Огромное место в русской культуре девятнадцатого века занимали так называемые "военные картонажные игры", которые печатались в логографических мастерских. В состав игр входили расчётные таблицы, совсем как в современных настольных стратегиях типа "Блицкрига". Для офицеров и для гимназистов игра в полководцев по таблицам была примерно тем же, чем в гиперинформационном обществе являются качественные онлайн - стратегии для думающих людей.
Для тех, кто желал рубиться в короткую партию с пользой для ума,Шоттен и Липницкий придумали во второй половине ХIХ века замечательную игру "Наполеон", где по картонному полю одинокая чёрная шашка, символизирующая армию Наполеона Бонапарта, пыталась уйти от шашек, - русских корпусов. Ячейки для ходов на игровом имели названия населённых пунктов, где происходили ключевые сражения кампании 12-го года. Существовало много картонажных игр на тему войн, и простых, и более сложных, привязанных к географическим координатам и местам сражений. При желании и остром уме, можно было сводить оловянных солдатиков в корпуса, и давать баталии, условившись с оппонентом, относительно дистанции хода и дальности боя. В этом качестве правила подобных игр дожили и до нашего времени, практически без изменений, разве что масштаб фигурок уменьшился до 1:72; 1:100, да и материал сменился с олова на пластик.
Помимо настольных картонажных игр, в кают-компаниях боевых кораблей, офицеры, свободные от вахты коротали свободное время за увлекательнейшей настольной стратегической игрой, смысл которой был в маневрировании судами, чтобы занять диспозицию и дать противнику бой на выгодных условиях. Для игры требовался лист бумаги, два карандаша и линейка. В зависимости от пожеланий офицеров, кораблям присваивались различные характеристики, различная огневая мощь и различное количество попаданий, необходимых для уничтожения того или иного судна. Учитывались потеря в скорости при смене курса, и многое другое. Корабли изображались символически - чёрточками. Данная игра была проста, не требовала специальных таблиц и свода правил, так как механизм подсчёта очков находился в головах игроков. Подобного рода времяпрепровождение давало пищу для пытливых умов, а игра являла собой прекрасный эмулятор морских баталий, который, к тому же, не стоила ни копейки. Дополнять правила и приводить в соответствие с современными требованиями можно было элементарно, - меняя показатели ТТХ юнитов.
В советское время фабрики выпускали много различных интересных тематических и увлекательных и развивающих игрушек. Достаточно вспомнить восхитительный "Эрудит" и многочисленные логические игры.
Среди множества настольных игр существовал целый пласт игр, которые попадали в категорию военные "стратегии", и в категорию "симуляторы".
Вот как выглядел симулятор работы экипажа бомбардировочной авиации под названием "Цель поражена":
На нижнюю часть коробки, на которой была нарисована карта с отметками целей, надевалась крыша, изображающая земную поверхность с высоты птичьего полёта. Точка старта была маркирована. Игрок вытаскивал из стопки карточку с координатами цели. В игровой набор входила фишка с магнитом, изображающая самолёт, и шарик, который играл роль бомбы. Пользуясь измерительной шкалой и картушкой компаса, игрок самостоятельно высчитывал азимуты и дистанцию на отрезках маршрута, ведя фишку - (самолёт с бомбой - шариком), к точке, над которой необходимо было сбросить бомбовый груз. Саму цель игрок не видел, полагаясь только на точный расчёт по координатам. И вот когда "бомбардировщик" находился, по расчётам игрока, над целью, игрок производил "сброс". Если расчёт курса был сделан точно, - шарик звонко попадал в "цель". Игра, помимо своей увлекательности, давала школьнику общие представления о движении объекта по заданному маршруту, учила работать с азимутами и пеленгами, давала понятие о масштабах и номенклатуре карт.
Были интересные игры и для любителей морской тематики: увлекательные "морские маневры", где два современных флота сражались друг с другом за превосходство в тёплых морях.
Ходить нужно было, исходя из тактико-технических характеристик кораблей и подводных лодок по клетчатому полю, маневрируя между морских мин, что давало многообразие различных комбинаций и по механике игры немного напоминало шахматы.
Была также и очень неплохая познавательная игра "Завтра уходим в море", где упор ставился на там, что игрок будет овладевать навыками работы с морскими узлами, морскими терминами, разбираться в типах кораблей, изучать знаки флажками и осваивать азбуку Морзе. На мой взгляд, "Уходим в море" хороша была, например, для таких организаций как КЮМ (клуб юного моряка), так как для осваивания некоторых премудростей требовался совет опытного моряка. Помню, как мы с соседом по лестничной площадке рубились в такие игры как "Разведчик и дозор", "Воздушные маневры".
