Насколько сильнее стала новая модификация шведского истребителя.
Крупнейшая шведская газета Aftonbladet опубликовала статью, в которой говорится о достижениях отечественного военного самолетостроения. Они, конечно, существуют. Причем, немалые — страна, уступающая по населению Москве без пригородов, производит истребители Saab JAS 39 Gripen. Они не только эксплуатируются с 1997 года в ВВС Швеции, но и неплохо продаются в несколько европейских стран. Более того, этот истребитель был приглашен участвовать в грандиозном индийском тендере, наравне соревнуясь с французскими, российскими и американскими самолетами.
Скоро в шведской оборонной промышленности будет праздник — в обозримом будущем, года через 2−3, должно начаться серийное производство новой модификации самолета — JAS 39 Gripen E. Он должен приблизить шведов к созданию истребителя пятого поколения.
Но при этом автор публикации в Aftonbladet, преисполненный патриотической гордости, существенно завышает возможности новой машины на фоне лучших российских и американских истребителей: «Су-57 — это первый российский истребитель пятого поколения. Со своими технологиями незаметности („стелс"), продвинутыми радарами с АФАР и ракетами дальнего радиуса действия он отвечает на вызов самого передового истребителя-перехватчика США F-22 Raptor — наравне со шведским Gripen E».
То есть получается, что Gripen E находится как бы наравне с Су-57. В то же время его необходимо сравнивать в лучшем случае с МиГ-35. Потому что шведский истребитель-штурмовик-разведчик (так расшифровывается аббревиатура JAS) — это легкий однодвигательный самолет. Его максимальная взлетная масса — 16500 кг. И тягаться с Су-57 и с «Раптором» он не в состоянии, которые примерно столько весят в незаправленном состоянии. Хоть, самолет, несомненно, и хороший.
Однако и в своей весовой категории он не дотягивает до пятого поколения. Начнем с того, что планер остался практически прежним и, следовательно, о существенном снижении заметности относительно самолетов четвертого поколения не может идти и речи.
Несколько обновилась авионика. Главным достижением считается использование РЛС с активной фазированной антенной решетки. Ну, так и у МиГ-35 точно такая же РЛС. Еще к одному несомненному достоинству шведская газета относит использование сверхзвуковой евроракеты «воздух-воздух» «Метеор» с прямоточным двигателем, которая имеет дальность в 100 км. И на этом описание нахваливаемого самолета прекращается.
Придется эту работу выполнить нам. Действительно, в модификации «Е» довольно много полезных нововведений. Заменили двигатель с тягой на форсаже, равной 8160 кгс, на двигатель, использующийся на американском палубном самолете F/A-18E, который выдает на форсаже 9700 кгс. В связи с чем максимальная скорость Gripen E на высоте подпрыгнула с 2000 км/ч до 2350 км/ч. Однако этот двигатель, вопреки утверждению шведских экспертов, не позволяет развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. В то время как это может делать не только Су-35, но и МиГ-35.
Тяга двигателя отклоняется в двух плоскостях. В сочетании с хорошей аэродинамикой планера это дает возможность утверждать о сверхманевренности самолета. Так что «швед» вполне может пободаться на ближней дистанции и с нашими истребителями, и с «Раптором». Но при этом следует учитывать и то, что практически все ракетное оружие размещается на внешних подвесках, количество которых увеличено до десяти. Это не лучшим образом влияет и на маневренность, и на малозаметность.
При этом Gripen E по ряду характеристик обошел F-22 (но не Су-57). Во-первых, у него есть оптико-локационная система, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах. Это предоставляет пилоту больше возможностей при сражении на средних дистанциях. В-вторых, есть нашлемное целеуказание. Пилоты «Раптора», у которых этого нет, жалуются, что в Сирии им приходится сильно напрягаться, чтобы отслеживать перемещения российских самолетов. Более того, они зачастую теряют из вида наши «сушки», совершающие хитроумные маневры.
За счет того, что конструкторы увеличили объем топливных баков, как внутренних, так и подвесных, существенно вырос боевой радиус, достигнув 1350 км. Для легкого истребителя это очень хороший показатель.
