Русские Вести

Ту-144 и «Конкорд» – жертвы заговора?


50 лет назад, 31 декабря 1968 года, состоялся первый полет пассажирского лайнера Ту-144. А что же американцы? Почему они не построили свой суперсоник?

Официальная версия закрытия программы – ее высокая стоимость. Напомним, что как раз в это время в США полным ходом шла подготовка к полету на Луну. И два таких затратных проекта даже американской экономике оказались не под силу. Кроме того, никто не отменял разработки и строительства новых баллистических ракет, атомных подводных лодок, авианосцев и т.д.

Но есть и другая версия. В кругах авиационных специалистов бытует мнение, что американцы не собирались строить суперсоник. Они первыми подняли шум вокруг темы, но это была хорошо спланированная и успешно осуществленная техническая провокация. На выставках и авиасалонах американцы демонстрировали красочные плакаты и макеты перспективных лайнеров. Все выглядело настолько обоснованно, проработано и убедительно, что ни у кого не оставалось сомнений: еще чуть-чуть, и Америка построит свой сверхзвуковой пассажирский самолет. Англичане с французами решили не отставать, СССР тоже включился в эту гонку. А в США вместо суперсоника построили «Боинг-747», ставший одним из самых востребованных и массовых в истории авиации, его купили почти все крупные авиакомпании мира. Европейцы со своими «Эрбасами» сильно поотстали. Но конечно же, так вышло совершенно случайно. Кстати, стоимость «Боинга-747» втрое ниже, чем «Конкорда».

Справедливости ради надо отметить, что на этом теория заговора не кончается. Есть мнение, пока не подтвержденное, что Советский Союз отомстил Соединенным Штатам за эту провокацию – «развел» их на постройку самолетов «Стелс».

"Советский Союз отомстил Соединенным Штатам – развел их на постройку самолетов «Стелс»"

В 1966 году специалист по радарам, работавший на заводе Lockheed, читая популярный советский научно-технический журнал, наткнулся на статью физика Петра Уфимцева. Автор утверждал, что летательные аппараты определенной формы, сделанные из особых материалов, и окрашенные специальной краской, могут быть практически невидимы для радаров.

Статья заинтересовала американских военных, и они решили поэкспериментировать в данном направлении. В результате появились самолеты F-117A и B-2. На их создание потрачены миллиарды долларов, при этом летно-тактические характеристики самолетов, мягко говоря, отвратительны, а их боевая эффективность, обусловленная незаметностью, не доказана. Хорошо известен случай, когда 27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был уничтожен старым советским зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора».

Случайно ли попалась статья Уфимцева на глаза американским специалистам? Мы вряд ли это узнаем. В лучшем случае ответ получат следующие поколения. Нам остается только вспомнить, как на совещании по оборонным вопросам в объективы телекамер попали брошюры с описанием системы «Статус-6». И, как сегодня известно, это не было случайностью.

Мне в Сидней по делу срочно

Новая волна интереса к суперсоникам поднялась в середине 90-х. Во многих КБ стали обсуждать проекты самолетов бизнес-класса, рассчитанных на перевозку небольшого числа пассажиров. Модель использования виделась такой: деловому человеку надо срочно сгонять в Сидней или Абу-Даби. За эту срочность, соответственно, платятся большие (неприлично большие) деньги, благодаря чему проект становится рентабельным. Но ажиотаж быстро затих. Похоже, главной целью этих разработок было получение денег от государства или спонсоров-инвесторов на проведение НИОКР. При современных средствах коммуникации нет необходимости со сверхзвуковой скоростью передвигаться по земному шару. А если вам все же надо лететь далеко, современные лайнеры могут предоставить высокий уровень комфорта. Кстати, именно на нем сегодня делают акцент как производители самолетов, так и перевозчики.

Последний раз Ту-144 поднимался в небо в 1996 году, работая по исследовательской программе NASA, официально объявленной целью которой было получение данных для создания нового поколения сверхзвуковых пассажирских самолетов. С тех пор прошло 22 года. О программе СПС-2 никто не вспоминает.

Константин Геращенко

Источник: vpk-news.ru