Сравнительно недавно, 6 лет назад, лётный экземпляр самолёта Sukhoi Superjet-100 впервые принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже. В то время рынок нуждался примерно в тысяче машин подобного класса. Это был шанс для нас. России нужен был прорывной проект, который бы максимально приблизил технологический уровень гражданского самолетостроения в стране к уровню лидеров на рынке, таких как Boeing.
Самолет «Сухой Суперджет 100», по своему техническому уровню, не уступает самым современным лайнерам. И это объективная реальность, кто бы что ни говорил. А что это значит? Россия не когда-то станет, а остается авиастроительной державой с соответствующими всем современным требованиям технологиями.
Справка:
SSJ-100 – российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный и произведенный компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aeronautica. В январе 2011 года самолет SSJ-100 получил сертификат типа АР МАК. Философия SSJ100 проста: больше комфорта для пассажиров, больше прибыли для авиакомпаний, больше поддержки для эксплутантов, лучшие бортовые системы и высокие экологические характеристики.
Без сомнений, в истории российского авиапрома открылась новая страница, записи в которой постоянно пополняются:
Можно с полной уверенностью сказать, что самолеты SSJ-100 становятся важной частью воздушного парка «Аэрофлота», входящего в число самых молодых и технически совершенных в мире. Всего «Аэрофлот» заказал 50 самолетов SSJ-100, из которых 22 уже поступили «на вооружение», скажем так. Поставки завершатся к 2017 году.
От «Аэрофлота» не отстают и другие российские авиаперевозчики. Газпром-Авиа на сегодняшний день полностью пополнил парк новыми «Суперджетами», получено 10 самолётов. Компания Red Wings имеет на балансе 5 самолётов и ожидает поставок до 2017 года ещё 13-ти. Также стоит отметить, Бурятские авиалинии, Тувинские авиалинии, Ямал и других. Богатым на контракты (общей стоимостью более $1 млрд) для «Сухого» стал авиасалон МАКС-2105. В общей сложности порядка 100 самолётов уже поднимались в небо, и несколько сотен ещё ждут свой первый взлёт.
Кроме того (и это достаточно важный момент), «Сухой Суперджет 100» серьёзными темпами завоевывает зарубежные рынки «региональных» перевозок. В первую очередь это касается мексиканской Interjet, которая одной из первых заключила контракт на поставку 30 самолётов, из которых 18 уже на Североамериканском континенте.
Также стоит обратить внимание на большой интерес к этому самолету со стороны арабских стран: в частности, Египет, Иордания и Объединенные Арабские Эмираты проявляют большой интерес к SSJ-100.
Последние достижения
Можно сказать, что «полёт Суперджета» только начался. В октябре Ирландская компания CityJet заключила соглашение о поставках в 2016-2017 годах 15 самолётов «Сухого».
Кроме этого, Россия в течение пяти лет может поставить в Иран около 100 ближнемагистральных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100. Их интересует SSJ-100 как машина, которая могла бы стать основной для ведущих авиакомпаний. Также есть серьезное продвижение по проекту поставки российских самолетов на территорию Вьетнамаи Камбодже. Уже проведена презентация проекта для национальных перевозчиков.
Есть ещё один интересный момент. Закупки SSJ-100 латвийской AirBaltic. Интерес в том, что потенциальная закупка российских самолётов Sukhoi Superjet является политически чувствительной темой для Латвии. Как обычно, преобладает русофобия. Санкции не помеха, самолёты предлагается закупить в Италии, но вот непонятно, по какому пути пойдёт авиаперевозчик, по политическому или по экономическому. С точки зрения оценок предложения, SSJ-100 в экономическом плане выигрывает у конкурентов, а уж дальше решать латвийцам.
Итог можно подвести, сказав о том, что во многом создатели Sukhoi Superjet добились того, чего хотели. Это первый российский самолет, ориентированный на международные рынки. Можно сказать, что российский авиапром вышел на реальные серийные объемы производства гражданской авиационной техники – «набрал нужную высоту». И это действительно очень важно. Такого не было уже очень давно. И будем надеяться, что полёт пройдёт нормально…