Для любителей танкового экшна существовала игра "Танки идут". На игровой карте были четыре маршрута, по которым друг на встречу другу двигались четыре танка. Движение зависело от выпавших значений на игровом кубике. В процессе игры танк мог быть атакован с воздуха штурмовиком, а штурмовик, в свою очередь мог нарваться на ПВО. Фишки, символизирующие ракеты ПВО имели с тыльной стороны маркировку: «цель поражена» и «промах». Танк мог наехать на вражескую мину, в этом случае, вариантов, написанных с обратной стороны мины, было три: «лёгкое повреждение», «уничтожен» и «не сработала мина». Комбинируя выпавшие на кубике значения и возможные варианты ходов, игрок выстраивал для себя алгоритм победы над оппонентом.
В 1989 году, в журнале "Пионер" была опубликована игра графа Голицына под названием "Пираты", которая подарила игравшим в неё ребятам много приятных часов. Принцип игры был достаточно сложен: на самодельной картушке румбов вращалась случайным образом стрелка, и показывала направление ветра на текущий ход. Исходя из параметров силы и направления ветра, игроки направляли свои корабли по огромной карте южных морей и вступали друг с другом в сражения. Голицын придумал эту игру ещё в 1934 году, после чего она была незаслуженно забыта на чердаке.
После начала перестройки, в детских журналах стала проводится тема "игрушечного разоружения". Помню один из номеров "Мурзилки", где главный маскот журнала, изображённый на обложке, метлой сметал танчики и солдатиков в утиль. Помню также, что, прочтя статью об игрушечном разоружении, я собрал своих солдатиков, а также индейцев и ковбоев, вместе с рыцарями и русской дружиной, выстроил их на диване и сказал им: «Ребята! Я вас не отдам на разоружение!» И мне казалось, что мои игрушки меня понимают.
Последним шедевром советских стратегических игр, была игра "Полководец", - баталии времён Отечественной войны на клетчатом поле с фольварками и лесами. В качестве юнитов использовались вырезанные из картона квадратики с изображениями тех или иных родов войск. Игра была увлекательна, но выставлять войска на поле приходилось долго.
К середине девяностых "умные" обучающие мальчишеские игрушки были вытеснены с поля боя американскими супергероями, трансформерами и китайскими солдатиками. Потом пришла эпоха телевизионных игровых приставок, где стратегическим играм не уделялось должного внимания. Однако, на "Сеге" и на ПК была реализована потрясающая "Дюна 2000", которая давала основные представления о механике взаимодействия подразделений на поле боя. По мере появления у людей ПК, дома или на работе, стратегии опять отвоевали себе место под солнцем.
С той поры прошло много времени, и в двухтысячных годах в России стали выпускаться потрясающие по качеству, алгоритму и деталировке настольные стратегии. Мне довелось, уже юношей поиграть в "Битву за нефть" концерна "Звезда", и я был горд тем, что в России делают такие потрясающие игры. Принцип игры был похож на компьютерные стратегии: модель - копия а масштабе 1:100, символизирующая то или иное сухопутное, воздушное или бронированное подразделение, перемещалось по карте, которая была разграфлена на гексагоны. У каждого подразделения существовала своя карточка, на которой игрок специальным маркером обозначал приказ на движение, окапывание, засаду или открытие огня. По мере развития тактической ситуации подразделения набирали определённый опыт, или наоборот теряли очки. В боевых столкновениях учитывалась маскировка, плотность огня, и даже то, как осуществляется атака (занятие высоты, атака противнику во фланг, и.т.д.) Для будущих офицеров, такого рода игры просто необходимы. Мне было бы очень приятно, если бы в эти стратегии школьники рубились не в специальных секциях, а, например, на уроках НВП. Увлекательно, наглядно, присутствует определённый азарт, который не мешает расчёту. Скажу честно, знание, подчерпнутое из игры в правильные стратегии, мне часто помогало и во время участия в боевых действиях.
В качестве обязательных игр в компьютерных классах, я бы обязательно добавил компьютерные игры типа "Блицкриг". Время движется, и не стоит недооценивать положительное влияние компьютерной стратегии на образ мысли будущих воинов. Задача же педагогов, - симбиотически сочетать у учащихся занятия, требующие физической нагрузки, с компьютерной эмуляцией, чтобы всего было поровну.
Отдельной темой стоит подготовка внешних пилотов для БПЛА. Готовиться лучше на гражданке. Это мой завет всем тем, кто собирается подписать контракт, - учитесь работать с коптерами на гражданке, в своё свободное время. Очень нужные навыки, которые требуют простых, но систематических тренировок.
На передовой я часто наблюдал, как опытные бойцы бьют дорогостоящие коптеры, потому что отсутствуют недорогие тренажёры для обучения пилотов коптеров. Для того, чтобы наработать первоначальные навыки пилотирования, необходимо чтобы человек потренировался, желательно так, чтобы не угробить единственный в подразделении коптер. А коптер - это трудяга на поле боя. Он позволяет видеть далеко, и атаковать, если потребуется. Бывает и так, что в БПЛА отряд недостатка не испытывает, а пилотов в подразделениях нет. Хороший пилот дрона - на вес золота.
