Русские Вести

"А зачем вам их столько?"


Многодетная мать усилиями органов опеки лишилась десяти детей — их забрали в сиротские учреждения, потому что дома "было слишком тесно". Двое младших, родившихся уже после этого, тоже теперь рискуют оказаться в детдоме, включая новорождённого малыша. Вместо помощи "заботливые" чиновники делают всё, чтобы дети не вернулись домой: половину уже раздали приёмным родителям. О том, как "сиротпром" рушит многодетные семьи, читайте в материале Царьграда.

Семейная драма разыгралась в Новокузнецке. Отчаявшись самостоятельно добиться справедливости, к правозащитникам обратилась 34-летняя Анастасия Севрюкова, будучи беременной 12-м (!) ребёнком. Женщина умоляла помочь вернуть ей 10 старших детей, которых полтора года назад забрали органы опеки из-за того, что в квартире было тесно. За это время она родила 11-го ребёнка, а половину её отнятых детей успели раздать приёмным родителям. Под предлогом заботы многодетную семью насильно разделили, а мать, которая не была замечена в пьянках и рукоприкладстве, лишили родительских прав. Как такое возможно?

"Ей ставили в вину бедность"

В Новокузнецк многодетная мама переехала в 2020-м по приглашению гражданского мужа. Вместе с детьми жили в съёмной "трёшке", но через два года мужчина умер. Последние несколько лет Анастасия была в зоне особого внимания органов опеки. Ей регулярно делали замечания: то дома не убрано, то дети пришли в школу плохо одетые. После смерти мужа она воспитывала 10 детей одна, в апреле 2023 года в квартире шёл ремонт, и был беспорядок — справляться с этим одной было непросто.

Я не понимаю, почему ко мне цеплялись. Я не пила и детей пальцем не трогала, ни одного акта об этом нет. Опеку не устраивали жилищные условия, но не скажу, что детям было тесно. К нам неоднократно приходили домой, делали замечания о том, что идёт ремонт и у детей плохие условия. Я исправляла ситуацию, у нас было чисто, но их это не устраивало,

— поделилась Анастасия.

Каждый раз опека составляла акты обследования, в которых мать не расписывалась. Но в итоге её всё равно привлекали к ответственности за неисполнение родительских обязанностей: то кто-то не очень опрятно выглядел, то гулял рядом с домом один. Но фактически за этими формулировками скрывается только одна претензия: по мнению чиновников, Анастасия слишком бедна, чтобы воспитывать столько детей.

Юрист Алексей Мухин, который на общественных началах взялся помочь вернуть детей, подтвердил Царьграду, что реальных оснований для лишения Анастасии родительских прав не было:

Нет ни одного протокола привлечения её к ответственности за избиение детей или пьянку. Ей ставили в вину бедность. Основанием послужило в основном то, что она одна воспитывала детей, не справлялась, дома было грязно, дети неопрятные, спальных мест не хватало. Но у неё трудная ситуация была, муж больной, лежачий, она ещё и за ним ухаживала при таком количестве детей. А опека за всё подряд цеплялась, не понравились жилищные условия.

Детей забрали 7 апреля 2023 года, а через семь месяцев их мать лишили родительских прав. Причём только её, так как у всех в свидетельстве о рождении в графе "отец" стоит прочерк. Братья и сёстры, росшие вместе, были распределены в разные детские дома, что стало для них огромным стрессом. Старшей дочке на тот момент было 13 лет, самому младшему сыну не исполнилось ещё и года.

"Вам какая разница, куда ваши дети уехали?"

После того как многодетную мать неоднократно привлекли к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей) — в основном за то, что дома, со слов опеки, якобы не убрано и антисанитария, а дети выглядят неопрятно, — бороться с таким "катком" можно было только с юристом. Но у Анастасии на это не было денег.

Всех десятерых Анастасия после суда навещала, пока половину из них не раздали в приёмные семьи. Долгое время она даже не знала, где они находятся. Когда за дело взялся юрист, выяснилось, что одного ребёнка усыновили (опека не сообщает его местонахождение), а ещё четверых переправили опекунам в разные города. Матери даже не сообщили, куда именно. И тем более что она имеет право общаться с детьми, которых передали под опеку в другие семьи.

В Центральном районе мне в опеке сказали: "Вам какая разница, куда ваши дети уехали?". А я очень люблю своих детей и хочу их вернуть,

— говорит Анастасия.

На данный момент она снова замужем — пытается наладить быт. Родила ещё двоих (самый младший появился на свет 26 мая). Муж обещает помогать со всеми детьми и растить их вместе, если удастся вернуть остальных. Супруги переехали в другой район, живут в частном доме, улучшили жилищные условия. Муж Анастасии планирует продать свою квартиру, чтобы купить большой дом для всей семьи, где хватит места для 12 детей.

