Предлагаем ознакомиться с выдержкой из 300-страничного аналитического доклада РВС (Родительского Всероссийского Сопротивления).
К сожалению, антиювенальные заявления высших руководящих лиц РФ доходят не до всех чиновников в регионах и городах.
Поэтому остановить в нашей стране эту ползучую заразу, ювенальную юстицию, возможно лишь силами самих родителей. В том числе, обращаясь в РВС с целью использования накопленного организацией практического опыта борьбы с беззаконием на российском РЫНКЕ ДЕТЕЙ.
Если же кому-то проблема покажется надуманной, то таким людям невредно ознакомиться со статистикой и масштабами изъятия детей из немецких семей в Германии. Соотнеся население РФ и ФРГ, т.е. увеличить число изъятых немецких детей в 1,75 раза, пропорционально численности населения двух стран.
Это то ближайшее будущее, которое в случае пассивности родителей ожидает их детей и внуков.
Немецкая ужасающая статистика помещена в конце публикации.
*
Выводы:
1. С 2013 по 2016 г. Общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» удалось помочь в борьбе с незаконными действиями должностных лиц более чем 150 семьям.
2. Наибольшая заинтересованность зафиксирована в незаконном изъятии из семьи детей в возрасте от 0 до 3 лет.
3. Топ-10 регионов по числу обращений в РВС (в порядке убывания): Москва, Московская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Пермский край, Волгоградская область, Татарстан, Челябинская область, Ростовская область, Нижегородская область.
4. В 60% случаев при незаконном изъятии детей не выдается никаких документов.
5. 3/4 изъятий детей у опекунов включают нарушения прав на родственную опеку.
6. 44% обратившихся в РВС по поводу незаконного изъятия или угроз изъятия детей проживают в городах-миллионниках либо в центрах регионов России.
7. Четыре года работы РВС показали, что ювенальные технологии уже внедрены в России, хотя окончательно не узаконены.
8. Ювенальными технологиями охвачены практически все регионы страны.
Типичные ошибки и нарушения участников межведомственного взаимодействия в работе с российскими семьями
Причины злоупотребления участников межведомственного взаимодействия (предположения, основанные на практике)
Среди причин злоупотреблений правоприменителей, являющихся системными, а не случайными, эксперты РВС называют следующие.
1. Созданный в России «рынок» детей и высокий спрос на детей, который порождает корыстную заинтересованность в «передаче детей в семью» или в постановке семьи на обслуживание;
2. Заинтересованность в наполнении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (различных НКО: реабилитационных центров, Центров содействия устройству детей и др.), имеющих подушевое финансирование;
3. Непродуманные показатели работы соц. служб:
- заинтересованность (доплата) в объеме выявления неблагополучия приводят к излишнему рвению;
- объединение противоположных функций в единое ведомство приводят к конфликту интересов.
4. Незнание законов:
а) подмена законов сложившимися обычаями;
б) неразличение видов неблагополучия и их правовых режимов:
- «антисанитария»;
- «ненадлежащее выполнение обязанностей»;
- «невыполнение обязанностей»;
- «социально опасное положение»;
- «непосредственная угроза жизни и здоровью» при игнорировании слова «непосредственная»;
в) игнорирование родительского права (ст. 63, ст. 68 СК РФ) в пользу перестраховки.
5. Профессиональная деформация — неправильные психологические установки в отношении к семьям:
- установка на защиту детей вместо защиты семьи в целом;
- установка, что нужно найти ребенку родителей «получше».
6. Новые технологии социальной работы, созданные на гранты ювенальных фондов, не соответствующие законодательству.
Эти технологии аморальны и приносят страдания людям.
Виды злоупотреблений
1. Процесс выявления семейного неблагополучия
Сотрудники опеки чаще всего (по неграмотности или не считая нужным соблюдать закон) не различают виды неблагополучия и виды его выявления — выявление социально опасного положения (ст. 13 ФЗ-120) и выявление детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 ч. 1 СК РФ). В силу этого органы опеки участвуют в первом виде выявления, который не входит в их полномочия.
2. Процесс захвата детей
А. Органами полиции по ФЗ-120:
1) Сотрудники ПДН забирают с улицы не только безнадзорных (ст. 1 ФЗ-120 «контроль за поведением которого отсутствует», «вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей»).
Иногда очевидно, что сотрудники неправильно понимают, что значит «безнадзорный». Например, распространено объяснение «находился без законного представителя» (в том числе под это определение подпадают гуляющие на улице дети или даже подростки по дороге из театра).
2) Забирают из дома, когда безнадзорность ни при чем, то есть в присутствии членов семьи, при отсутствии доказательств ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, нередко фальсифицируя документы:
а) по признакам социально опасного положения, хотя это только основание для индивидуально-профилактической работы, а не для отобрания детей;
б) по субъективному ощущению неблагополучия, когда нет даже признаков социально опасного положения: например, если в доме беспорядок, родители выпившие, и т.п., то есть когда нет оснований говорить о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка;
в) по основаниям, отсутствующим в законодательстве, но взятым из методичек, несущих собственную, не узаконенную идеологию (и это нарушает требование ст. 8 ФЗ-120 о необходимости соблюдения Конвенции о правах ребенка; служащие отделов ПДН словно не знают, что согласно ст. 21 ч. 1 п. 1 неисполнение родителями обязанностей требует от сотрудников проведения с ними профилактической работы, а не изъятия детей);
г) проникают в дом, не глядя на несогласие жильцов, без должных оснований, без судебного постановления, в нарушение ст. 165
ч. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ со взломом дверей (в таких случаях усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 3 ст. 139 Уголовного кодекса РФ — «Нарушение неприкосновенности жилища, совершенные лицом с использованием своего служебного положения»; однако уголовные дела следственными органами не возбуждаются);
д) с применением физической силы к родственникам и опекунам;
ж) без разъяснения законным представителям несовершеннолетних их прав, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ;
з) с применением психологического воздействия на родителей — вторжение в квартиру с автоматчиками, удержание на руках вытащенного из постели ребенка до тех пор, пока родитель не подпишет требуемые документы.
