Русские Вести

Светодиодное освещение ― прошлый век, на очереди освещение лазерными диодами


Всего четыре года назад Сюдзи Накамура (Shuji Nakamura) вместе с двумя другими японскими учёными получил Нобелевскую премию за технологию производства сверхъярких синих светодиодов. За это время светодиодное освещение стало массовым явлением. Фонарики, фары автомобилей, прожекторы и лампы освещения в домах и квартирах больше немыслимы без яркого и эффективного светодиода. Но всё это прошлый век, снова утверждает Накамура. Близится время перехода на лазерные диоды, адаптированные для освещения ― вот где настоящая эффективность и беспрецедентная яркость.

На выставке CES 2019 компания SLD Laser, созданная в 2013 году с участием Сюдзи Накамуры, представила лазерные диоды LaserLight для поверхностного монтажа и продукцию на их основе. Лазерные диоды излучают синий цвет, как и сверхъяркие синие светодиоды, и так же передают белое свечение благодаря люминофору. Однако яркость лазерных диодов в 10 раз выше, чем светодиодов. Компания выпускает образцы этих полупроводниковых приборов с яркостью 1000 люмен (белый холодный) с источником излучения диаметром 350 микрон. Прибор позволяет создавать освещение интенсивностью 1530 млн кандел на м2. Эти диоды были испытаны в составе фар автомобилей в гонке по бездорожью 2018 SCORE Baja 1000. Дальний свет фар бил на 1 км и, возможно, это помогло пилотам машин с фарами на LaserLight занять первое и второе места в гонке 2018 года.

На основе лазерных диодов для освещения предлагается выпускать автомобильные фары, фонарики, прожекторы для дронов и другие системы компактного, лёгкого и условно точечного освещения со сверхъярким пятном света. Для использования лазерных диодов в освещении, включая освещение салона автомобилей, предложено использовать оптоволоконные проводники и рассеиватели. Российские разработчики, кстати, тоже движутся в этом направлении. Свет от одного мощного источника практически без потерь разводится до мест установки плафонов с помощью оптоволокна. Одной «лампочки» хватит на множество точечных светильников.

Поставки лазерных диодов LaserLight для автомобильной промышленности начнутся в третьем квартале текущего года. Тем самым машины с лазерными диодами в фарах выйдут на дороги в 2020 году. Можно также ожидать, что к этому времени появятся лазерные решения для домашнего или уличного освещения.

Геннадий Детинич

Источник: 3dnews.ru