В мире ежегодно добывается 3 триллиона 670 миллиардов кубометров природного газа. В сжиженном виде транспортируется и реализуется около 10% от данного исполинского объема – 352 млрд. м3 в 2016 году. Разумеется, трубопроводная доставка газа существенно экономичнее и надёжнее, отличается долгосрочной предсказуемостью, взаимозависимостью покупателя и продавца на технологическом уровне.
Выражаясь спортивной терминологией, СПГ имеет преимущество на длинных дистанциях, нуждается в оборудовании только для старта и финиша, связывает продавца с покупателем контрактными обязательствами. При всём мастерстве опытных юристов разорвать таковые обязательства несколько проще, чем законопатить трансконтинентальный газопровод из-за спора хозяйствующих субъектов. По крайней мере, об отказе получать газ по уже имеющейся традиционной инфраструктуре ничего не известно. Случаи же пересмотра маршрутов СПГ-танкеров исчисляются десятками. Как и споры в арбитражах и судах между покупателями и продавцами сжиженного товара.
Тем не менее востребованность СПГ на мировом рынке растёт. Об этом убедительно свидетельствует двукратный рост реализуемых объёмов за 10 лет. Со 176 млрд. м3 в 2004 году до 340 млрд. м3 в 2013 году. Последние три года темпы роста существенно снизились, что объясняется падением мировых цен на нефть. Газ трубопроводной доставки зависим от стоимости барреля в большей степени, чем его сжиженный аналог. Соответственно увеличился ценовой разрыв между ними. Однако многие страны вынуждены покупать именно СПГ, эта тенденция имеет долгосрочный и безальтернативный характер.
К 2040 году ожидается рост мировых потребностей в газе на 35-40%, производство СПГ вырастет на 70-75% от нынешних показателей.
В декабре 2017 года Россия увеличила производство своего сжиженного газа сразу в полтора раза – с 15 до 22.5 млрд. м3 – благодаря запуску первой очереди нового завода на Ямале. Суммарное значение инвестиций составило 27 млрд. $. Полным ходом продолжается строительство второй и третьей линии арктического предприятия в зоне вечной мерзлоты.
Как и первый подобный завод в РФ (Сахалин-2), сжиженный газ из Арктики будет поставляться преимущественно на азиатские рынки. По Северному морскому пути, с расширяющимся календарём навигации, с использованием отечественного танкерного флота. Хотя первый газовоз с Ямала направился в Великобританию, демонстрируя гибкость возможных маршрутов и ценовой политики.
После выхода Ямал СПГ на проектную мощность (22 млрд. м3) Россия станет третьим производителем сжиженного газа в мире. В различных стадиях реализации – ещё несколько крупных заводов по производству и отгрузке сжиженных газов в РФ. В порту Усть-Луга уже загружаются танкеры – правда, не метаном, а пропаном и бутаном. Идут работы на Печорском, Владивостокском и Балтийском СПГ, на Гдынском полуострове в устье Оби, планируется расширение проекта Сахалин-2.
В течение ближайших пяти лет вполне реально достичь уровня 70-80 млрд. м3 сжиженного газа, доставляемых из России в любую страну с приёмным терминалом и потребностями во взаимовыгодном сотрудничестве.
Почему СПГ так важен, если трубопроводные поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье существенно выше – около 180 млрд. м3 в минувшем году и не менее 190 млрд. м3 в году нынешнем? Если строится «Сила Сибири» мощностью ещё 30 млрд. м3 в год? Если сжиженный газ требует заметно больших инвестиций и обладает скромной нормой прибыли по сравнению с газом традиционным?
Прежде всего, потому что нельзя хранить все яйца в одной корзине. Сколь бы надёжной, вместительной и привычной эта корзина не была. Потому что следует внимательно смотреть за состоянием «корзин» у конкурентов и за глобальными тенденциями на мировом энергетическом рынке. Потому что диверсификация «корзин» способна приносить существенную выгоду стране не только в энергетике.
Восьмёрка стран-лидеров по экспорту СПГ выглядит следующим образом. Точнее, выглядела до запуска завода на Ямале:
На первом месте и пока вне конкуренции Катар со 107 млрд. м3 в год.
Второе-третье место делят Австралия и Малайзия, 39 и 35 млрд. ежегодных кубометров соответственно.
Далее располагается Нигерия (27,5 млрд. м³), Индонезия (21 млрд. м³), Тринидад и Тобаго (17), Алжир (16).
Далеко не все крупные поставщики сжиженного газа на мировой рынок обладают ресурсной базой для его добычи – даже в имеющихся количествах и на среднесрочную перспективу. Собственно, объёмы многих экспортёров давно не растут, а геологоразведочные изыскания не приносят долгожданных открытий. Доказанные газовые запасы на карибских островах Тринидада и Тобаго – 350 млрд. м3. В Малайзии 2.6 трлн. м3, в Нигерии 2.9, Австралии 3.6.
Кроме того, значительная часть газовой добычи используется самими государствами либо реализуется ближайшим соседям. Тот же мировой лидер Катар около 70 млрд. м3 поставляет в ОАЭ по свежепостроенному трубопроводу.
В России только доказанных запасов природного газа – 50 трлн. м3. Это больше, чем у всей названной восьмёрки СПГ-лидеров. Это наше природное преимущество, которое необходимо рачительно реализовать.
Потребности азиатских стран-импортёров СПГ растут ошеломительными темпами. Япония после фукусимской катастрофы не решается восстанавливать атомную генерацию и потребляет свыше 120 млрд. м3 СПГ ежегодно. Южная Корея завозит 45 млрд. м3 и с несколькими действующими АЭС. Бурный рост экономики и демографии в Китае, Индии, Вьетнаме, Таиланде нуждается в растущем количестве энергетических ресурсов.
Каждая из названных стран старается законтрактовать сжиженный газ до его выхода на рынок. Все объёмы Сахалина-2 идут в Японию и Южную Корею по принципу «Сколько ни дай, всё мало». Газ с Ямала тоже расписан по потребителям, в том числе газ со строящихся второй и третьей очереди полярного предприятия.
Как отметил президент России В. В. Путин, посетивший Ямал СПГ 8 декабря 2017 года, «ввод в эксплуатацию этого завода необходим не только для разработки природных ресурсов, но и для развития Арктики, а также всего Северного морского пути».
Валютный приток обеспечит устойчивость развития российской энергетики и программ по освоению Арктики. О безопасности развития Россия уже позаботилась – арктическая группировка ВС РФ восстановила многие базы, аэродромы и опорные пункты на Севморпути. На дальневосточных верфях сооружаются сразу 10 танкеров ледового класса для экспорта российских углеводородов по различным направлениям.
Как известно, в Европе имеется несколько десятков СПГ-терминалов. Их загруженность колеблется от 17 до 32% на протяжении многих лет, но при этом строятся и проектируются новые (в Польше, в Хорватии, в Словении и т.д.). Доставка сжиженного газа из России по длине маршрута сопоставима с алжирскими поставками и многократно короче рейсов из Нигерии, США или Тринидада. Природных залежей в РФ и запускаемых заводов СПГ хватит с избытком – как на обеспечение текущих и планируемых европейских потребностей, так и для долгосрочных поставок по иным направлениям.
При желании можно и PR-обеспечить, по образцу некой американской компании. Возившей сжиженный пропан и бутан из российской Усть-Луги в Бельгию и Нидерланды под звёздно-полосатым флагом. Реверсная маскировка на море реализуется ещё лучше, чем на суше.