Дмитрий Рогозин, глава корпорации Роскосмос, воскликнул "Она летает, чёрт возьми!", комментируя в социальных сетях старт тяжелой ракеты "Ангара-5". Имел полное право: налицо большой успех российской космической отрасли. "Ангара" находится в завершающей стадии испытаний. Она выводит на орбиту макет космического корабля. Лётные испытания ракеты, которые включают шесть пусков, по плану должны завершиться в 2021–2022 годах.
У России есть то, чего так не хватает мировой космонавтике – ракеты, способные выводить на орбиту 2,5 тонны полезного груза. Мало того, "Ангара" – это целое семейство российских ракет-носителей от лёгкого до тяжёлого классов. Лёгкие носители "Ангара-1.2", средние – "Ангара-А3", тяжёлые – "Ангара-А5". Причём Ангара представляет собой модульную конструкцию, а её двигатели, как подчёркивают в Роскосмосе, не используют агрессивные и токсичные компоненты топлива.
Мало и этого: сами испытания Ангары – тоже большое достижение. Обычно, когда испытываются даже самые последние версии ракет тяжёлого класса, те же "Атласы", "Дельты", "Арианы", они выводятся просто на низкую орбиту. "Ангара-5" полетела сразу на геостационарную, пояснил сразу после старта "Российской газете" заместитель гендиректора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, главный конструктор "Ангары" Александр Медведев.
Космические старты и земные шоу
По всем статьям старт 14 декабря с космодрома "Плесецк" – это шаг в будущее космонавтики. Более чем нерядовое достижение, достойное фанфар и, по традиции империи, орденов причастным.
Одно плохо. Не только на Западе, но даже и в России всё сказанное выше не то чтобы оспаривается – но считается как бы неважным на фоне шоу мирового класса, которое производится в другой мировой державе – Соединённых Штатах Америки "визионером" и "гением" по имени Илон Маск. Старт "Ангары", как и множество стандартно-успешных стартов российских космических кораблей, старательно обесцениваются. Что там "морально устаревшие" "Союзы", которые в плановом порядке доставляют на орбиту. Вот "первый в истории частный пилотируемый корабль" корпорации Space X – вот это достижение.
Это такое достижение, что русская "несистемная оппозиция" заходится от восторга и уверенно сообщает городу и миру, что американцы далеко обогнали Россию в космических технологиях – при том, что Маск запустил свой первый в истории "частный" (оплаченный вполне государственным НАСА, разумеется) пилотируемый космолёт после десятилетнего периода, когда американцы на орбиту попадали только на русских кораблях.
Это такое достижение, что "Радио Свобода" сравнивает Маска с Циолковским и Королёвым, а заодно с Теслой и Сикорским, и вопреки очевидности говорит в эфире об успешных испытаниях корабля "который уже скоро унесёт нас на Луну".
Отчего глава Роскосмоса поминает чёрта? Да он просто "троллит", как это принято в интернете, Илона Маска, у которого за три дня до успешного старта "Ангары" посадка завершилась взрывом, а Маск, как будто так и было задумано, сообщил в Твиттере:
Мы получили все необходимые данные. Поздравляю всю команду, черт возьми!
Шутку Дмитрия Рогозина трудно назвать неудачной, потому что "Ангара"-то летает, а Starship пока не совсем. Но вот причина, по которой глава Роскосмоса вынужден так шутить, смешной отнюдь не кажется.
Потому что на примере "гениального визионера и бизнесмена" Илона Маска мы видим, как устроен современный мир и, в частности, управление информационными потоками. И для чего оно устроено именно так.
Что такое "мир, который построил Маск", как высокопарно выражается "Свобода"? Это мир, в котором главный успех – это капитализация проекта, то есть его биржевая стоимость, которая, как мы видим на примере того же Маска, совершенно не зависит от его действительных материальных достижений. Что с того, что электромобили не приносят реальной прибыли, если акции растут? Что с того, что единственный запуск единственного космического корабля противопоставляется 25 успешным российским запускам в 2019-м и 15 в 2020 году? Важны не факты – важно, какие из этих фактов окажутся в фокусе внимания мировой прессы.
Война за заказы или война против России?
У этого положения вещей есть два следствия – или две причины. Первая в том, что космос в настоящее время – это, прежде всего, большой и серьёзный бизнес. Вывод на орбиту спутников – это товар, который на мировых рынках могут предложить не так уж много игроков – и крайне важно, будет Россия игроком номер один или номер два. Вторая в том, что невозможно победить Россию, пока она остаётся лидером в столь важной отрасли мирового хозяйства, как космонавтика, как пилотируемая, так и нет. Эта победа может быть только информационной – необходимо убедить весь мир, но в первую очередь самих русских, что они отстают. Проигрывают. Уже проиграли. Убедить в том, что они не могут считаться ни современными, ни продвинутыми. Не могут быть лидерами. Если русские лидеры – в космосе, в Арктике, в экспорте зерна – то, стало быть, "свободный мир" в чём-то хуже. Если это так – все усилия пропагандистов насмарку.
С "оборонкой", между прочим, та же самая история. На днях завершились учения российской ядерной триады. В ходе этих учений производились успешные ракетные пуски и с того же космодрома Плесецк, и с борта подводного ракетного крейсера "Владимир Мономах", впервые в истории нанесшего удар по учебным целям четырьмя ракетами "Булава". Автор этих строк – ни в какой букве не военный эксперт. Но память у него хорошая. Я никак не могу забыть, как радовались каждому неудачному старту этой "Булавы" российские демократы, которых мы тогда ещё стеснялись называть иностранными агентами. Так же, как радовались неудачным космическим стартам. Я помню, как все сытые годы XXI века, когда наша экономика росла, они как заведённые твердили про "ржавые ракеты". Заткнулись после "Калибров" – чтобы начать славить Илона Маска и его достижения.
Не так страшно, что они мешают нашим госкорпорациям работать на мировом рынке. Страшно, что они пытаются развратить и сделать пораженцами граждан России.
Андрей Перла