Б. Опекой по ст. 77 Семейного кодекса РФ:
1) забирают не по постановлению главы администрации;
2) не оставляют Акта изъятия;
3) причина отобрания — не «непосредственная угроза», а просто неблагополучие, которое должно влечь или социальную помощь, или рассмотрение в КДНиЗП по ст. 5.35 КоАП РФ;
4) неправильно оформляют документы при проведении плановых и внеплановых осмотров мест проживания несовершеннолетних;
5) нередко фальсифицируют документы, отражая в актах обстоятельства, не соответствующие действительности, применяя оценочные определения, не регламентированные законами и подзаконными актами, такие как: «кошмарное состояние жилого помещения», «ужасная грязь в квартире, беспорядок», без расшифровки отмеченного, при этом «антисанитария» не подтверждается заключениями «санэпиднадзора» и чаще всего означает отсутствие ремонта в жилом помещении;
6) расширительно толкуют понятие «угроза жизни и здоровью» несовершеннолетнего», позволяющее изымать детей по надуманным основаниям.
3. Заключение детей в медицинское учреждение
1) Согласно ст. 18 ФЗ-120, больницы должны принимать заблудившихся, подкинутых, оставшихся без попечения. На практике же больницы принимают всех, кого привезет полиция, даже если за ними идет плачущая мать, то есть в ситуации, когда статус «оставшийся без попечения» ребенку еще не мог быть присвоен.
2) Как правило, это инфекционная больница, в которой запрещают посещения, ссылаясь на режим, не разрешают родителям и законным представителям оставаться в медицинском учреждении вместе с несовершеннолетними, нуждающимися в постоянном уходе, вопреки ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3) Администрация медицинских организаций не отдает детей родителям по их требованию даже по окончании «лечения» или в случае отсутствия необходимости в стационарном лечении (ст. 63, 68 СК РФ), отсылая в опеку.
4. Непередача детей под предварительную опеку родственникам
При изъятии детей обычно даже не рассматривается вопрос о целесообразности временного назначения опекуна или попечителя (тем более из числа родственников) вместо помещения ребенка в организацию для детей-сирот (ст. 12 ФЗ-48 «Об опеке и попечительстве»).
5. Невозвращение опекой детей родителям по их требованию (ст. 63, 68 СК РФ)
1) После отобрания ребенка статьи 63 и 68 Семейного кодекса РФ на практике не работают.
Органы опеки родителям выдвигают незаконные требования: собрать документы для возврата детей — «справки о благополучии», то есть об условиях проживания и уровне достатка, пропике, «белой» зарплате и пр. На основании справок сама опека дает или не дает заключение о целесообразности соблюдения закона.
2) В случае подачи опекой заявления в суд на лишение родительских прав отказываются вернуть детей родителям до суда, хотя фактически родители являются законными представителями своих детей, не лишенными по решению суда родительских прав.
6. Отсутствие реабилитационной работы с семьей
Для лишения прав, согласно постановлению Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», необходимо, чтобы были исчерпаны все меры для реабилитации семьи.
Чаще всего опека никаких мер не предпринимает или формально направляет родителей в какую-нибудь НКО для проведения с ними непонятно какой работы.
7. Поспешное присвоение статуса «оставшийся без попечения»
1) Устройство ребенка в приемную семью происходит без вынесения постановления органа опеки о признании ребенка оставшимся без попечения и до лишения родителей родительских прав.
2) При присвоении статуса оперируют тем, что мать ребенка «не забрала из учреждения», тогда как закон требует, чтобы она «отказалась забрать из учреждения». При этом мать бывает вполне доступна и даже хочет вернуть ребенка себе.
Фактически эта процедура является внесудебным лишением родительских прав, так как ею опека присваивает себе право устраивать ребенка по своему усмотрению.
8. Передача под опеку (в т.ч. в приемную семью) ребенка, чьи родители не лишены прав
1) передаются дети, чьи родители не лишены судом родительских прав и хотят воспитывать ребенка;
2) не отрабатываются родственные связи;
3) не отрабатывается приоритет усыновления перед опекой (ст. 124 ч. 1 СК РФ).
9. Выходы «на адрес» по доносам
Родители обвиняются в уголовном преступлении (жестоком обращении) не в уголовно-процессуальном порядке, а на основе методичек, несущих неузаконенную в РФ идеологию и терминологию («эмоциональное насилие», «психологическое насилие»).
10. Со стороны сотрудников детских учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений и преступлений, таких как детские дома и приюты, отмечены следующие нарушения:
1) запрещение свиданий с родителями, не лишенными родительских прав, другими близкими родственниками;
2) помещение анкеты ребенка, родители которого не лишены родительских прав, в федеральную базу со статусом «возможно усыновление»;
3) оформление документов для иностранного усыновления при наличии кровных родственников, проживающих на территории Российской Федерации;
4) удержание подростков в стенах приютов, несмотря на их желание покинуть приют и вернуться в семью;
5) отсутствие своевременных проверок семей опекунов.
11. Со стороны опекунов (не из числа родственников) установлено злоупотребление своими правами:
1) использование детского труда;
2) вовлечение в преступную деятельность.
Ниже - график изъятия детей из немецких семей Германии. Взят из того же доклада РВС.