От планов, которыми поделился президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, буквально захватывает дух.
Вы только попытайтесь представить себе гигантский подводный атомоход размером с полноценный авианосец, назначение которого единственное: на большой глубине и на приличной скорости под арктическими льдами быстро перебрасывать из пункта А в пункт В до 180 000 тонн сжиженного газа. Что соответствует примерно 1,5 миллионам кубов стандартного «голубого топлива» в обычном состоянии.
И это — за каждый рейс, максимальная продолжительность которого от Кольского полуострова до основных месторождений в Арктике не превысит 20 суток! Не всякой проложенный по океанскому дну трубопровод имеет подобную производительность.
К тому, как указывают инициаторы идеи, использование подобного атомохода-гиганта для перевозок СПГ с полуострова Ямал в Мурманск позволит значительно сэкономить на ледовой проводке. Которая при таком варианте транспортировки топлива становится совершенно излишней.
Скажете: «Абсолютно ненаучная фантастика»? Но на самом деле соответствующий проект, уже названный «Пилигримом», еще с десяток лет назад был всерьез и квалифицировано разработан и научно обоснован санкт-петербургским конструкторским бюро «Малахит», специализирующимся на создании морской техники с атомными энергетическими установками.
В числе его главных детищ — проекты многоцелевых ракетных атомных подводных лодок 885 шифр «Ясень», 971 шифр «Щука-Б», 705 шифр «Лира» (единственной в мире субмарины в жидкометаллическим реактором) и другие.
Поэтому необходимый опыт создания чего-то доселе невиданного в Мировом океане у «Малахита», несомненно, в наличии. И все же даже на фоне прежних огромных инженерных достижений питерцев в проектировании нашего атомного подводного флота замысел разработки еще и подводного супергазовоза с ядерным двигателем по многим причинам выглядит сегодня, на мой взгляд, примерно так же, как попытки, скажем, быстренько снарядить экспедицию даже не на Марс, а на Юпитер.
Судите сами. Пока существующий лишь в чертежах «Пилигрим» по любым меркам выглядит совершенно футуристически. Длина спроектированного «Малахитом» корабля в чертежах составляет 360 метров. Что совершенно не случайно строго укладывается в размеры самого крупного причала порта Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря. Именно оттуда надводными танкерами, следующими в кильватере наших мощных атомных ледоколов, обеспечивается пока перевалка российского углеводородного сырья с Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале в страны Европы, Азии и Северной Америки.
Но продолжим именно про «Пилигрим». Ширина корпуса подводного газовоза замышляется практически с футбольное поле — 70 метров. Высота — 12 метров, приблизительно с пятиэтажный дом.
Все перечисленное — почти в точности, как главные размерения нашего, увы, погрязшего в бесконечных ремонтах тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». У того разве что высота борта побольше — 31,42 метра в носовой части.
В движение эта устрашающего вида могучая штуковина, по замыслу «Малахита», должна приводиться сразу тремя ядерными реакторами типа «РИТМ-200», которые уже серийно производят в России. Те обеспечат три гребных электродвигателя мощностью по 30 МВт каждый. Все вместе, как считается, позволит «Пилигриму» в подводном положении развивать приличную скорость до 17 узлов. Что, для наглядности, эквивалентно более чем 31 км/ч.
А с учетом полного отсутствия каких-либо вооружений на замысленном атомоходе, как утверждают, для его обслуживания будет достаточно почти крохотного в сравнении с военными аналогами экипажа — всего в 25−28 человек.
Что еще важно: самый, видимо, горячий сторонник воплощения в жизнь проекта «Пилигрим» Михаил Ковальчук еще в 2019 году в рамках проходившего тогда в Санкт-Петербурге Международного арктического форума публично предлагал отбросить всякие сомнения и поскорее браться за это дело.
Он заявил: «Я бы предложил такую вещь: если идет речь о создании добычных подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке? Представьте, что мы делаем подводный газовоз: корпус подводной лодки с атомным двигателем».
Как пояснил пять дет назад Ковальчук, «данный аппарат после заправки на подводном месторождении мог бы, не всплывая, доставлять газ до крупных хабов в режиме шатла». По мнению директора «Курчатовского центра», такой вариант перевозки куда безопаснее, чем использование в тяжелых льдах огромных надводных танкеров на 140 тысяч кубических метров сжиженного газа.
Тогда эта идея вызвала бурную дискуссию в обществе. Но дальше горячих слов дело, как известно, не пошло. Вероятно потому, что предложенное Ковальчуком для России и впрямь выглядело достаточно утопично.
И потому что денег, вне всяких сомнений, от казны эта затея потребовала бы просто немерянных. Уж точно — в многие десятки миллиардов. В которые бы при иных раскладах обошелся государству новый приличный авианосец. Или целая флотилия новейших многоцелевых фрегатов типа «Адмирал Горшков».
Чтобы было понятно: единственной в стране верфью, которая хотя бы сугубо теоретически могла бы взяться за возведение гигантского «Пилигрима», является северодвинский завод «Севмаш». Где как раз все наши атомные подводные лодки (но только исключительно для ВМФ!) нынче и рождаются.
Однако на диво ритмично заработавший в последние годы «Севмаш» сейчас, как говорится, по самые ноздри загружен важнейшими заказами Министерства обороны. Главное для него дело теперь — поскорее клепать атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта «Борей-М» и уже упомянутые многоцелевые «Ясени» с крылатыми ракетами.
В последние годы там принялись «выпекать» такие почти как горячие пирожки — по два-три подобных атомохода ежегодно. И военно-политическая обстановка в мире не содержит даже намека, будто этот конвейер России позволительно будет хоть малость притормозить.
