Интереснейшее исследование провели специалисты Департамента информационных технологий Москвы. Они подсчитали, какие цифровые устройства были наиболее популярны среди москвичей в 2022 году. А мы ещё и добавили некоторые неочевидные выводы.
Смартфоны в рост, бабушкофоны в минус
Свежий опрос показал, что смартфонами пользуются 95% взрослых жителей столицы (год назад был 91%) – впрочем, если добавить сюда подростков от 10 лет, процент едва ли уменьшится. Причём смартфоны постепенно обрастают экосистемой: например, молодёжь 18-25 лет массово (более 70%) использует беспроводные наушники, а треть – ещё и "умные часы".
Широкое распространение получило такое "молодое" устройство, как "умная колонка": её купила уже каждая четвёртая семья. Это самая быстрорастущая категория цифровых товаров.
Нет роста в сегменте очков виртуальной реальности – судя по всему, москвичей вполне устраивает просто реальность. Фитнес-браслеты тоже купили себе уже все, кто хотел – их число держится на стабильном уровне.
В минусе предсказуемо только кнопочные мобильные телефоны – "бабушкофоны" постепенно уходят в небытие. Новое поколение бабушек выбирает недорогие смартфоны.
Весь мир в смартфоне – и немного в ТВ
Вообще, смартфоны – безусловные чемпионы 2022 года: они на глазах вытесняют персональные компьютеры и даже ноутбуки. Покупка в интернет-магазине? Смартфон. Онлайн-банкинг? Смартфон. Мессенджеры, которыми пользуются 95% москвичей? Почти исключительно смартфон. Навигатор? Разумеется. Чтение электронных книг, прослушивание музыки, чтение рабочей почты тоже практически целиком перешли на смартфоны.
А среди не столь мобильных устройств на первое место вышли WiFi-роутеры: об их наличии в квартире рассказали 87% опрошенных, и можно быть уверенными, что минимум у половины оставшихся он тоже есть, просто не все знают, что это такое.
Телевизоры "умнеют" на глазах: они есть практически в каждой квартире, но у 65% опрошенных ещё и с подключением к интернету.
Почти 50% москвичей в 2022 году купили хотя бы один новый гаджет из числа перечисленных. Но, разумеется, москвич москвичу рознь. Ноутбуки – непременный девайс людей самого активного возраста, 25-55 лет. Люди постарше предпочитают проводить время за телевизором или, внезапно, за планшетом – ещё одним отмирающим типом устройств.
Руководитель продукта "Аналитика" Департамента информационных технологий Иван Бутурлин поясняет, зачем вообще нужны такие замеры:
Опираясь на результаты анализа, можно сделать выводы о том, какие устройства используют жители в каких ситуациях и для каких целей. К примеру, в 2022 году 66% трафика на портале mos.ru пришлось уже на мобильные устройства, а не на компьютеры. Анализ предпочтений горожан помогает определить, как развивать цифровую экосистему столицы.
Головокружение от виртуальности
Хотелось бы напомнить, что у всей этой радости есть и обратная сторона. "Умные колонки", например, зачастую умнее своих хозяев – они способны не просто прослушивать все разговоры в ожидании заветного кодового слова, но и сохранять эти разговоры, чтобы вычленять из них полезную –для рекламы. Но не стоит забывать, что если пренебрегать простейшими функциями защиты информации, то практически любой гаджеты – кратчайший путь передачи самых интимных личных данных сборщикам и скупщикам этой информации.
Вызывает тревогу такая фраза из отчёта Департамента цифровых технологий:
Эксперты учитывают развитие мировых технологических трендов и прогнозируют в обозримом будущем появление более легких и портативных VR-устройств меньших размеров. Благодаря этому популярность таких гаджетов возрастёт и станет очередным шагом к развитию метавселенных.
Между тем так называемые метавселенные, то есть виртуальные миры, есть ничто иное как самый настоящий цифровой наркотик, причём не дикорастущий, а целенаправленно взращиваемый определёнными силами.
Резонансное расследование Мэтью Кроуфорда добавило мрачных красок в "цветущий мир" виртуальных реальностей с наркотиками и биологическими экспериментами. А Юваль Ной Харари – израильский военный историк, по совместительству советник одиозного Клауса Шваба – прямо говорит, что лучший способ занять "бесполезных людей", чтобы они не мешали жить элите, – "это комбинация наркотиков и компьютерных игр: это, собственно, уже происходит под разными названиями".
Так что собрать статистику по цифровым устройствам мало: необходимо глубоко проанализировать использование этих устройств и поставить реальные (а не "виртуальные") барьеры на пути деструктивных тенденций.
Иван Дементьев