Сейчас в суде рассматривается исковое заявление Анастасии о восстановлении её в родительских правах в отношении всех десятерых детей. В документах указано, что мать не употребляет спиртное и может воспитывать детей, имеет постоянное место жительства, дома у неё чисто, есть спальные места для всех детей.

Её муж вошёл в процесс третьим лицом и заявил, что готов заботиться обо всех детях — он не разделяет своих и чужих. Мужчина хорошо зарабатывает (порядка 90 тысяч рублей в месяц) и намерен выплачивать долг своей супруги по алиментам — за полтора года, пока она была лишена родительских прав, задолженность достигла больше миллиона рублей. После возвращения 10 детей многодетной семье будут положены приличные пособия, так что на жизнь им денег должно хватить.

Из роддома ехать некуда

На 5 июня многодетная мама с новорождённым сыном находилась в больнице, 6 июня их собирались переводить в кризисный центр — временно, пока отец семейства ищет съёмное жильё. Пока же он вместе с ещё одним сыном, которому 1 год и 2 месяца, живёт у знакомых:

Пока я лежала в больнице, хозяйка продала дом и сказала нам съехать. Муж вещи вывез оттуда, а найти другое жильё сразу не смог. И вот теперь у нас проблема — меня не выписывают, и он живёт у знакомых. Меня держит здесь опека. С ребёнком всё нормально,

— поделилась она.

Две недели назад до родов она навещала пятерых детей в детском доме Новокузнецка, они просятся домой, спрашивают, когда она их заберёт. Остальные отданы в приёмные семьи: двое вывезены к опекунам в подмосковное Раменское, двое — под опекой в Прокопьевске (Кемеровская область), а про ещё одну девочку (ей три года) так ничего выяснить и не удалось — суд наотрез отказывается предоставлять информацию, потому что её якобы удочерили. Кстати, если дети находятся на возмездной опеке, опекуны получают на них неплохие выплаты от государства. В то время как родная мать кругом должна и вынуждена доказывать в суде, что справится с их воспитанием.

После того как мои дети уехали в другие семьи, работники опеки, которые лишали меня родительских прав, быстро уволились. Я думаю, это неспроста. И хотя мне сказали, что это по семейным обстоятельствам, я в это не верю. Скорее всего, это была продажа моих детей. Меня лишили прав в конце 2023 года, а в мае 2024-го дети уже уехали в семьи — они ещё года не пробыли в детском доме. Нынешняя новокузнецкая опека вроде бы не против вернуть мне детей,

— поделилась Анастасия в беседе с Царьградом.

Юрист Алексей Мухин подчеркнул, что самое главное, чтобы остальных детей не успели усыновить или удочерить, пока идёт суд, иначе вернуть их обратно будет практически нереально. Он уверен, что у Анастасии есть все основания для восстановления родительских прав, поэтому мать намерена добиваться возвращения всех без исключения детей. По этому делу состоялось уже три заседания суда, но рассмотрение приостановили, чтобы сделать акт обследования жилищно-бытовых условий. По словам юриста, опека ведёт себя своеобразно. Например, интересуется: а зачем вам столько детей?

Это касается каждого!

Как пояснил в разговоре с Царьградом юрист Алексей Мухин, по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях России можно привлечь родителей за что угодно. Например, за то, что ребёнок неухоженный и выглядит грязно, гуляет один или далеко от дома, в холодильнике нет еды, дома нет ремонта, а у мамы долги по ЖКХ и за многое другое.

По этой статье в основном привлекают семьи, которые относятся к малоимущим. Наказание — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Казалось бы, какой маленький штраф, выплачу, думают родители. Они редко обжалуют данное постановление, хотя в суде его вполне реально отменить. Не все понимают, какие последствия могут ожидать в будущем,

— предупреждает юрист.

Если семья попала в поле зрения органов опеки или ПДН, начнутся постоянные хождения домой, вызовы на комиссию по делам несовершеннолетних и, как правило, привлечение по статье 5.35. А после пяти постановлений органы начинают собирать материал на лишение родительских прав (но не всегда). Если родителя привлекали неоднократно, то вполне вероятно, что могут изъять детей и поставить семью на профилактический учёт, а потом можно получить исковое заявление о лишении или ограничении в родительских правах.

У наших предков в семьях всегда было по 8-10 детей. И раньше не было такого, чтобы их забирали из семьи, потому что в доме мало места. Если вы себя вспомните в юности, кто родился в 1990-е годы, мы гуляли от дома за несколько километров. Просто тогда опека не включала такую машину "правосудия" — забирать за всё подряд детей,

— констатирует юрист.

Добро во имя зла?

