Это, конечно, кино. Чистый Голливуд. Президент приезжает на новый космодром на первый пуск, а ракета не взлетает. Сутки напряженной и не очень понятной работы. Ночное совещание, на котором звучат напоминания про разгильдяйство и даже нары. Решение в последний момент не откладывать пуск далеко на потом, а стартовать на следующий день, и президент, который меняет график, чтобы посмотреть лично, как ракета уйдет в космос. Или не уйдет.
Чтобы попасть на Восточный к моменту старта, нужно встать рано даже по меркам Благовещенска. Когда мы выезжали в аэропорт, чтобы на вертолете долететь до космодрома, в Москве многие еще только ложились спать. Путин преодолел эти самые 200 километров до Восточного за последние сутки туда-обратно шесть раз. Пока нас трясло над серой, еще не расцветшей тайгой, я пытался представить: о чем, пролетая тем же маршрутом, думал он. Ведь мог сказать: не хочу давить авторитетом, разбирайтесь спокойно и запускайте сами, и улететь в Москву. Но остался, сломал все расписание, точно так же спал по два часа, нервничал.
На «Восточном» запустили первую ракету Фото: REUTERS
Когда в среду автоматика отменила старт, Путин стоял на наблюдательном пункте чуть в стороне. Когда в четверг он встал там же, хотелось сказать: Владимир Владимирович, отойдите чуть-чуть, на фарт! Но уже за пять минут до взлета всем стало не до суеверий.
Диктор начал отсчитывать команды: продувка, дренаж, наддув.
За полчаса до этого замглавы «Роскосмоса» Александр Иванов объяснял нам, в какой момент он накануне понял, что что-то пошло не так.
- Да сразу понятно, по голосу диктора это ясно, - признался он.
В этот раз с голосом все было в порядке. Когда ракета в облаке пламени поднялась над землей, у всех было ощущение победы. Не аттракциона, которым позабавили президента, а настоящей победы.
Этим ощущением кинематографичности происходящего я поделился со стоявшим рядом главой администрации президента Сергеем Ивановым.
Владимир Путин после запуска подошел к рабочим, строившим «Восточный». Фото: Михаил Метцель/ТАСС
- Да, это очень по-русски, - кивнул он.
- Вы-то волновались?
- Знаете, да, - признался Иванов. - Хотя был на десятках стартов.
Когда диктор объявил «Ракета вышла на замкнутую орбиту», стало окончательно ясно — все получилось!
Владимир Путин после запуска подошел к рабочим, строившим «Восточный».
- Благодаря вам Россия получила новый космодром, - пожимал он руки. - У нас большие планы: собираемся отсюда осуществлять и пилотируемые старты, и пуски сверхтяжелых ракет. Для этого предстоит еще очень большая работа, но сделан, безусловно, очень значительный шаг в развитии российской космонавтики.
Не побывать на стартовом столе, откуда только что ушла ракета, было невозможно. Там уже выстроился рассчет, осуществлявший запуск — несколько сотен человек.
- Хочу вас поздравить, - обратился Путин к ним. - Есть чем гордиться. Сегодня Земля еще раз сошлась с космосом. Вчера техника немного перестаралась... В принципе можно было вчера пускать, но техника перестаралась и остановила пуск. Это нормальное явление. Как говорят, чтобы узнать вкус пудинга, нужно его съесть. А чтобы определить готовность космодрома, надо осуществить пуск. Вы это сделали.