Триада сил ядерного сдерживания вероятного противника (а им, как и ныне, были США) создавалась в нашей стране в 1950-е годы. Фундамент дальней бомбардировочной авиации закладывали В.М. Мясищев и А.Н. Туполев, стратегических баллистических ракет наземного базирования – С.П. Королёв, а ракет морского базирования – человек, имя которого долгое время было засекреченным. Да и сегодня оно мало кому известно.
Звали этого человека – Виктор Петрович Макеев.
Конструкторское бюро (КБ) в г. Миасс Челябинской области, которым он руководил более 30 лет до последнего дня своей жизни, создало три поколения морских стратегических ракетных комплексов. В их числе первые баллистические ракеты с подводным стартом (БРПЛ), первые ракеты с заводской заправкой топливом, ставшие наиболее массовыми отечественными БРПЛ, первые морские межконтинентальные ракеты, первые морские межконтинентальные ракеты с разделяющейся головной частью, первые твердотопливные межконтинентальные БРПЛ с разделяющейся головной частью. Наконец, БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившие развитие в модификациях «Синева» и «Лайнер».
То, что наша страна быстро достигла паритета с Америкой по ракетам морского базирования, а по многим тактико-техническим параметрам и превзошла её, – заслуга, прежде всего, Виктора Петровича.
Вызывает изумление, как 30-летний молодой человек стал основателем нового направления стратегического ракетостроения, создателем и руководителем уникальной научно-конструкторской школы – школы, имевшей мировой приоритет по целому ряду характеристик ракет, системам управления и стартовым системам.
Родился В.П. Макеев 100 лет назад, 25 октября 1924 года, в селе Протопопово близ Коломны. В 1947 году, за год до окончания Московского авиационного института, он в числе самых перспективных студентов получил направление в загадочное ОКБ-1 НИИ-88 в Подлипках (ныне г. Королёв). Начальник ОКБ С.П. Королёв сразу оценил могучий потенциал студента и привлёк его к участию в разработке ракет Р-2 и Р-3. Однако энергии Макеева хватало одновременно и на учёбу на Высших инженерных курсах ракетной техники в МВТУ, и на работу секретарём комитета комсомола НИИ – его организаторский талант, особе умение общаться с людьми, вести их за собой были оценены и комсомольцами, и парткомом НИИ.
Опыт комсомольской работы оказался даже чересчур успешным: в 1950 г. Макеева «забрали» в ЦК ВЛКСМ. Отказаться было нельзя, но при первой же возможности он вновь «улизнул» к Королёву, где стал ведущим конструктором нашей первой управляемой баллистической ракеты Р-11. Впрочем, два года работы в ЦК даром не пропали, они обогатили его хорошим опытом административной работы. (ЦК ВЛКСМ в начале 1950-х был совсем не тем, чем стал в конце 1980-х.).
Производство Р-11 было развёрнуто в Миассе, куда Королёв своим представителем направил Макеева, а в 1955 г. там было создано своё КБ по ракетам морского базирования, в котором Макеева назначили заместителем главного конструктора. На это назначение Виктор Петрович со свойственной ему прямотой сказал Королёву, что для дела будет лучше, если он станет не заместителем, а сразу главным конструктором. Сергей Павлович недолго думал и согласился, видимо, вспомнив, что сам он руководителем ГИРД (Группы изучения реактивного движения) стал в 25 лет.
Гениальный учёный, инженер, организатор государственного масштаба, В.П. Макеев был ещё и талантливым педагогом. О нём с теплотой вспоминали преподаватели и бывшие студенты Челябинского политеха, где профессор Макеев 21 год заведовал кафедрой летательных аппаратов.
Скончался Виктор Петрович внезапно, в день своего 61-летия. Увы, многие наши учёные и конструкторы-корифеи рано уходили из жизни, безоглядно сжигая себя работой на износ. Похоронили его на Новодевичьем кладбище Москвы. Смерть В.П. Макеева совпала с началом горбачёвщины. Оба эти события печально отразились на отечественном морском ракетостроении.
При жизни генеральный конструктор В.П. Макеев был награжден Ленинской и тремя Государственными премиями, несколькими орденами (в т. ч. пятью орденами Ленина), дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, а после смерти его именем назван Государственный Ракетный Центр в Миассе, гидрографический корабль ВМФ, улицы в Миассе, Челябинске и Коломне. Там же установлены и памятники ему; мемориальная доска есть также на доме в «столице» подводного кораблестроения Северодвинске, где он жил, приезжая на испытания своих ракет; рабочий кабинет Виктора Петровича превращён в музей, а Федерация космонавтики учредила Медаль имени академика В.П. Макеева.
Профессор В.П. Макеев на лекции
Генеральный конструктор академик В.П. Макеев и Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков (слева) в кулуарах Дворца Съездов на сессии Верховного Совета СССР
Подводный старт ракеты «Синева»
Автор: Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств