Русские Вести

Суперсовременные технологии настоящего? Нет, это упрощенные технологии прошлого!


Шикарные гобелены в европейских замках, сотканные из нитей 1000 цветов со сложнейшим рисунком, яркие, сочные, "живые" цвета, не потускневшие по происшествии столетий. Огромный размер этих гобеленов поражает, это не советские маленькие гобелены с оленями над диванами и кроватями .....
Как же такое чудо-гобелены, каждый из которых-произведение искусства, были сделаны?

Обюссоновские ковры и гобелены. Франция.

Производство тканей.
Посмотрите технологию производства тканей на современном ткацком станке с программным управлением, эта технология только на первый взгляд кажется суперсовременной.

А теперь сравните качество старинного гобелена:

с качеством тех тканей, которые вы видели про просмотре второго ролика.
Ясно, что станки для производства гобеленов были на несколько порядков сложнее и больше по размеру.
Куда же эти станки исчезли?

"О специфике коллекционирования старинных гобеленов корреспонденту "Денег" Карену Шаиняну поведал владелец крупнейшей гобеленной галереи Boccara Дидье Марьян.
— Когда и как появилось искусство гобелена?
— В Европе первые гобелены появились в XIII веке, богатые рыцари использовали их для драпировки каменных стен в холодных и сырых замках. Позже гобелен утратил утилитарное значение, и его стали использовать для украшения. В XVI-XVIII веках искусство гобелена достигло расцвета, тогда были созданы самые сложные и богатые экземпляры. Гобелен стал признаком богатства и статуса, по количеству и качеству полотен в доме можно было судить о положении хозяина.
— Чем определялась цена гобелена в то время?
— Тогда в первую очередь роль играли размер и сюжет. Самыми ценными считались готические гобелены. Большие полотна часто изображали аллегории или сложные эпические сюжеты.

— А сегодня гобелены производятся?
— Нет, это уже неактуально, как таковая традиция практически умерла. В Европе осталось считаное количество мануфактур, которые производят по специальным заказам королевских семей или правительств небольшие гобелены, но не больше одного в год. Для сравнения: в XVIII веке в Брюсселе на мануфактуре постоянно работало 3 тыс. человек; еще в начале XX века во Франции ежегодно производилось около 200 гобеленов. Так что можно считать, что сегодня производство сошло на нет.
— А технологии с тех пор изменились?
— Да, безусловно, и не в лучшую сторону — они весьма упростились. Например, сегодня уже не используются серебряные и золотые нити. Поэтому для меня, как коллекционера, интерес представляют только старинные экземпляры. На сегодняшний день осталось не так много гобеленов того времени, многие были утрачены, многие были сожжены во время французской революции.
— Их уничтожали из идеалистических соображений — как атрибуты аристократической жизни?
— Да нет, скорее из прагматических: из каждого гобелена среднего размера можно было выплавить несколько килограммов золота или серебра. Революции нужны были деньги.
— В вашей коллекции есть гобелен, сделанный по эскизам Кандинского. Часто ли можно встретить гобелены по сюжетам известных картин?
— Нет, насколько мне известно, это единственная в своем роде вещь. Живопись и гобелены — совершенно разные виды искусства, и эскизы для гобеленов создавали не живописцы, а специальные мастера.
— Говорят, что ваша коллекция соперничает с национальными собраниями гобеленов Лувра и Эрмитажа. Что в ней представлено?
— Моя коллекция насчитывает около 200 полотен, в основном это французские и бельгийские гобелены. Доля английских, итальянских или немецких гобеленов очень мала, так как их вообще было очень мало. Франция и Фландрия были всегда двумя основными центрами производства.
— А Россия или азиатские страны?
— В России тоже производились гобелены, хотя и в небольшом количестве. Чаще их привозили сюда из Европы. "
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/586113

то есть производство гобеленов сошло на нет якобы потому, что стало неактуальным, интересным лишь узкому кругу коллекционеров.
А о том, что попрятали станки и технологии по производству гобеленов-молчок!
И уничтожали гобелены , оказывается , для того, чтобы поживиться золотом и серебром, т.к. вплетались золотые и серебряные нити, а совсем не потому, чтобы скрыть их огромное количество, возможное только при промышленном производстве. Малую часть гобеленов сохранили, а потом будут рассказывать, какое это было трудоёмкое ручное производство.
Между тем, не только изготовление тканей, но и изготовление х/б нитей имеет очень сложную технологию:

Обратите внимание, что сотни цветов нитей гобеленов не встречаются в природе, т.е. они-продукт химического синтеза, золотые и серебряные нити тоже не встречаются в природе, их нужно уметь вытянуть из золота или серебра.
Я уже не говорю о том, что сначала надо вырастить сырьё для производства нитей для гобелена-хлопок, шёлк, лён, шерсть. Не упоминаю о том, какая сложная эта производственная цепочка.
Насколько мы отстали от технологий далёкого прошлого?
Просто сравните роскошный французский гобелен и убогий советский коврик над диваном.

Продолжение: Часть 2

Источник: cat-779.livejournal.com