В России создадут новую систему экстренного реагирования


Ответственные за работу ГЛОНАСС специалисты предложили Роскосмосу, с которым налажено сотрудничество, разработать новую систему экстренной связи, рассказал президент организации Александр Гурко.

Речь идет о проекте под рабочим названием Save+. Глобальный сервис создадут на базе спутниковой системы «Марафон IoT», которая должна быть запущена в рамках ФЦП «Сфера». При этом Save+ будет интегрироваться с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Разработкой займутся специалисты АО «Виста-Тел».

Любая система экстренного реагирования создается для оперативного оповещения о чрезвычайных ситуациях (пожары, аварии и т. п.), поиска пропавших людей, сопровождения особо ценных грузов и может выполнять множество других важных функций. На территории России работает американский сервис GPS и отечественный – ГЛОНАСС. 

Чем мы хуже Европы

Принцип работы новой системы предполагается следующий. У пользователя есть тревожная кнопка, при нажатии которой оператор автоматически получает сигнал, передаваемый соответствующим службам, обязанным принять определенные меры. Это могут быть пожарные, медики, работники лесного хозяйства, сотрудники милиции или других силовых органов. Предусмотрена функция автоматического срабатывания кнопки, для этого в устройство вводятся определенные данные. Например, оно может быть настроено на подачу сигнала при повышении температуры на объекте или потере сознания его владельца.

Гурко говорит, что на базе мобильной связи похожая система в России уже действует, но применяется в основном для помощи при каких-нибудь серьезных ДТП. Теперь появляется возможность значительно расширить ее функции, использовав спутниковое покрытие более эффективно. Стоит вспомнить, что президент России Владимир Путин дал указание следить за вырубками лесов с помощью ГЛОНАСС.

В Европе для обеспечения безопасности на транспорте система экстренной подачи сигнала уже стала обязательной. Сегодня ею комплектуются все выпускаемые автомобили, возможна установка и на старые транспортные средства. Дирк Хоайзель, член совета директоров Bosch утверждает, что подключенные к системе транспортные средства сами могут стать спасателями. Это действительно так, потому что их можно использовать не только в случае аварии на автобане. Тем более машины подключаются к унифицированному стандартному устройству, которое функционирует на территории всего европейского сообщества.

Сколько будет стоить кнопка

Наши просторы значительно шире всей Европы, поэтому и потребность в такой технологии неизмеримо выше. А если сравнить плотность заселения европейцев, где от одного населенного пункта до другого рукой подать, и наши неосвоенные просторы, то здесь даже говорить не о чем. Например, для покрытия требуемым сигналом всей нашей Земли на орбите должно находиться 24 спутника. А для территории России их требуется восемнадцать.

Кнопка подачи сигнала будет сконструирована таким образом, что появится возможность установить ее не только на машине, пароходе или самолете. Она будет настолько мала, что ее можно встроить в смартфон, часы или брелок, а при желании – и в какую-нибудь деталь одежды.

Естественно, как же не поинтересоваться стоимостью нового гаджета? Цена самой кнопки составит меньше десяти долларов, а годовой «абонемент» на обслуживание – менее пяти долларов. Предполагается, что первые пользователи этого сервиса появятся в 2023 году, а к 2030-му планируется довести их количество до 225 миллионов человек. Но это теоретическая перспектива.

Что мешает внедрить новшество

Мы знаем, что всегда при внедрении любого технологического новшества возникают определенные проблемы. Дело в том, что у половины спутников, которые использует ГЛОНАСС, закончилась заводская гарантия. Сейчас обновление в комплекте летающих спутников происходит только в крайнем случае, когда надо заменить аппарат, вышедший из строя. Правда, на хранении у изготовителя лежат четыре приготовленных к запуску спутника «Глонасс-М», а в производство запущено несколько новых «Глонасс-К».

Поэтому даже основная функция – предоставление потребителям точного времени и указание координат – может оказаться под угрозой срыва. Система имеет не только гражданское, но и военное назначение – наведение особо точного оружия.

Пока еще ничего не случилось, это свидетельствует о том, что наши спутники выполнены качественно и даже после окончания гарантийного срока продолжают нормально выполнять свои обязанности. Тем не менее об их замене надо думать заранее. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев утверждает, как только у спутника заканчивается гарантия, его надежность резко понижается, и в какой момент он выйдет из строя, спрогнозировать невозможно.

При этом повышенная нагрузка и новые, ранее не существующие функции, потребуют и от спутниковой аппаратуры некоторых более сложных действий. Стоит задуматься и о том, что когда летающие аппараты станут массово выходить из строя из-за устаревания, прежде всего пострадают основные и самые главные потребители – военные.

Вторая проблема – отсутствие средств. Планируется, что в запуск перспективной системы придется вложить 32 миллиарда рублей, но сегодня никто не знает, где их взять. Реализовывать проект собирается АО «Висат-Тел». Основное направление работы этой компании – обеспечение связью подчиненной Центральному банку сети «Банкир», а параллельно – развитие телекоммуникационных проектов для «Транснефти».

Президент России Владимир Путин посоветовал перенять работу цифровых платформ «обратной связи», на которых могут общаться население и власть. Это прозвучало в его выступлении на совете по развитию местного самоуправления. Он поручил создать аналогичные цифровые платформы во всех регионах. Руководителям муниципалитетов надо обсуждать вопросы с представителями общественности, а не отсиживаться в кабинетах.

Сергей Никифоров

Источник: politexpert.net