В Москве 12 июля прошли первые в России испытания энергоустановок на водородных топливных элементах в рамках конкурса Up Great «Первый элемент. Воздух». На конкурсе российская компания BMPower, разработчик и производитель водородных топливных элементов для дронов и роботов, представила самый мощный топливный элемент на единицу массы, который позволяет мультикоптерной платформе находиться в воздухе не менее 3,5 часов.
Новейший топливный элемент стал итогом совместной работы вместе с компанией «Беспилотные Вертолётные Системы» (БВС).
По итогам стендовых испытаний лишь двум командам – «БВС» и «Политех» – удалось достичь показателя энергоемкости в 529 вт*ч/кг, а их установки продержались в режиме полетной нагрузки два с половиной часа. В то время, как для беспилотников с обычным аккумулятором время нахождения в воздухе – не более получаса.
Это можно считать отличным результатом, однако организаторы конкурса, Российская Венчурная Компания (РВК), Фонд «Сколково» и Агентство стратегических инициатив (АСИ), поставили перед участниками крайне сложную задачу: преодолеть показатель удельной массовой энергоемкости установки 700 Вт*ч/кг. В итоге заявленный технологический барьер не преодолел никто из участников.
Всего на участие в конкурсе было подано 12 заявок от инженерных команд, коммерческих компаний и научных организаций со всей России. По итогам квалификационного отбора и очной экспертизы конкурсных изделий в финал вышли три команды: «НаукаСофт» (ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт», Москва), «БВС» (АО «Беспилотные вертолетные системы», Москва) и «ПолиТех» (консорциум ЮРГПУ им. М.И. Платова и компании «ИнЭнерджи», Ростовская область и Москва).
Призовой фонд будет направлен на следующие конкурсы Up Great. Тем не менее, конкурсные испытания стали важным шагом на пути внедрения новейших источников энергии для беспилотных летательных аппаратов.
Удельная мощность водородного топливного элемента BMPower составляет 1000Вт/кг, что стало лучшим показателем в мире (у мировых конкурентов в системах для дронов — до 740Вт/кг). Вес элемента — всего 2090 г.
«Мы рады, что приняли участие в этом конкурсе вместе с БВС. К сожалению, сам технологический барьер не был преодолен командой, поскольку для водорода нужен был очень легкий баллон, который не был произведен в срок другим партнером. Тем не менее сам топливный элемент, произведенный BMPower, обеспечивал возможность преодолеть этот барьер с запасом.
1000Вт/кг — это мировой рекорд по удельной мощности. И первыми это сделали мы!
— рассказал основатель и директор по развитию бизнеса BMPower Алексей Иваненко.
Конкуренция, как известно, один из двигателей прогресса. Одна из основных задач конкурса «Первый элемент. Воздух» - мотивировать российские компании на разработку экологически чистых водородных топливных элементов с принципиально новыми характеристиками для беспилотников.
Если мы научимся производить водородные топливные элементы, увеличивающие время работы двигателей беспилотников не только на 3, а на 10 часов, это откроет нашим компаниям доступ на совершенно другие рынки и даст совершенно другие возможности
, - заявил специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
По его мнению, внедрение новейших элементов станет революцией в авиационной отрасли. «Мы уже видим гигантское мировое соревнование – кто захватит рынок аэротакси.
Основные игроки бьются за первое место, но и мы скоро подтянемся, чтобы стать быстрыми вторыми.
Чтобы прийти к цели, мы делаем ставку не на бесплатные государственные деньги «под идею», «PR в СМИ» или пачку отчетной макулатуры, а на работающие технологические решения, с качественным софтом, инженерной проработкой. Лучшие из них получат и деньги, и славу», - заключил Песков.
Использование топливного элемента BMPower позволит компаниям — разработчикам беспилотников увеличить время нахождения в воздухе в пять-семь раз. К слову, компания BMPower была отмечена в двадцатке лучших компаний в глобальном рейтинге отраслевого журнала CIO Review, которое издание ежегодно проводит среди наиболее заметных и активных игроков на рынке беспилотных технологий.
Елена Коваленко