Как рассказала глава правозащитного центра "Иван-чай" Элина Жгутова, опека намерена стоять на своём и детей возвращать не хочет, включая новорождённого:

Настя родила 26 мая своего двенадцатого ребёнка, но квартиру, в которой они проживали с мужем, хозяева продали. Теперь опека не хочет отдавать новорождённого, поскольку у Насти пока нет жилья, из роддома его не отдают, потому что у семьи временно нет крова. Я говорила с опекой, услышала, что я "хочу сделать добро во имя зла". Мне было что на это возразить. Правда, потом опека побежала жаловаться на меня.

Правозащитница настаивает, что если родители живут за чертой бедности, государство должно помогать им воспитывать детей в родной семье, а не забирать малышей от родителей. Тем не менее подопечными правозащитного центра "Иван-чай" часто становятся многодетные родители, у которых нет зависимости от алкоголя и наркотиков.

Вернуть отобранного ребёнка в семью в среднем составляет около 2 млн рублей (погашение алиментов, юридические расходы, аренда жилья, поездки к детям, покупка необходимых вещей и бытовой техники), а процесс растягивается на два года. И пока русские борются за своих детей против "сиротпрома", семьи мигрантов получают от государства жилищные сертификаты и прочую поддержку. А это точно государственная политика, направленная на сбережение семьи?

Сейчас неравнодушные жители Сибири собирают деньги, чтобы помочь Анастасии погасить долги, решить жилищный вопрос и вернуть детей. Есть надежда и на то, что этой семье поможет губернатор Кемеровской области, как это происходило в других регионах, где по вине опеки случались подобные прецеденты.

Напомним, в Приморском крае из многодетной семьи изъяли пятерых детей из-за стеснённых бытовых условий. Мальчики и девочки жили в одной комнате, не имели отдельных кроватей и места под письменный стол, при этом мама была беременна шестым ребёнком. После широкой огласки подключились общественники и власть, детей в семью вернули. Есть надежда, что и в Кузбассе максимально бережно отнесутся к многодетной маме, которая любит своих детей и хочет их вернуть.

"Сиротпром" против здравого смысла

В России почётное звание "мать-героиня" — это высшая награда для женщин, которые воспитывают десять и более детей. Анастасия могла бы быть одной из них, но вместо этого её детей раскидали по стране, прикрываясь заботой об их же благе. Да, она не совершенство. А где вы видели идеальную мать, кроме глянцевых журналов? Но эта женщина сделала для демографии своей страны больше, чем многие её ровесницы. И она мать, которая хочет вернуть своих детей. Мать, которая попала в сложную жизненную ситуацию: её не топить надо, а помочь. Тем более проблема только в бытовых условиях.

Драматизм ситуации в том, что такие случаи не единичны. Это система: в России затраты государства на ребёнка в детдоме в 13 раз больше, чем помощь многодетным семьям. Комментируя истории отъёма детей у родных родителей, основатель Царьграда Константин Малофеев неоднократно отмечал, что обеспечение сирот — это не социальная забота, а конвейер:

Конвейер слёз и детского горя. "Сиротпром". Органы опеки и детские дома работают в связке. Одни обеспечивают бесперебойную поставку детей, другие их содержание в современном концлагере с цветочками на стенах и решётками на окнах. Все ради того, чтобы у тысяч этих тётенек из опеки, надзирателей и охранников была работа со стабильной бюджетной зарплатой и льготами.

"Сиротпром", сформированный в России в 1990-е годы бездумным копированием европейской юстиции, был основан на том принципе, что государство лучше, чем родители, знает, как растить детей. Поэтому опека имела право зайти домой и отобрать детей из семьи за полчаса. Процесс возврата может тянуться годами. "Сиротпром" — циничный бизнес, который уничтожает личность. Ежегодно государство тратит десятки миллиардов рублей на содержание детей в таких учреждениях, в то время как обычные многодетные семьи, которые как раз нередко и становятся объектами нападок опекунских служб, получают в сравнении с этими суммами сущие гроши.

Что с того?

Детский дом не может быть лучше семьи, и сейчас государство взяло совершенно иной другой курс — на сбережение родной семьи.

2 июня президент Владимир Путин принял в Кремле уполномоченную по правам ребёнка Марию Львову-Белову, которая де-факто объявила самый настоящий бой "сиротпрому". Сфере, где в обороте не только миллиарды, но и — это главное – судьбы десятков тысяч детей. На встрече с Владимиром Путиным детский омбудсмен рассказала, что 25% детей находятся в детских домах необоснованно. Однако за минувший год сотни семей смогли воссоединиться и вновь обрести друг друга.

Решение президента поддержать предложение Марии Алексеевны о создании Всероссийской службы помощи семье — это то, чего много лет добивались просемейные общественные организации. И это в корне переворачивает политику в отношении семьи с головы на ноги. Семья становится в центр государственного внимания и заботы — помогать надо всей семье, не разлучая детей с мамами и папами. Дети должны оставаться дома!

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ

Источник: tsargrad.tv