В больших городах, при школах дворцах детского творчества существуют многочисленные секции, где школьников учат работать с дронами, в том числе и с системами FPV.
Полёты некоторых типов коптеров в настоящее время разрешены не везде. Во многих кружках есть возможность обучать пилотированию с помощью эмуляции: джойстик коптера подключен к компьютеру. Однако, если говорить о передовой: учить координации управления, мелкой моторике и согласованности действий пилота не на чем, - тренажёров нет. Вернее, не было до последнего времени.
На днях мне позвонили мои знакомые - учёные из российского концерна MES group, которые занимаются созданием, эксплуатацией и ремонтом коптеров, а также подготовкой внешних пилотов БПЛА. Оказалось, что совсем недавно ребята изобрели уникальный тренажёр для обучения школьников, студентов ВУЗов и колледжей, а также боевых специалистов, навыкам первоначального пилотирования.
- Уникальность нашего комплекса в его дешевизне, (по сравнению с дорогостоящими коммерческими и военными коптерами), и в его доступности. - рассказывал мне разработчик по имени Роман.
- Это эмулятор или что-то другое? - попытался уточнить я.
- Да всё дело в том, что это коптер! В общем, приезжай в университет, к нам на кафедру, всё покажем! - ответил мне Роман.
Я двигался по студгородку, мимо институтских корпусов, оставляя следы на белом полотне нападавшего за ночь снега, и прикидывал, что летать на улице в снегопад то ещё удовольствие, если вообще разрешат.
- Сейчас ты всё увидишь своими глазами! - встретивший меня на КПП Роман повёл меня в аудиторию.
В недрах аудитории, в маленьком учебном классе, на парте, на пластиковой площадке, символизирующей стартовую точку, стояла уменьшенная копия боевого коптера и моргала огоньками лампочек. Роман вручил мне пульт и сказал:
- Давай!
Я врубил питание и дал оба стика вверх-вниз. Лампочки проморгались и стали гореть ровно.
Я дал левый стик вверх, как на боевом дроне, и винты учебного малыша зажужжали.
- А, была не была! - и я перевёл левый стик в позицию "набор высоты".
Малыш поднялся. От окон тянуло институтским сквозняком, и квадрик потащило немного влево.
- Сделай кружок по аудитории! - попросил меня Роман.
Парируя сквозняки я сделал коптером квадрат и повис над проходом между партами.
- А теперь приземли его на площадку! - велел Роман.
Коптер хорошо слушался управления, а сквозняки добавляли интригу. В жизни, с коммерческими дронами, тоже случаются казусы, например, в городской застройке при съёмке архитектуры или при наборе картинки. Вынырнул в поток воздуха между зданиями, - и пиши пропало.
Минуты через три я посадил малыша на край его посадочной площадки.
- Ну вот видишь! - сказал мне Роман, - коптер бюджетный, компактный, летать можно везде, так как он не имеет камер.
До кучи, задания можно обучающимся давать различнейшие:
Взлёт из точки "А" маршрут и посадка в ту же точку.
Взлёт из точки "А" с посадкой в точке "Б".
Взлёт и атака цели в режиме "Камикадзе".
Взлёт, сброс на цель "бомбы" возврат в точку старта.
Сопровождение целей, пилотаж, маневрирование, наблюдение, и многое другое.
- Самое главное то, что с этим учебным тренажёром можно летать где угодно, хоть в аудитории, за что вам школьные преподаватели и командиры подразделений скажут "спасибо". - подхватил я.
- Ну и это тоже! - заулыбался Роман. – Мы предложили это изделие преподавателям средней школы, чтобы дети развивали координацию работы со стиками и развивали нужную моторику, не выходя из класса. Вдобавок ко всему данный аппарат весит меньше 250 грамм, и совершенно безопасен.
Скоро, совсем скоро появится эта система в продаже.
Дело в том, что базовая подготовка в кружках робототехники, - это очень хорошо, но доступно, увы не всем.
А учебный коптер – (копия коммерческого и боевого), с набором заданий даст уверенные навыки пилотирования за неделю - другую занятий в школьном классе, институтской аудитории, или в армейском учебном центре, недалеко от передовой. В комплект изделия ребята вложили подробнейшую инструкцию с упражнениями, которые помогут научиться пилотированию с нуля, не подвергая опасности коммерческие или боевые машины.
Этот комплекс можно применять везде, где есть возможность зарядить аккумулятор от сети 220 или через usb - разъём. Менять учебные задачи можно, как в древних картонажных играх, - хватало бы фантазии.
Спустя две недели мы с коллегами везли в боевой учебный центр два учебных набора, - пусть воины поучатся пилотированию в спокойной обстановке. Сейчас такое время, что каждый боец должен обладать большим количеством различных навыков.
И вот, вызов времени принят!
Константин Кант