СР-10 — первый современный российский самолет, выполненный только из отечественных комплектующих с производственной площадкой в Дагестане.
Российские ВКС впервые в истории могут принять на вооружение самолет, разработанный частным конструкторским бюро (КБ) без привлечения бюджетных средств, к тому же собранный только из отечественных комплектующих на заводе в Дагестане.
СР-10 означает «самолет реактивный» с крылом стреловидностью 10%. Максимальная взлетная масса — 2,7 т, скорость — до 900 км/ч, дальность полета — 1,5 тыс. км. Двухместная крылатая машина предназначена для обучения пилотов, сообщает ТАСС.
СР-10 был разработан в московском частном конструкторском бюро САТ. Именно это и стало основным препятствием на пути воплощения самолета в металле. Минобороны поначалу разработкой не заинтересовалось, да и конкурировать с государственными КБ — штука непростая.
Большинство авиационных заводов, загруженных госзаказами, проектом также не заинтересовались. Их отпугивали туманные перспективы СР-10 — кроме Минобороны едва ли кто-то станет заказывать учебно-тренировочный самолет. Единственным профильным предприятием, которое проявило интерес к разработке, оказался завод «Авиаагрегат» в Махачкале, которому требовалось загрузить неиспользуемые мощности.
Руководство «Авиаагрегата» обратилось за поддержкой к главе Дагестана Рамазану Абдулатипову, который рассказал о самолете министру обороны Сергею Шойгу. В Минобороны изучили проект и дали добро на производство. СМИ сообщали о планах построить в 2016 году 16 таких машин.
— Сейчас в ВКС России и многих других стран в качестве учебно-тренировочного самолета используется чешский L-39. Наш СР-10 по своим летно-техническим характеристикам на порядок лучше, — сообщил директор КБ «САТ» Максим Миронов.
В то же время основным тренировочным самолетом российских ВКС является сейчас Як-130, который закупало Минобороны. Однако он относится к машинам более тяжелого класса.
Евгений Герасимов