«Атомэнергомаш», входящий в «Росатом«, занят разработкой первого отечественного газовоза проекта 10070М стоимостью 21 млрд рублей. Ранее судно создавалось с привлечением зарубежных технологий и компонентов, но, по последним новостям, теперь проект ориентирован на полную локализацию. Создание газовоза имеет важное значение для освоения арктических территорий и прохождения по Севморпути.
Зарождение идеи
Концепция проекта сформировалась в начале 2020-х годов, когда специалисты «Атомэнергомаша» решили применить на практике свой опыт работы с СПГ и криогенными насосными установками. Судно является первым в России серийным арктическим газовозом, что делает его уникальным в своем роде. Стоит сказать, что при СССР с 60-х годов танкеры для СПГ также производились, однако функционально они сильно уступают новому.
Танкер-газовоз проекта 10070 должен был быть создан в соответствии с мировыми стандартами класса ARC 7. Судно длиной 305 м начали создавать на судостроительном комплексе «Звезда» при содействии южнокорейских партнеров, которые после отказались от участия. Первоначально часть компонентов, включая такие серьезные, как винто-рулевые колонки и двухтопливные двигатели, поставлялись из-за рубежа.
Ожидалось, что строительство получится завершить к марту 2023-го, но прошлогодние события немного поменяли сроки, зато в обновленной версии газовоз будет собран исключительно на отечественной базе. Санкции, таким образом, позволили активизировать внутреннее производство и, что интересно, — модернизировать танкер с повышением его класса и улучшением параметров.
Трансформация и повышение класса
Организовать столь масштабное производство непросто, требуется много ресурсов, и именно поэтому проектом занялся «Атомэнергомаш» — компетенций хватит только структурам «Росатома». По этой причине не стоит сомневаться, что созданный вопреки европейским попыткам противодействия танкер будет выполнен без применения каких-либо критически важных иностранных технологий. Ведь «Росатом» не умеет иначе, и это замечательно!
Полностью российская модификация проекта получила номер 10070М, а сама конструкция танкера претерпела существенные изменения. Ледовую ходкость планируют повысить за счет оптимизации пропульсивного комплекса, включая обводы судна. Класс судна повысится до ARC 8.
Как утверждает директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам «Атомэнергомаша» Владимир Аптекарев, необходимое оборудование либо уже есть, либо в скором времени появится. Для компенсации отсутствия иностранных компонентов конструкцию судна видоизменили так, чтобы можно было оснастить его отечественными. Так, двухтопливные дизели в РФ пока не производят, поэтому на газовозе будут применять парогазовый цикл, как на атомных ледоколах.
Аналогичным образом под российское оборудование поменяли концепцию движительно-рулевого комплекса. Поставщиком компонентов для последнего, в частности, электрических винторулевых колонок, станет «Завод ВРК Сапфир», который сейчас их разрабатывает.
Танкер-термос
Обновленный газовоз разрабатывается под усовершенствованную грузосодержащую систему. Аптекарев описывает это следующим образом:
«Танкер, образно говоря, будет похож на термос. Мы решили впервые применить на судне подобных размеров вкладные танки типа «B». Мы предлагаем собирать танки отдельно, изолировать и устанавливать в корпус уже подготовленного судна».
Газовоз будет иметь длину 305 м, ширину 50 м и перевозить СПГ в объеме 170 тысяч кубометров. Максимальная скорость — 21,3 узла.
Срок сдачи импортонезависимого проекта отложен на год, и это вполне справедливо. Создание арктических газовозов — одна из сложнейших судостроительных задач во всем мире, а Россия справляется с работой даже под давлением санкций.