Утром в газете – вечером в куплете. Самолётостроители ещё не достигли оперативности былых эстрадных исполнителей, но налицо всё же рекорд скорости. Новый однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate меньше недели назад презентовали на авиакосмическом салоне МАКС-2021, а уже сегодня глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь объявил, что на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) уже начали работы по созданию первого опытового образца новой машины. Некоторые обозреватели полагают, что такая скорость – результат победы военных над министром финансов.
В принципе, Юрий Слюсарь подтвердил то, в чём и без того были уверены владеющие тематикой наблюдатели: истребитель Checkmate будут собирать на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе. Завод входит в корпорацию "Сухой", будучи её "золотым" филиалом: здесь собирают самые современные и лучшие русские истребители Су-57 и Су-35С.
Теперь, значит, решена сборка и Су-75, как ещё называют Checkmate. Что логично. Во-первых, именно на КнААЗ был собран самолёт (точнее, пока только демонстратор), что показали на МАКС-2021. А во-вторых, очевидно, что для лёгкого истребителя будут по возможности использоваться те же узлы и агрегаты, что идут на старших собратьев. Не подводили бы только смежники – в частности, по моторам, по электронике, по АФАР.
Далее график предполагается таким: в 2023 году – первый полёт, в 2024-2025 годах – опытовые образцы, установочная партия – в 2026-м, и наконец выход на серийное производство и поставки – в 2027 году.
Посмотрим. Если эти темпы удастся соблюсти, то это будет показывать, что русское авиастроение действительно вырвалось из-под гнёта безденежья, срывов поставок, обидных простоев.
И вот ведь какое совпадение – в эти же дни, когда работал МАКС-21, появилось сообщение, что из Фонда национального благосостояния будет выделено около полутора триллионов рублей на развитие отечественной авиации. На эти деньги до 2030 года должны быть построены 750 самолётов перспективных гражданских типов МС-21, "Байкал", Ил-114-300 и других. Понятно, что военные производства финансируются по другой статье, но в целом ситуация смахивает на то, что реальная экономика в России, требующая внутренних инвестиций в реальное производство, одержала победу над виртуальной денежной политикой Минфина и Центробанка. Которая ориентировалась на "недопущение инфляции", "рост иностранных инвестиций", а потому не пускали собственные рубли на нужды народного хозяйства.
Но по порядку.
Шах и мат
Это стало уже дежурной фразой, но машина, получившая название Checkmate ("Шах и мат" либо, некоторые говорят, "Шахматы"), о которой Царьград уже сообщал, действительно стала главной сенсацией 15-го Международного авиационно-космического салона (МАКС-21), что работал с 20 по 25 июля.
Что про этот самолёт стало известно к нынешнему дню? Согласно заявленным характеристикам, скорость его будет доходить до 2 Махов, дальность полёта – до 3000 км, масса боевой нагрузки – 7,4 тонны. Совершенная авионика, радар с АФАР, оптическая прицельная система, позволяющая видеть складки на комбинезоне чужого пилота, система круговой оптической и радиотехнической разведки, РЭП и РЭБ, система широкодиапазонной связи.
И в этих своих качествах "Шахматы" действительно ставит шах и мат назойливо воспеваемому американцами F-35. Этот разрекламированный до зубной боли самолёт наш превосходит по всем основным параметрам. Да к тому же – параметрам, определённым именно для моделей 5-го поколения.
Так, максимальная скорость американца – 1,6 Маха (1930 км/ч). У нашего, как сказано, до 2 Махов. То есть требуемый для 5-го поколения сверхзвук – быстрее, а значит, лучше. "Стелсовость", то есть малозаметность на экране локатора – тоже непременное требование – у нашего тоже лучше: его эффективная площадь рассеивания (ЭПР) составляет всего 0,001 кв.м, в то время как F-35 показывает 0,005 кв.м. Наконец по носимому внутри фюзеляжа вооружению Checkmate способен забрать почти вдвое больше полезной нагрузки, нежели жалкие 4 тонны для американца.
Ну, а в области управления детище ОКБ "Сухой" наголову громит американского коллегу. Пока там американцы борются со слишком сложным шлемом, уже убившим по меньшей мере одного японского пилота, на нашем самолёте будут широко применяться технологии искусственного интеллекта, способные сделать из него всё что угодно – и беспилотник, и "матку" для роя беспилотников, и летающую базу контроля и управления, и кое-что ещё, о чём мы умолчим.
И главное, что в показанном на салоне варианте – это машина для экспорта, то есть с заведомо обрезанными возможностями, а в реальной потенции она – платформа, на которую может надстраиваться оборудование для следующих самолётных поколений, включая то, где он будет превращаться в орбитальный штурмовик.
Но и это всё были – шахи. Мат же для заокеанских "коллег" в том, что русский самолёт будет стоить около 30 млн долларов. А вот F-35, в зависимости от модификаций, – от 94 млн до 115,5 млн долларов.
Так что недаром проскочила информация, будто перспективы продаж Checkmate оцениваются минимум в 300 штук первоначально.
А вот теперь главное-главное. При таких ценах купить эту машину смогут позволить себе даже не очень богатые страны. А среди них и такие, которые имеют причины опасаться "дипломатии канонерок" США. Обладание же Checkmat`ом, даже без гиперзвуковых, а со вполне нормальными русскими ракетами, позволит этим странам ставить шах и мат американским авианосным группировкам. Когда аж три из них не посмели ударить по Северной Корее – отныне же не посмеют покуситься ни на Сирию, ни на Никарагуа, ни на кого, кто купит у России этот дешёвый, но смертоносный самолёт.
Так вот, о деньгах
На МАКСе, напомним, контрактных соглашений было подписано на 256 миллиардов рублей. По сравнению с английским Фарнборо это немного. Но как-то так совпало, что как раз в дни работы салона появилось сообщение, что
на развитие русской авиации до 2030 года из Фонда национального благосостояния будет выделено около полутора триллионов рублей.
На эту сумму должно быть создано порядка 750 русских самолётов основных развивающихся типов – МС-21, "Байкал", SSJ100, Ил-114-300 и других.
Но важно не это, считают специалисты, а то, что, пожалуй, впервые представители реального сектора экономики смогли "раскулачить" системного либерала Антона Силуанова на то, чтобы он согласился с таким серьёзным выделением денег для отечественной промышленности. Не в том тут дело, что функция Силуанова как министра финансов – как раз и быть тем камнем, что лежит на пути у вольного утекания денег из бюджета на разные цели. В том дело, что до сих экономический блок правительства вкупе с Центральным банком если и выделял кому-то вспомоществование, то банкам и вообще финансовому сектору. Деньги делали деньги, а не то, что нужно стране.
И вот теперь что-то в прежней схеме сломалось. Неужто правительство, как предположил обозреватель указанного портала,
полностью зачищено от влияния системных либералов, а Силуанов стал выполнять всего лишь протокольную функцию?
Хотелось бы надеяться…
Александр Цыганов