Русские Вести

Соя ― главная сельскохозяйственная культура Амурской области


Соя ― главная сельскохозяйственная культура Амурской области. В 2022 г. регион поставил свой исторический рекорд по уборке сои ― 1,6 млн т. О том, как выращивают культуру и чем она полезна, рассказала главный научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ сои» Валентина Тимофеевна Синеговская.

Справка. Валентина Тимофеевна Синеговская ― академик, главный научный сотрудник лаборатории физиологии растений Всероссийского НИИ сои, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

― Как начиналось промышленное производство сои на Дальнем Востоке и на чем ВНИИ сои сосредоточен сегодня?

― В 1926 г. на Дальний Восток приехал заниматься сельским хозяйством выпускник Казанского университета селекционер Всеволод Александрович Золотницкий. Он первым обратил внимание на «неказистый черный бобик, богатый белком» ― сою ― и стал изучать ее биологию, заниматься селекцией. Ученый знал, что в Китае сою используют в пищу уже давно. В.А. Золотницкий говорил, что за этой культурой большое будущее, ведь ни одна культура в мире не дает столько белка и жира за 100 дней, как соя. Увидев в ней большое будущее для народного хозяйства, он начал в 1927 г. целенаправленную работу по изучению биологии дикой и образцов местной сои, а в 1929 г. приступил к созданию амурского подвида. Изучение и углубление селекционной работы в 1929–1931 гг. позволили В.А. Золотницкому выделить сорта сои «Амурская 41» и «Амурская 42», районированные в 1939 г. в Хабаровском крае и Амурской области. С этого и началось промышленное производство сои на Дальнем Востоке, где к тому моменту уже существовала Амурская областная сельскохозяйственная опытная станция, преобразованная в 1956 г. в Амурскую государственную сельскохозяйственную опытную станцию, на базе которой в 1968 г. и был организован наш институт.

Мы занимаемся селекцией сои и ее переработкой, разрабатываем технологии получения продуктов питания из сои: молока, фарша, сыра, закусочных и десертных паст, соево-овощных напитков, соусов, белково-витаминных концентратов и гранулятов, печенья и хлебобулочных изделий с добавлением сои. Все эти продукты можно отнести к диетическому питанию.  

Основное производство сои в России сосредоточено на Дальнем Востоке. Самые большие площади сои ― в Амурской области (854 тыс. га), на долю Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области приходится 420 тыс. га. В 2022 г. на Дальнем Востоке было произведено 2,2 млн т сои, в целом в России ― 5,5 млн т.

― Это много или мало?

― Это хороший показатель нашего роста. Раньше Россия занимала 15-е место в мире по производству сои, но в последние годы мы вышли на восьмое место.

За последние десять лет валовое производство сои в России возросло на 280%.

Первое место по производству сои в мире занимает Бразилия ― 154 млн т в год, на втором месте США ― 116 млн т ежегодно, на третьем Аргентина ― 45 млн т, на четвертом ― Китай, производящий 20 млн т сои в год. В мае этого года на всероссийском совещании, посвященном ходу весенних полевых работ, В.В. Путин поставил перед Амурской областью задачу увеличить производство сои, в том числе и для экспорта в Китай. Наши соседи готовы закупать ее в любом объеме, потому что этот продукт особенно востребован в Поднебесной. Так что выращивание сои в больших масштабах выгодно и для нас, и для наших китайских партнеров.

― А в Китае не хватает своих производителей?

― Да. В этой стране очень большая численность населения, и соя там в отличие от России пользуется огромной популярностью. Соя, производимая на Дальнем Востоке, идет на экспорт в Китай и Японию. Наша соя экологически чистая и выращивается без генных модификаций, поэтому пользуется большим спросом в Азии.

― В то же время в России соя так и не стала массовым продуктом. Почему?

― Да, к сожалению, это так. Массовым продуктом сою точно не назовешь, хотя она популярна среди тех, кто не ест мясо. Думаю, это связано с отсутствием популяризации этой культуры в нашей стране. Не многие знают о том, как питательна и полезна соя.

В то же время в Японии, где установлен мировой рекорд по количеству долгожителей, соя считается главным продуктом питания, как и в Китае. В этих странах каждый человек стремится употреблять не менее 60 г сои в сутки.

