«Не более чем через три года нашими усилиями искусственный интеллект может быть создан», – заявил газете ВЗГЛЯД заведующий отдела нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН Виталий Дунин-Барковский. Он пояснил заявление Владимира Путина по поводу того, что страна – лидер в сфере искусственного интеллекта станет «властелином мира».
«Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках, поэтому мы, если мы будем лидерами в этой сфере, также будем делиться этими технологиями со всем миром, как мы сегодня делимся атомными технологиями, ядерными технологиями», – заявил президент России Владимир Путин в ходе Всероссийского открытого урока.
Но работать над этим необходимо уже сегодня, чтобы Россия не стояла «в конце очереди», добавил он.
Перспективным направлением, по мнению президента, является развитие в области когнитивных наук. «Это отчасти и есть сочетание различных направлений. Это возможности мозга, возможности использования движения глаз для управления различными системами, это возможности анализа того, как человек должен вести себя в экстремальной ситуации, в том числе в космосе. Это вообще безгранично, горизонта нет», – сказал президент.
Технологии подобного рода будут, с одной стороны, создавать новые рабочие места, но с другой – высвобождать огромное количество работников. «И все мы с вами вместе должны заранее подумать: где эти люди будут работать? Как их переподготовить? В какие сферы направить? Это чрезвычайно важная социально-экономическая задача, перед которой будет стоять страна при реализации – это неизбежно – тех планов, о которых вы говорите», – сказал Путин.
О том, какое место Россия занимает в мировой гонке создания искусственного интеллекта и сможет ли она стать властелином мира, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал редактор тематического направления по искусственному интеллекту человеческого уровня и выше авторитетного научного журнала Frontiers in, завотдела нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН Виталий Дунин-Барковский.
ВЗГЛЯД: Как можно стать властелином мира благодаря искусственному интеллекту?
Виталий Дунин-Барковский: Мне неудобно поправлять Владимира Владимировича, но я бы не сказал, что страна, которая первой это сделает, станет властелином мира. Но, безусловно, создание искусственного интеллекта будет сравнимо с запуском первого спутника и первым полетом человека в космос.
ВЗГЛЯД: На какой стадии сейчас находится процесс создания искусственного интеллекта в мире и у нас?
В. Д-Б.: В настоящее время никто не знает, когда мир может этого достигнуть. Возможно, искусственный интеллект у кого-то уже есть, но он его прячет. Может быть, он будет создан только через сто лет, а может – завтра. Очень большая временная дисперсия ожидания наступления этого события. Но ожидать можно в любой момент.
Мы тоже пытаемся работать в этом направлении. В рамках «Национальной технологической инициативы» с июня 2017 года началась работа над программой iPavlov. Это создание нейроморфного искусственного интеллекта. Формально цель проекта – повысить возможности компьютерной системы в общении с человеком на естественном языке. Этот результат гарантирован, но есть основания полагать, что в процессе работы будет создана система, соответствующая высоким стандартам человеческого интеллекта и, может быть, превосходящая его. Не исключено, что Россия будет первой.
ВЗГЛЯД: Могли бы конкретизировать, что это такое?
В. Д-Б.: Бум в технологиях нейроморфного искусственного интеллекта начался в 2011–2012 годах, когда так называемые искусственные нейронные сети обучили, например, переводить с одного языка на другой исключительно на основании показа программам примеров перевода без использования грамматики языков. Эти программы состоят из искусственных нейронов. Было открыто, что если достаточно много искусственных нейронов объединить в сеть и сообщать сети о совершаемых ошибках, то сеть начинает работать без ошибок, реализуя практически любую интеллектуальную функцию.
Какое-то время думали, что способ, благодаря которому искусственная нейронная сеть работает, уникален для искусственных нейронов, и это не имеет отношения к работе реального мозга. Но с конца 2014 года стало ясно, что естественные нейроны интеллектуальны, скорее всего, по тем же причинам, по которым могут быть интеллектуальны искусственные нейронные сети. В каком-то смысле можно считать, что Иван Петрович Павлов правильно угадал или предвидел, что интеллектуальные возможности человека обеспечиваются огромным количеством взаимодействующих условных рефлексов.
Суть в том, что если взять много нейронов и хорошо их друг с другом связать, и внутрь этой сети сообщать детально, чего хочется и чего не хватает, сеть в конце концов делает то, что хочется и чего не хватает. Вот бывают умными люди, а бывают умными осьминоги, хотя их нервные системы совершенно разные. Потому что главное, чтобы сеть была нейронная, а не то, как устроен конкретный мозг. Это стало понятно только сейчас. В мире идет соревнование, кто первый запустит субъект, обладающий полноценным, не уступающим человеческому, искусственным интеллектом.
ВЗГЛЯД: По вашему мнению, мы в этой гонке принимаем активное участие?
В. Д-Б.: Меня долго ругали за то, что я пообещал, что с того момента, как мы возьмемся, до того момента, как мы все сделаем, пройдет не более трех лет. Мы уже взялись за дело в июне, значит, не более чем через три года нашими усилиями такой интеллект может быть создан.
ВЗГЛЯД: И тогда мы станем первыми?
В. Д-Б.: Думаю, после того, как Владимир Владимирович обратил внимание на эту проблему, начнется бешеная гонка. Но, может быть, даже в этих условиях мы успеем первыми. Мы здесь не на последних ролях.
ВЗГЛЯД: Что даст создание искусственного интеллекта с практической точки зрения?
В. Д-Б.: Мы серьезно уменьшим риски полного исчезновения нашей цивилизации, которой сейчас угрожает много всего. Но мы передадим эстафету новым мыслящим устройствам.
Нам все время говорят, что нужны новые умы и таланты. И благодаря искусственному интеллекту мы получим большое количество умов, которые смогут помогать нам во всех сферах человеческой деятельности.
Если мозги существенны для прогресса, то они появятся, и, возможно, это будут мозги, превосходящие самого умного человека.
ВЗГЛЯД: Самые главные наши конкуренты в этой борьбе?
В. Д-Б.: У проекта iPavlov бюджет 500 млн рублей на три года, а международные участники данной гонки имеют бюджет десятки миллиардов долларов. Поэтому говорить о том, что мы соревнуемся с ними, смешно.
Главные участники борьбы – это Google, Facebook, Amazon, Microsoft, то есть все ведущие информационно-технологические компании мира. И на государственном уровне такие страны, как США, страны ЕС, Япония, Китай, Южная Корея. Все тратят миллиарды долларов на создание искусственного интеллекта. У нас вызов всему миру измеряется 500 млн рублей на три года. Нет гарантий, что получится, но надежда есть.
ВЗГЛЯД: То есть надо больше денег?
В. Д-Б.: Да, но деньги надо тоже с умом тратить. Если бы было больше внимания к этой проблеме... Поэтому слова, которые произнес Владимир Владимирович, меня очень порадовали. То, что возникло понимание важности этой задачи на очень высоком уровне, – это как бальзам на душу. Есть надежда, что все-таки дадут возможность развернуться.
ВЗГЛЯД: А рук и мозгов у нас для этого достаточно?
В. Д-Б.: Немного, но есть.
Наша страна во многом отстала, но в области понимания мозга мы можем сравняться с другими странами.
Теоретическая мысль – наша сильная сторона. Единственное, что современная молодежь на такие дальние задачи в основном не заглядывается, она пытается делать что-то поближе к земле.
Ольга Самофалова