На единственной северодвинской суперверфи нынче тесно настолько, что в Североморске уже который год ждет не дождется давно обещанной Москвой постановки в ремонт и на модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Этот флагман Северного флота как старая кляча давно уже просто загнан предшествующими боевыми службами в самых разных штормовых широтах. И из-за внушающего законные опасения технического состояния любые продолжительные выходы в море флагману североморцев теперь явно противопоказаны.
Эта волынка с постановкой в капитальный ремонт и на модернизацию «Петра Великого» так неприлично затянулась, что по властным коридорам уже пошли разговоры: «А не проще и не дешевле ли списать заслуженный корабль, как принято говорить на флоте, «на иголки»?
А все почему? Все потому, что с 14 августа 1999 года единственное подходящее место у достроечной стенки «Севмаша» занимает «систершип» «Петра Великого» — почти такой же тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». В советские годы — «Михаил Калинин».
Это «великое стояние» в Северодвинске «Адмирала Нахимова» и его решительная модернизация обошлись стране в почти неслыханные для подобного рода дел и способные, считаю, испугать кого угодно примерно 200 миллиардов рублей. При этом почти завершивший процесс обновления корабль как стоял, так и продолжает стоять в заводе. Несмотря на обещания флотоводцев впервые снова вывести его в море до конца 2024 года. Так что финансовый счетчик «Адмирала Нахимова» в Северодвинске продолжает вертеться безостановочно. А «Петр» так и томится в горестном ожидании своей очереди.
Вот и рассудите: как в этакой толкотне на «Севмаше» отыскать местечко для воплощение в жизнь совершенно новаторской, хотя и дорогущей затеи с «Пилигримом»?
Но самое удивительное, возможно, в том, что ни член-корреспондент РАН Ковальчук, ни его высокоставленные единомышленники, судя по всему, даже здесь не видят непреодолимых препятствий. Во всяком случае, Михаил Валентинович заверил, что с «Газпромом» и «Малахитом» достигнута принципиальная договоренность о продолжении работ по проектированию самого необычного транспортного судна для арктических широт.
А коли так, коли к реализации смелого замысла подключился и «Газпром», стало быть в распоряжение питерских конструкторов хлынут или уже хлынули принципиально иные деньжищи. Только будет ли от этого практический толк не отдельным личностям, а всей нашей стране? По перечисленным выше причинам — не уверен.
Самое, возможно, забавное, что история с проектом «Пилигрим» почти толь в точь, как кажется, повторяет ту, про которую в 1999 году шла речь аж в Кремле на Совете безопасности под председательством президента РФ Владимира Путина. Только тогда в роли основного проектанта выступало питерское же ЦКБ «Рубин». А в качестве головного заказчика — РАО «Норильский никель».
Обсуждали как бы приспособить подлежавшие списанию в утиль и построенные еще во времена СССР самые крупные в мире тяжелые атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения «Архангельск» «Северсталь» (проект 941, шифр «Акула») в подводно-надводные транспортные суда. Назначение — перевозка руды в глубинах Северного Ледовитого океана из порта Дудинка в Мурманск.
Авторы замысла уверяли, что обе решительно «конверсированные» и переоборудованные «Акулы» смогут за один раз принимать в свои корпуса до 10 000 тонн ценнейшего сырья. И преодолевать с ним в надводном положении ледовые поля сплоченностью в 8−10 баллов и толщиной до двух метров. А если больше, тогда «нырять» под них.
Но что-то тогда, как говорится, не срослось. Вместо переделки в рудовозы «Архангельск» и «Северсталь» были отправлены в поддерживающий ремонт. И с тех пор, выведенные из состава Военно-Морского флота и обезоруженные, ожидают решение своей участи в том же Северодвинске.
Поговаривали, что оба заслуженных корабля когда-нибудь попытаются вернуть к жизни и в состав ВМФ. А на каждом разместить по 200 высокоточных ракет большой дальности. Однако и в этом направлении пока тоже никакого движения.
Но и подводно-надводными рудовозами «Архангельск» с «Северсталью» точно уже не станут. Время ушло. Какие-то деньги на как раз такой проект конверсии подводных атомоходов, видимо, — тоже. Ведь не будь никаких предварительных и достаточно внушительных финансовых трат на предварительную тщательную проработку вопроса, вряд ли бы рассматривать целесообразность такого рода преобразований стал бы Совбез во главе с самим президентом РФ.
Какие бюрократические приключения теперь ожидают проект «Пилигрим»? Поживем — посмотрим. Но понятно, что и его финансирование уже, как минимум, началось. Только теперь, насколько можно понять, не «Норильским никелем», а «Газпромом». Чему, несомненно, способствует высокий авторитет лично близкого к Путину президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
Из досье «СП»
Любопытно, что нечто подобное «Пилигриму» давно пытались создать и в Соединенных Штатах. Так, в 1981 году на конференции в Gastech в Гамбурге американская компания General Dynamics представила концепцию подводного танкера-газовоза СПГ просто запредельных размеров для транспортной системы Аляски. В двух вариантах — с ядерной или обычной энергетической установками. Длина судна предполагалась соответственной в 448 и 387 метров. Ширина — 69,5 метра. Объем перевозимого груза — до 125 тыс. куб. м.
Для сравнения: длина корпуса самого совершенного из авианосцев ВМС США USS Gerald R. Ford (CVN-78) составляет 337 метров. Наибольшая ширина — 78 метров.
А уже в 21-м веке другая штатовская компания Werner Offshore выдвинула идею к 2013 году построить целый флот из 22 подводных танкеров-газовозов поменьше с дизельными энергетическими установками. Цель — начать возить на них подо льдами на материк сырье, добываемое на шельфе Карского моря.
Однако обе инициативы пока не нашли поддержки даже в куда более богатых, чем Россия, США.
Сергей Ищенко
Фото: atomic-energy.ru