На тонну возросла боевая нагрузка — 6000 кг. Расширился набор адаптированных к данному самолету ракет. Причем, это не только американские ракеты, но и разработанные европейскими консорциумами. Но при этом важнейший элемент авионики — комплекс самообороны — остался на уровне четвертого поколения. В него входят повсеместно используемые средства предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и автомат отстрела тепловых ловушек.
Самолет наиболее удовлетворяет требованиям по части завоевания господства в воздухе. Здесь он способен успешно конкурировать с «американцами» четвертого поколения, с французским «Рафалем» и евроистребителем «Тайфун». Значительно сложнее придется вести борьбу с Су-35 и МиГ-35, у которых авионика более современная, чем у французского и европейского истребителей и у американских F-15, F-16, F/A- 18 «Суперхорнет». И лучше ракетное вооружение «воздух-воздух», несмотря на наличие у «Грипена» ракеты «Метеор» со 100-километровой дальностью. У российской ракеты Р-27 дальность 110 км. Скорости соизмеримые — больше 4 М. Но «Метеор» в полете сильно выдает себя за счет того, что в нем используется активная радиолокационная ГСН. В Р-27 — пассивная. Есть модификация и с инфракрасной ГСН.
Есть у нас преимущество и в ракетах ближнего боя. Шведы используют американскую ракету AIM-9. Ее достоинство заключается в отклоняемом векторе тяги двигателя. Но у российской за счет использования газодинамических рулей выше динамика маневрирования — ракета способна работать с перегрузками в 40g. При этом поражает цели, маневрирующие с перегрузками до 12g, хоть у лучших истребителей эта величина достигает лишь 9,5g.
Но ни о каком сравнении с Су-57 говорить не приходится. Результат тут предрешен. Если, конечно, «Грипены» не накинутся стаей на одинокий Су-57.
Что же касается функции штурмовика, то тут у шведского самолета дела обстоят далеко не блестяще. Прежде всего, конструкторы не стремились повысить живучесть самолета при работе на небольших высотах при поддержке наземных операций, в которых участвуют сухопутные войска. Самолет не имеет бронирования, поскольку для легковеса дополнительные полторы тонны брони могут сыграть роковую роль в воздушном бою. Ничего не сообщается и о дублировании важнейших систем.
Трудно представить себе штурмовик и с одним двигателем, потому что вывод его из строя огнем ПЗРК неминуемо приведет к потере самолета. Нормальные, двухдвигательные, штурмовики возвращаются на базу и с одним работающим двигателем.
Новый «Грипен», несмотря на расширение номенклатуры вооружения, не в полной мере приспособлен для нанесения ударов по земле. У него есть фугасная ракета «воздух-поверхность», есть противокорабельная ракета. Но нет противотанковой ракеты, необходимой для поддержания наземных операций. AGM-65 Maverick не в счет, поскольку она не способна гарантированно отличить танк от груды нагретых солнцем камней. Нет даже противолокационной ракеты. И это весьма странно.
Что же касается третьей функции — самолета-разведчика, — то она «Грипену» вполне по силам. В связи и со сниженной заметностью, и со способностью постоять за себя в воздухе.
В заключение необходимо сказать, что консультант газеты — авиаэксперт и руководитель научного отдела в Шведском институте национальной обороны Андрес Блум — не очень знаком с возможностями и своего перспективного самолета, и нашего Су-57. Он утверждает, что второй, более совершенный, двигатель для российского истребителя появится только в 2027 году. В то время как один прототип уже летает с новым двигателем с конца прошлого года. Так что его внедрение должно состояться значительно раньше. Но авиаэксперт заявляет, что до 2027 года Gripen E будет конкурировать не с Су-57, который не готов, а с Су-30СМ и Су-35С. Поэтому и статья имеет максимально бодрое окончание: «Если сравнивать эти самолеты с Gripen E, то расклад будет совсем иным». Несомненно, 3,5 млн. доверчивых шведов, которые ежедневно читают эту газету, вздохнули с облегчением.