Жители Амурской области, пережившие годы Великой Отечественной войны, рассказывали, что им приходилось спасаться от голода соей. Многие из них, общаясь со мной, говорили: «Не рассказывайте нам про сою, мы и так во время войны ее наелись». Возможно, тот травматический опыт повлек за собой и некоторое нежелание употреблять в пищу продукты из сои. Возможно, еще и потому, что соя на Дальнем Востоке в большей степени долгое время считалась кормовой культурой, которую использовали преимущественно в животноводстве. Хотя продукты из сои, на мой взгляд, отличаются прекрасными вкусовыми качествами. Взять хотя бы те же соевые напитки: с морковью, тыквой, яблоками, бананами и т.д., — это же очень вкусно! Я сама готовлю из сои молоко, а из полученной окары ― котлеты. Угощаю друзей, всем нравится. Стоит попробовать и хумус из сои, я тоже его готовлю в домашних условиях. Это очень вкусные питательные белковые продукты, которые обеспечивают всеми незаменимыми аминокислотами, витаминами, фосфолипидами, ферментами. В настоящее время отношение к сое меняется, многие охотно приобретают продукты из сои. На Дальнем Востоке производят соевое масло, лецитин, соевый белок, муку различного вида, пищевой соевый шрот (белый лепесток), соевое молоко и напитки, соевый сыр (тофу) и многие другие продукты, содержащие полноценный растительный белок со всеми незаменимыми аминокислотами и ненасыщенные жирные кислоты, в том числе омега-3 и омега-4.

― А по количеству белка соевое молоко не уступает коровьему.

― Да, соевое молоко признано диетологами как полноценный заменитель коровьего молока, который к тому же легче усваивается и вызывает меньше аллергий, чем коровье молоко. Более легкому усвоению соевого молока способствуют содержащиеся в нем ненасыщенные жирные кислоты, в то время как коровье молоко имеет в своем составе много насыщенных жирных кислот, которые тяжело усваиваются организмом. Соевое молоко особенно подходит для детей, у которых часто бывает аллергия на казеин и альбумин, содержащиеся в молоке животного происхождения. Кроме того, соевое молоко богато витаминами и ферментами, полезными для человека.

― Но соевое молоко в отличие от коровьего часто продают в подслащенном виде. Это вредно?

― Я бы так не сказала. Сахар вреден прежде всего для тех, у кого он уже повышен в крови, например для пациентов, страдающих диабетом. Для молодых здоровых людей сахар не несет такой угрозы. Кстати, такая популярность сладкого отмечается не везде. В Китае, например, не принято добавлять сахар в соевое молоко. Сама я тоже обычно пью соевое молоко без сахара.

― В мире не утихают соевые дебаты. Кто-то обвиняет этот продукт в отрицательном влиянии на половую систему и росте аллергий, а другие, напротив, убеждают в том, что соя и содержащийся в ней эстроген полезны для здоровья. Кто все-таки прав?

― Такая борьба мнений характерна относительно любого продукта питания, а не только для сои. В плане аллергенов, как я уже говорила, соя безопаснее коровьего молока, в котором содержатся казеин и лактоза. Что касается отрицательного влияния эстрогена на мужчин, то этот вопрос действительно муссировался в СМИ, но я лично не сталкивалась с какой-либо обширной доказательной базой по этому вопросу. Пока это все остается на уровне домыслов. Кроме того, никто не говорит, что нужно каждый день питаться одной лишь соей. Мы ведь не питаемся одним мясом или одним картофелем ежедневно. Во всем, как говорится, нужна мера.

Если вы хотите вести здоровый образ жизни, то на вашем столе должны быть самые разнообразные продукты, и я бы советовала подумать о том, как включить сою в свой рацион, потому что она очень богата полезными веществами.

― Вредна ли генно-модифицированная соя?

― Это важный вопрос, который меня тоже очень интересует и который я много изучала. Зависит от того, на что именно направлена эта генная модификация. Так, например, если в трансгенную сою внедрен ген фермента из агробактерий, обладающий устойчивостью к гербициду глифосату, который используют для уничтожения практически всех видов сорных  растений, то такая модификация вредна. Кроме того, выявлено, что и сам глифосат тоже опасен и вызывает рак у лабораторных крыс и мышей. Ген устойчивости к гербициду позволяет обрабатывать растения после прорастания семян и до стадии цветения. За счет этого фермеры, например американские, сокращают общее количество обработок различными гербицидами и таким образом существенно экономят время и деньги. А произведенное зерно генетически модифицированной сои отправляют на экспорт, не задумываясь о здоровье людей.

