Гидросамолёт «СПЛ» (СПЛ – специальный, для подводной лодки). Конструктор – И.В.Четвериков.
Назначение: ведение разведки и связь с берегом при использовании с подводной лодки.
История создания: в 1924 г. Совет народных комиссаров (СНК) принимает решение о проектировании первой Советской ПЛ. В это же время Революционный военный совет (РВС) принимает план развития авиации, предусматривающий, кроме всего прочего и создание самолёта для подводных лодок. Вместе с тем, в проектах ПЛ первых серий базирование самолёта не предусматривалось по причине их малых размеров. Вновь о бортовом лодочном самолёте для ведения разведки в интересах своего носителя вспомнили в начале 30-х гг. в ходе создания подводных лодок для Северного и Тихоокеанских флотов.
Создание гидросамолёта началось летом 1933 г. В декабре 1934 г. он был доставлен в Севастополь где планировалось проведение лётных испытаний (закончены в августе 1935 г.) и опытная эксплуатация с подводной лодки, оборудованной ангаром. Ни на одну из черноморских ПЛ ангар так установлен не был. В последующем, в утверждённых технических проектах отечественных подводных лодок бортовой самолёт также отсутствовал.
Описание конструкции: летающая лодка-моноплан с однореданным корпусом и свободнонесущим крылом. С помощью специальных приспособлений консоли крыла складывались вдоль бортов самолёта, гондола двигателя откидывалась назад, под хвостовой фермой размещались подкрыльные поплавки. Частично складывалось и хвостовое оперение.
ТТХ:
Год создания | 1934 |
Экипаж, чел. | 2 (лётчик и наблюдатель) |
Взлётный вес, кг | 879 |
Габаритные размеры, м:- размах крыла - длина - высота |
9.65 7.45 3.05 |
Габариты в сложенном виде, м:- длина - ширина - высота |
7.45 2.12 2.35 |
Размеры контейнера для хранения самолёта, м:- диаметр - длина |
2.5 7.5 |
Время складывания/раскладывания, мин | 3 -4 |
Подготовка к полёту, мин | 4 — 5 |
Двигатель:- тип - количество, шт. - мощность, л.с. |
М-11 1 100 |
Максимальная скорость, км/ч | 186 |
Практический потолок, м | 5400 |
Дальность полёта, км | 480 |
Продолжительность полёта, ч | 2.5 |
Вооружение | нет |
Недостатки самолёта, выявленные по итогам испытаний на Черноморском флоте – низкие мореходные качества.
Использование самолёта с борта ПЛ предполагало:
- выкатывание самолёта из ангара на надстройку, подготовка к вылету – при нахождении ПЛ в крейсерском положении;
- переход ПЛ в позиционное положение, в результате чего самолёт оказывался на плаву;
- после выполнения самолётом своих задач его возвращение в ангар должно было происходить в обратном порядке.
21.09.1937 г. лётчиком А.В.Крижижевским на «СПЛ» были установлены 3 международных рекорда по классу лёгких гидросамолётов: скорости, дальности и высоты полёта.
В 1936 г. самолёт «СПЛ» под наименованием «Гидро-1» демонстрировался на международной авиационной выставке в Милане.
Иностранные аналоги 30-х гг.:
1. «Пэто», Великобритания. С 1927 по 1932 гг. самолет проходил испытания и опытную эксплуатацию на ПЛ «М-2». В 1932 г. после гибели ПЛ – носителя программа была закрыта.
2. «Тип 96» («Watanabe E9W1»), Япония. С 1936 г. производился серийно. Базировался на подводном крейсере «I-5». Назначение – ведение разведки, использование в качестве лёгкого бомбардировщика.
3. «Arado-231-VI», Германия. Создан в 1939 г. Назначение – ведение разведки, использование в качестве лёгкого бомбардировщика. В связи с приостановкой программы создания ПЛ с авиационным вооружением на вооружение принят не был.
Литература:
1. А.Н.Соколов. Авианосные корабли России.-М.: ООО «Военная книга», 2009.
2. Д.В.Курочкин, А.Н.Соколов. Авианесущие корабли России.-СПб.: «Бокур», 2003.
3. А.В.Платонов. Линейные силы подводного флота.-СПб.: ООО «Галея Принт», 1998.
Статья с сайта «Русская DARPA» (rusdarpa.ru)