Он пролетал 50 часов без перерыва на высотах до 9 тыс. м.
Фонд перспективных исследований (ФПИ) и компания «Тайбер» провели успешные испытания прототипа первого российского атмосферного спутника — беспилотного высотного аппарата, способного годами висеть в воздухе, питаясь солнечной энергией.
Как сообщил «Известиям» технический директор «Тайбер» Сергей Тыцык, аппарат позволяет создать сеть автономных ретрансляторов радио и видеосигналов практически над всей территорией страны и в первую очередь Арктического региона в летнее время, где использование авиационной техники до последнего времени по экономическим и погодным условиям было невозможным.
— По своей сути подобная техника заменяет собой низкоорбитальную космическую группировку и может предоставлять услуги, недоступные для обычных спутниковых систем, — сообщил «Известиям» Сергей Тыцык. — Такие аппараты способны находиться в воздухе круглогодично, перемещаясь в зимнее время к экватору, либо к южному полюсу земли и возвращаясь обратно, в Россию, весной, словно перелетные птицы. Конструкция беспилотного аппарата изготовлена из материалов на основе углеродных волокон, которые имеют высокую прочность, малый вес и рассчитаны на длительную непрерывную эксплуатацию. В любой момент аппарат можно посадить и починить, заменить вышедшую из строя полезную нагрузку. Связь с ним осуществляется по нескольким резервированным каналам — спутниковым и нескольким защищенным радиоканалам. Весь полет проходит в автоматическом режиме, но может корректироваться оператором.
Как уточнил специалист, высотный беспилотный аппарат на солнечных батареях называется атмосферным спутником потому, что может выполнять или резервировать множество функций, присущих космическим аппаратам, находящимся на низкой околоземной орбите.
— Атмосферный спутник может выполнять длительные миссии, годами барражируя над просторами Мирового океана по воздушным течениям, над территориями с отсутствием аэродромной инфраструктуры, малонаселенными приграничными территориями, морскими границами, принимая и ретранслируя информацию как для гражданских, так и военных объектов, — отметил Сергей Тыцык.
В ФПИ не раскрывают полной информации по атмосферному спутнику. Известно, что прототип имеет девятиметровый размах крыла и вес 12 кг. В ходе испытаний аппарат «находился в воздухе 50 часов» на высотах до 9 тыс. м и был «принудительно» посажен руководителем испытаний. Как объяснил Тыцык, за это время было получено полное представление об эффективности сохранения энергии после двух циклов работы энергетической системы в режиме «день-ночь».
— По факту на балансе осталось более 30% емкости аккумуляторов, и это дает уверенность, что беспилотник в данной конфигурации может летать непрерывно три летних месяца на широте Москвы, — говорит Тыцык. — В ходе испытаний аппарат показал высокую стабильность, стойкость к турбулентности, сложным метеоусловиям. Всё это позволяет уже осенью приступить к испытаниям второго прототипа комплекса — высотного ретранслятора «Сова» с размахом крыла 28 м и высотой применения до 20 тыс. м.
Главный редактор профильного отраслевого журнала «Беспилотная техника» Денис Федутинов признался «Известиям», что начало испытаний атмосферных спутников в России для него новость.
— Недавно основное внимание было уделено проекту компании Facebook Aquila, — отметил Денис Федутинов. — Этот аппарат предназначен для полетов на высоте более 18 тыс. м, что позволяет ему находиться практически выше всех возможных атмосферных явлений. Аппарат летает над облаками и разнообразными погодными условиями, где окружающая среда и ветер, как правило, достаточно стабильны или, по крайней мере, очень предсказуемы. На такой высоте в поле зрения беспилотника попадает сразу порядка 45 тыс. кв. км земной поверхности. Поэтому базовая станция сотовой связи, установленная на Aquila, смогла бы заменить 100 таких станций на поверхности Земли. По словам специалиста, основное применение Aquila в Facebook видят в Африке. Там, где создание наземных базовых станций связи и дорого, и небезопасно. В этом плане Россия похожа на Африку — огромные пространства, геополитические интересы в Мировом океане и невозможность полноценного развития спутниковой группировки связи и разведки.
— Атмосферные спутники — недорогое решение глобальных задач, — отметил Сергей Тыцык. — В то же время эти аппараты способны заменить собой целый ряд спутниковых систем, стоимость и вывод в космос которых несоизмеримо дороже.
Дмитрий Литовкин