Из-за применения гербицида «Раундап» (глифосата кислоты) в трансгенной сое содержатся высокие остаточные количества глифосата и его метаболитов.

Если же мы говорим о генетической модификации, направленной на увеличение содержания белка в семенах, то в этом я не вижу никакого вреда для человека. Если, например, ген дикой сои, отвечающий за высокое содержание белка, ввести в геном культурной сои и это значительно увеличит образование белка в семенах, то это хорошо, но это пока еще никто не сделал.

― Почему мы покупаем сою у других стран? У нас не хватает своих производственных мощностей?

― Да. 5,5 млн т сои в год — это не так много для такой большой страны, как Россия. В основном мы импортируем сою для того, чтобы производить из нее масло и шрот для кормопроизводства, а из масла получают лекарство для лечения болезней печени и не только. Поэтому и в данном случае соевое масло полезно, так как содержит фосфолипиды, причем лучше нерафинированное. Кстати, в корзине питания космонавтов есть продукты, содержащие сою.

― Расскажите, пожалуйста, об особенностях выращивания сои на Дальнем Востоке России. Как вы боретесь с неблагоприятными климатическими условиями?

― Дальний Восток — на самом деле наиболее благоприятная территория для возделывания сои, потому что соя ― это культура короткого светового дня и очень любит влагу; и то и другое у нас соответствуют требованиям культуры. Чего нам не хватает, так это тепла, в котором так нуждается соя. Но благодаря работе селекционеров, начало которой положил В.А. Золотницкий, удалось создать сорта, приспособленные к неблагоприятным климатическим условиям Дальнего Востока. Так, например, в институте были выведены десять сортов, устойчивых к низким температурам в период прорастания. Это очень важное достижение, ведь мы начинаем сеять сою довольно рано, в первых числах мая, когда еще бывают заморозки, а может и снег выпасть.

Для того чтобы семена сои проросли, нужна температура почвы не менее +10° С. Наши же сорта позволяют начинать посев даже при температуре +5° С. Зерно, попадая в почву при такой температуре, не загнивает, не погибает, а продолжает лежать, и когда наступает +10° С, оно прорастает.

Столь ранний посев очень важен при таких больших объемах производства (более 800 тыс. га в год), как в Амурской области. Это позволяет нам не снижать темпы производства и высевать часть сои в более ранний период, а другую часть, приспособленную к теплым условиям, ― в более поздний. Наши сорта сои ― одни из самых скороспелых в мире! У нас в Амурской области период вегетации сои составляет всего 100–120 дней. В Хабаровском крае и Приморском крае, где климат теплее, высеваются сорта с вегетацией 130–140 дней. Климат на Дальнем Востоке различается: в Амурской области он резко-континентальный, в Хабаровском крае ― континентальный, в Приморском ― умеренно муссонный. Поэтому благодаря грамотной работе селекционеров мы имеем свои сорта для каждой территории с ее уникальными особенностями. Создание высокопродуктивных сортов с различной продолжительностью вегетационного периода и устойчивостью к неблагоприятным факторам среды позволило возделывать сою на Дальнем Востоке в широких производственных масштабах.

Что касается борьбы с вредителями и болезнями, то здесь мы используем те же методы, что и в других регионах России: обрабатываем семена фунгицидами и биопрепаратами, боремся с сорняками с помощью гербицидов. Сейчас на рынке представлено очень много почвенных гербицидов, которые не несут большого вреда для растения. Холодные дальневосточные зимы хороши тем, что при наших низких температурах с сорокоградусными морозами в почве погибают практически все болезни и многие вредители. В Амурской области почва промерзает на глубину до 2 м. Но многие болезни и вредители сохраняются на семенах, поэтому всегда есть с чем и с кем бороться.

В 2000-х гг. к нам в институт приезжали агрономы из Бразилии, возделывающие сою. Они восхищались тем, что мы в период активного роста для борьбы с сорняками обрабатываем растения гербицидами всего один раз, в то время как аграриям в жарких странах приходится делать это несколько раз. Коллеги признались, что хотели бы иметь такой же климат, как у нас: тогда их соя меньше бы подвергалась химической нагрузке. На Дальнем Востоке, да и в России в целом химическая нагрузка на сельскохозяйственные культуры значительно ниже, чем в странах с жарким климатом.

 Беседовала Янина Хужина

Источник: scientificrussia.ru