объединённых общими коммерческими интересами. Судьба сирот, детей и семей в трудной жизненной ситуации их вовсе не интересует».
Бьет тревогу уже и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Она тоже считает, что в России назрела острая необходимость реформировать органы опеки и попечительства. По ее мнению, инциденты, произошедшие недавно в российских семьях, показали, что нынешняя система опеки работает неэффективно.
«В последнее время произошел целый каскад ЧП, связанных с действиями или бездействием органов системы профилактики. Наши мониторинги, выезды в регионы, прокурорские проверки, работа следственных органов выявляют множественные системные сбои в деятельности органов опеки и попечительства, которые повлекли за собой грубые нарушения прав детей, в том числе тяжелые и необратимые последствия», — отметила омбудсмен в своем блоге.
Первое, что нужно сделать, — считает она, — это разработать концепцию реформирования с участием экспертов, общественных организаций, родительского сообщества, профильных министерств и ведомств — всех, кто работает сегодня, защищая семью и семейные ценности, — чтобы на этой основе выстроить четкие поэтапные шаги для изменения такого ключевого инструмента работы с семьей.
По ее словам, реформирование предполагает выстраивание «четкой и понятной вертикали управления, пересмотр приоритетности задач структуры, защита семьи, ее целостности должна быть главной и основной задачей». Кузнецова уже обратилась к президенту Владимиру Путину. «Мы предлагаем, — заявила она, — не ограничиваться точечными мерами или некоторыми мерами фрагментарного характера. Мы предлагаем реформирование системы органов опеки и попечительства»,— считает она.
С критикой системы опеки выступила уже и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Благодаря сложившемуся впечатлению у граждан службы опеки воспринимаются как бездушные, чуть ли не репрессивные структуры, некомпетентные, необоснованно изымающие детей из семей», — сказала она.
Но все эти заявление высокопоставленных лиц государства были сделаны… еще в прошлом году, и как видно, ничего в лучшую сторону пока так и не изменилось. Идут разговоры о реформах, а дети и семьи продолжают страдать. В этой связи вице-спикер Госдумы Толстой и выступил сегодня с таким радикальным заявлением — вообще упразднить эти, оказавшиеся недееспособными, органы, как гнилое наследие 90-х, и вместо них создать новую, эффективную систему заботы о детях и семье. Систему, основанную не на уродливой кальке с «западных ценностей», а соответствующую национальным традициям и ценностям России.
Андрей Соколов